ДРАКУЛА
Dracula (1897)
Брэм Стокер
|
Цит. по:
1) Дракула. Пятница, 13. Романы. Пер. с англ. Н. Сандровой и Г. Цветкова. Серия "Бестселлеры Голливуда".
- Изд-во "Эрика", 1993. - 447 с., ил.
2) Леру Г. Призрак Оперы: Роман / Пер. с фр. Д. Мудролюбовой. - СПб.: Издательский Дом "Азбука-классика", 2007.
- 352 с.
Абрахам (Брэм) Стокер (Abraham Bram Stoker, 4.11.1847 - 20.04.1912) родился в Дублине. До семи лет он был прикован
к постели из-за болезни, но поправился и во время учебы в Тринити-колледже был чемионом по легкой атлетике и футболу.
Стокер серьезно занимался математикой, а по завершении учебы стал чиновником, но в то же время был театральным критиком - писал статьи в
местные журналы. И когда его друг, актер Генри Ирвинг в 1878 году предложил ему стать импрессарио в театре Lyceum, Стокер
согласился и переехал в Лондон. Именно Ирвинг - с его превосходными манерами, в костюме с иголочки, c внешностью благородного разбойника и с
ролями в пьесах Шекспира - стал прототипом одного из самых известных персонажей мировой литературы.
История - не первая в своем жанре, до нее были и "Вампир" (1819) Джона Полидори, и "Кармилла" (1871) Шеридана Ле Фаню, - оказала
исключительное влияние на становление "вампирской" литературы. Можно сказать, что роман стал фандомообразующим. А главный
герой - граф Дракула - стал одним из самых популярных персонажей литературы и кино. Восемь лет Стокер собирал материалы для книги. Роман был опубликован 18 мая 1897 года. Его оценили уже тогда - судя
по благосклонной реакции прессы и отзывам читателей, которые называли роман сенсационным.
Генри Ирвинг
|
Итак, что же общего у Дракулы с Эриком? Гастон Леру в главе "Лира Аполлона", наконец-то, показывает нам главного героя.
Живет он уединенно. В его доме нет зеркал. Он спит в гробу. Какое
впечатление производит простое перечисление этих особенностей Призрака Оперы? А вот эти пассажи, приведенные ниже?
"- Надеюсь, вы меня извините, если я не составлю вам компании: я уже обедал и никогда не ужинаю. [...]
Граф подошел к столу, сам снял крышку с блюда - и я накинулся на прекарсно зажаренного цыпленка. Затем сыр и
салат, да еще бутылка старого токайского вина. которого я выпил бокала два-три, - составили мой ужин". (Цит. по (1))
И
"Я с большим аппетитом съела несколько раков, крылышко курицы, спрыснутое токайским вином, которое он [Эрик - Е. ди
В.] привез по его словам, из погребков Кёнигсберга, где когда-то кутил сам Фальстаф. Он же сам ничего не ел и не
пил". (Цит. по (2)).
Или вот еще.
"Когда граф наклонился ко мне и его рука дотронулась до меня. я не мог удержаться от содрогания. Возможно, его
дыхание было тлетворным, потому что мною овладело какое-то ужасное чувство тошноты, которое я никак не мог скрыть". (1)
И
"Я сделала отчаянную попытку вырваться, тело мое напряглось, рот открылся для крика, но возле рта на лице я
почувствовала ладонь... От нее исходил запах смерти! И я лишилась чувств.
[...] После чего он встал и протянул мне руку [...], но я с тихим возгласом поспешно отдернула свою. То, чего я коснулась, было
влажным и костлявым, - я вспомнила, как пахнут смертью его руки". (1)
Думаю, очевидно, что флер вампиризма витает над таинственной фигурой Эрика. Гастон Леру играет с читателями
- в конечном итоге все не так, как представляется на первый взгляд, и тайна Эрика вовсе не в том, что он пьет кровь.
Однако некоторое время читатели, получив одну за другой ложные подсказки, вполне могут сложить их в неверную картину.
Еще одно сходство "Призрака Оперы" и "Дракулы" - треугольник отношений Эрик-Рауль-Кристина и Дракула-Джонатан-Мина.
Пожалуй, у Перса и Ван Хельсинга также сходные роли - резонеров-обладателей информации о главных антагонистах,
Призраке и графе.
Как и "Призрак Оперы", "Дракула" не раз был экранизирован. Один из наиболее удачных, на мой взгляд, фильмов - "Дракула Брэма Стокера"
Копполы. Впрочем, есть и другие, например, версия 1958 года от режиссера Теренса Фишера, снявшего чуть позднее, в 1962 году,
свой вариант "Призрака Оперы" - с Хербертом Ломом в роли Призрака. Сам Лом играл Ван Хельсинга в паре с Кристофером Ли-Дракулой.
Интеграция истории о графе-кровопийце в историю об уродливом отверженном гении прошла с хорошими результатами. На свет
появился эпизот в мультсериале об утенке-вампире - Count Duckula, а также фильм
про вампиров в оперном театре - Il Mostro dell'Opera.
Каждый из романов - признанная классика, оба антагониста - едва ли не самые популярные
в литературе, а самое главное - фандомообразующие персонажи. Впрочем, несмотря на схожие элементы, сути историй разные - за что мы их и ценим.
На верх страницы.
|