Страна: Франция.
Премьера эпизода: 16 июня 2001 г.

Сезон 3, эпизод 2.
Режиссер: Стен Нойман (Stan Neumann)
Производство: ARTE FRANCE, LES FILMS D'ICI
Продолжительность: 28 мин.

Нажмите на обложку ДВД, чтобы увеличить.

Документальный сериал "Архитектура" состоит из отдельных получасовых эпизодов, в которых рассказывается о знаменитых строениях, построенных не позднее начала XX века. В каждой серии используются уникальные материалы, фотографии и документы. Интересующий нас эпизод о Гранд Опера снят Стеном Нойманом, который срежиссировал еще несколько эпизодов для сериала. Нойман много и охотно снимает документальные фильмы, в том числе о городах, музеях, - и получил за свои работы уже несколько наград.

Говорят, начинается фильм, что некоторые певцы могут голосом бить стекло. Что же, для подобных экспериментов, наверное, и строился театр. В фильме много прекрасных общих видов театра, панорамные съемки, детальные съемки внутреннего убранства... Мы видим Оперу от "макушки до пяток", от Лиры Аполлона до подземного резервуара с водой. Помимо уникального футажа использованы кадры из фильма "Призрак Оперы" 1925 года - сцена с падением люстры, например. Фильм был выпущен в сборнике "Architectures. Vol. 3", переведен на английский и рекомендуется всем - не только поклонникам Призрака Оперы, поскольку это интересный и познавательный фильм.

О Шарле Гарнье можно узнать подробнее здесь.
Об Опере на улице Пелетье - здесь.
Ну а страницы, посвященные Гранд Опера, - здесь и здесь.


Пожалуйста, не копируйте материалы без нашего разрешения!



Перед тем, как приступить к детальному описанию Оперы Гарнье, рассказывается предыстория - о покушении в 1858 году на улице Пелетье перед театром на Наполеона III. Итальянский фанатик чуть не убил Императора, кого-то ему удалось даже покалечить, и Наполеон инициировал строительство нового оперного театра - чтобы больше не ездить в старый... во избежание, так сказать.

В 1860 году был объявлен конкурс - чуть ли не первый в своем роде. Было подано множество заявок на участие. Конкурсанты подавали заявки анонимно - комиссия различала их только по номерам и слоганам. Проект Гарнье выступал под номером 38.


Барон Осман, префект (или мэр) Парижа, был сторонником радикальных изменений. Он безжалостно сносил дома, целые кварталы, (См. на картинке - белым отмечена будущая новая улица, которая, вообще говоря, функционально неоправданна). По его проекту оперный театр должен был быть вписан в ромб, который образуют четыре новые улицы. Гарнье был против - его театр был вытянутым в длину, его форма не вписывалась в ромб, но спорить с Османом было бесполезно, и Гарнье пришлось спроектировать две пристройки к театру. В одной разместились билетные кассы, другая стала парадным крылом для Императора.




Отвлекшись от работы в какой-то момент, Гарнье с удивлением обнаружил, что по приказу Османа рядом с театром было построено новое здание - при чем оно было на 5 метров выше, чем допустимая высота для строений, принятая в Париже. Пришлось срочно "добавлять высоты" театру. Гарнье поднял портик дополнительным этажом с колоннами, иначе, сказал он, это будет не театр, а просто "здание напротив".



Вторая часть


На верх страницы