Обложка японск. издания (1968 г.)




Где купить:

Amazon.com
Ozon.ru


Текст © Елена ди Венериа




Чужое лицо ♥♥♥♥♥, RU
他人の顔
Tanin No Kao
1959 г.

Может быть, лицо чудовища создает сердце чудовища.
Лицо чудовища обрекает на одиночество,
а это одиночество создает душу чудовища.
(Кобо Абэ, "Чужая маска")


Кобо Абэ

Роман японского писателя Кобо Абэ (Kôbô Abe, 7 марта 1924 г. - 22 января 1993 г.) был написан в 1959 году. Это история об ученом, пострадавшем от взрыва баллона с жидким кислородом. У него обожжено лицо, и на коже образовались уродливые келоидные рубцы. Роман написан от первого лица, и по имени главный герой не называется. Но мы будем его звать Окуяма, как он назван в фильме, снятом по книге. В 1966 г. Кобо Абэ стал автором сценария этого фильма и сыграл там небольшую роль.

Кобо Абэ (настоящее имя Абэ Кимифуса) родился в Манчжурии, учился в Токийском университете на медицинском факультете, во время учебы женился на художнице Мати Абэ. Мати станет иллюстратором книг писателя, будет создавать декорации к его театральным постановкам. В 1947 году, основываясь на личном опыте жизни в Манчжурии, Абэ написал поэтический сборник "Анонимные стихи". В следующем, 1948 году, он неудовлетворительно сдал квалификационный экзамен и по специальности не работал, посвятив себя творчеству.

Он начинает публиковаться, приобретает некоторую известность. В 1950 году знакомится с Хироси Тэсигахара (Hiroshi Teshigahara), режиссером, специалистом в искусстве икэбана, человеком разносторонних интересов и талантов. Именно Хироси экранизирует ряд романов Кобо Абэ, в том числе и "Чужое лицо". В 1973 году Абэ создал и возглавил собственный театр "Студия Абэ Кобо".

Авангардист, новатор, эксперименталист, Кобо Абэ создал интересные и нетривиальные работы. И в жизни у него были нетривиальные интересы. Он стал первым японским писателем, который набирал свои работы в текстовом редакторе - с 1984 года (!), он был одним из первых, кто приобрел синтезатор (использовал его для создания и обработки звукового сопровождения спектаклей в своей "Студии"), он увлеченно, даже фанатично, фотографировал, получил патент на цепь противоскольжения для автомобильных шин (получил серебряную медаль на международной выставке изобретателей)...

25 декабря 1992 года у него случилось кровоизлияние в мозг. 22 января следующего года он скоропостижно умер в возрасте 68 лет от остановки сердца.

Все люди закрывают окно души маской из плоти
и прячут обитающие под ней пиявки.
(Кобо Абэ, "Чужая маска")

Название романа по-японски звучит как "танин-но као", и слово "танин" имеет гораздо больше значений, чем "чужой": это и "странный", и "неродной", и "некто извне", и "некто, не имеющий непосредственного отношения". Человек без лица. Человек, потерявший свое лицо.

В восточной, в частности, японской культуре идиома "потерять лицо" означает совершить поступок или попасть в такую ситуацию, которую невозможно исправить, которая недопустима. "Лишенный лица" человек мог только одним способом решить проблему - совершить самоубийство. Так было в прошлом. Потерять лицо человек боится издревле - в прямом и переносном смысле. Опозориться, утратить социальную значимость, оказаться вне общества - это страшно. Это - "смерть" тебя как социальной единицы. Тема потери лица плотно переплетена с темой масок, которые все мы носим. В "Чужой маске" Окуяма теряет лицо в прямом смысле, и это рождает страх "потери лица" в обществе, которое оказалось закрыто для него, ставшего уродом.

Внешнее уродство порождает в нем - а, возможно, только открывает то, кем уже он был, но умело скрывал - чудовище: расист, насильник, кто знает, может, и убийца... "В маске, - пишет Кобо Абэ, - тоже есть нечто схожее с ними [мнимыми числами - прим. Е. ди В.]: наложить на маску маску - то же самое, что не надевать ее вовсе".

Интересный, необычный роман, полный философских размышлений и аллегорий. Что есть человек в обществе, взаимоотношения человека с враждебным ему миром, попытка поиска своего места в жизни - главные черты не только этого, но и других романов Кобо Абэ.

=^_^=

• Экранизация


Постер


Производство: Toho Company, Ltd, Япония.
Режиссер, продюсер: Хироси Тэсигахара (Hiroshi Teshigahara)
Автор сценария: Кобо Абэ (Kôbô Abe)
Композитор: Теру Такемицу (Tôru Takemitsu)
Оператор: Хироси Сегава (Hiroshi Segawa)
Монтаж: Фусако Шуцюй (Fusako Shuzui)
Художник-постановщик: Тору Такемицу (T?ru Takemitsu)

Дата выхода: 15 июля 1966 г.

В ролях: Татсуа Накадай (Tatsuya Nakadai, Окуяма), Мачико Киё (Machiko Kyô, его жена), Микийиро Хира (Mikijiro Hira, психиатр), Киоко Кишида (Kyôko Kishida, медсестра), Кобо Абэ (Kôbô Abe, человек в баре), Михору Чияки (Minoru Chiaki, владелец дома), Ецуко Ичихара (Etsuko Ichihara, дочь владельца дома).

Длительность: 122 мин.

Награды: Кинопремия "Майнити" (ежегодная японская кинопремия, спонсируемая газетой "Майнити Симбун"), 1967 г., за лучшую музыку к фильму и лучшую работу художника-постановщика.

Скриншоты и синопсис

• Книга на русском языке


Обложка русского издания


Собрание сочинений в 4 томах. Том 1. Женщина в песках. Чужое лицо. Sunna no anna. Tanin no kao - Серия: Кобо Абэ. Собрание сочинений в 4 томах ("Амфора") - Изд.: Амфора, 2007 г. - Твердый переплет, 432 с.
ISBN 978-5-367-00311-6,

Перевод: Владимир Гривнин


Читать текст в библиотеке Мошкова

• Аудиокнига на русском языке


Обложка


Кобо Абэ. Чужое лицо (аудиокнига MP3). Серия: XX век. Зарубежная проза. Издательство: Студия АРДИС, 2004 г.

Перевод: Владимир Гривнин
Читает: Ирина Ерисанова



Осторожно, спойлеры!


Окуяма после несчастного случая, вследствие которого его лицо оказалось страшно обезображено, ведет записи для своей жены, стремясь как можно точнее описать свое состояние и объяснить мотивы поступков. Его дневник занимает три тетради - черную, белую и серую. Он убежден, что лицо есть главное в общении людей, которые отождествляют внешность и внутреннее содержание. Единственный способ вернуться в сообщество - носить маску, и Окуяма создает маску, практически подобную настоящему лицу, способную с помощью лицевых мышц принимать разные выражения. Окуяма попадает в плен к маске. Он приходит к выводу, что люди всегда носят маски, что в маске человек становится насильником. После взрыва у Окуямы не было близости с женой, и он, не умея понять, что творится у нее на душе, решает соблазнить ее, будучи в маске. Это удается, но он подавлен - жена фактически изменила ему. И тогда он решается рассказать ей все, пишет свои записки и оставляет на съемной квартире, куда приглашает жену. В финале истории Окуяма, совершенно уничтоженный морально, решает преступить черту и в очередную прогулку берет с собой пистолет, который купил в первые дни после создания маски.


Конец спойлеров.



На верх страницы