Fosca. Обложка ит. издания



Где купить:

Amazon.com


Текст © Елена ди Венериа




ФОСКА, БУВАР
Fosca, Bouvard



Иджинио Уго Таркетти

Этот итальянский писатель середины 19 века мало известен за пределами родной страны - впрочем, и в Италии его имя знакомо не всем. А ведь Таркетти, по сути, открыл для соотечественников жанр готической новеллы в духе Эдгара По. Его рассказы, полные таинственных событий и в то же время ироничные и реалистичные, поистине новаторские для того времени. Да и современные читатели, несомненно, с интересом откроют для себя этого автора.

Иджино Пьетро Теодоро Таркетти (Igino Pietro Teodoro Tarchetti, 1839-1869) родился в Пьедмонте. В свидетельстве о рождении его имя было записано как Iginio, а затем исправлено на Igino (правильный вариант). Но Таркетти предпочел подписываться именем "Иджино". А второе имя - Уго - Таркетти взял в честь писателя Уго Фосколо. В 1861 он вступил в армию. Для Италии это был знаменательный год - Виктор Эммануэль II, король Сардинии, провозгласил создание единого итальянского государства со столицей в Турине. Таркетти, на чью долю не выпало реальных боевых действий, пишет для журналов, изучает английский - и публикует переводы, пробует себя в большой литературе. Он вступает в общество Scapigliatura ("Растрепанные"), члены которого выступали против буржуазных норм морали. Из-под пера Таркетти выходит несколько романов. Он встречает женщину, короткая связь с которой будет отражена в его последнем романе - "Фоска" (Fosca)... Этот роман публикуется в журнале - как роман с продолжением, и Таркетти, прикованный туберкулезом к постели, вкладывает в него все, что довелось пережить в жизни. Он скончался в 29 лет. Несколько финальных глав романа дописал романист Сальваторе Фарина, близкий друг Таркетти.


Обложка
англ. издания

Фоска - молодая женщина, больная эпилепсией. Болезнь исказила ее черты, она к тому же очень худа, подвержена истерикам и навязчивым идеям. Фоска безоглядно влюбилась в молодого офицера, подчиненного ее кузена. В этом офицере Таркетти вывел себя, и многие эпизоды в романе - автобиографичны, в том числе и встреча с Анджолиной (в романе - Фоской). Болезненная одержимость молодым человеком толкает Фоску на поступки, идущие в разрез с нормами морали. В этом многие поклонники "Призрака Оперы" видят сходство с Эриком. Я думаю, сходство, если и есть, то в ином слое романа - в противопоставлении красоты и уродства, в теме одиночества, противостояния с миром, в противоречивой притягательности страсти. Уродство отталкивает и в то же время манит.


Иллюстрация Джима Пирсона (Jim Pearson)
к новелле "Бувар", вынесена также и на обложку.

Нажмите, чтобы посмотреть в увеличенном размере

В новелле "Бувар" (Bouvard) тема "Призрака Оперы" видна гораздо более явно. Нам показана история молодого савояра (жителя Савойи), уродливого с рождения. Отец подарил ему виолу. И оставшись один, Бувар начал странствовать с ней вначале по родному краю, а затем, обнаружив незаурядный музыкальный талант, по всему миру. На пике своей популярности он, никогда прежде не любивший и не допускавший мысли о том, что его могут полюбить, встретил Джулию, юную неаполитанку. Первая любовь, как безумие, охватила его, но спустя какое-то время он осознал, что девушка смеется над ним, над его уродством. И вот талантливый музыкант исчез со сцены - и появился вновь только через несколько лет, когда Джулия скончалась в расцвете молодости и красоты. Бувар украл тело Джулии, отнес к себе в дом, осыпал цветами. На следующее утро тело Бувара было найдено рядом с телом Джулии.

Лоуренс Венути, переводивший и "Фантастические истории", куда входит новелла "Бувар", и "Фоску" (на английском языке роман был опубликован под названием Passion), говорит о незаслуженно забытом писателе с большой симпатией. Итало Кальвино, итальянский писатель, ставил Таркетти в один ряд с Мопассаном и Толстым. По роману "Фоска" режиссер Этторе Скола в 1981 году снял фильм Passione d'amore , а в 1991 году Стивен Сондхайм поставил мюзикл Passion. Как видно, Иджинио Уго Таркетти все же не забыт, его знают и ценят.

Истории Таркетти полны мягкой печали, они фантасмагоричны - и отражают умонастроения литераторов поколения, к которому принадлежал их автор. Я хочу, чтобы и вы познакомились с этим писателем.


На верх страницы