На главную В раздел "Опера"

Гранд Опера
в открытках, рисунках и фотографиях.


Концепт-идея © Елена ди Венериа.
Данная страница создана в исключительно познавательных и развлекательных целях и носит абсолютно некоммерческий характер.


Все картинки на странице можно увеличить, кликнув на них.


Как мы уже писали на странице, посвящённой истории создания театра, в 1857 году префектом Парижа стал Барон Жорж-Эжен Осман. Сторонник прогресса, Осман решил кардинально изменить облик города, для чего стал безжалостно избавляться от старых построек, навлекая на себя гнев обывателей. Желание императора Наполеона III построить новый театр удачно совпало с планами Османа создать сеть дорог для разгрузки траффика. Новый театр удачно вписывался в концепцию третьей из крупнейших развязок. Кроме того, он также становился центром, где сходилось несколько новых бульваров.

План Парижа в эпоху
преобразований барона Османа

Современная карта Парижа.
Фрагмент


Когда был объявлен конкурс на проект нового театра, за очень короткий срок - всего месяц - заявки подали больше 170 архитекторов. Основным фаворитом называли Вилль ле Дюка, придворного архитектора. Но победил вариант, как мы знаем, молодого Шарля Гарнье.

Проекты на конкрус:
(1) Архитектор Rohault de Fleury
(2) Архитектор Viollet-le-Duc

Проект Шарля Гарнье


И вот началось сроительство Оперы, подробности которого мы рассказывали вам на странице с историей. Завершилось оно спустя почти пятнадцать лет, 15 января 1975 года. А работы в близлежащих районах, в ходе которых было проложено знаменитое авеню Оперы, продолжались еще более двух лет:

Команда архитекторов под руководством Шарля Гарнье работает над проектом Оперы

1861 год. Строительные работы в том квартале, где вскоре будет заложено новое здание Оперы

21 июля 1862 г. Закладка первого камня в основание здания Парижской оперы министром Валевским


1862 год. Император Наполеон III и императрица Евгения посещают строительство Оперы. Ed. Gilis

1864 год. Строительство Оперы. Будущий зрительный зал

1869 год. Строительство Оперы


1872 год. Заканчивается строительство здания Оперы

1876 год. Строительство авеню Оперы и вид на задний фасад Опера Гарнье

1876 год. Строительство авеню Оперы


1876 год. Строительство авеню Оперы

1877 год. Строительство авеню Оперы

1878 год. Авеню Оперы


Вид на авеню с крыши
Оперы

Вид на Гранд Опера
с воздуха


Итак, новый оперный театр расположился на пересечении бульваров, как и задумал в свое время барон Осман, недалеко от театра находятся Вандомская площадь, Пале Рояль, церковь Мадлен.

Театр монументален и величественен. По его образу были построены театры в Нью-Йорке, Одессе, Будапеште...

"Стиль Наполеона III", как назвал его, чтобы угодить императрице Евгении, сам Гарнье, олицетворяет собой целую эпоху.

Купол театра

Вид на Гранд Опера

Вид на Гранд Опера.
Строительство станции метро


Театр в цифрах:

Площадь: 11237 кв. м.
Длина: 173 м.
Максимальная толщина: 125 м.
Высота от фундамента до пика Лиры Аполлона: 73,6 м.
Парадная лестница: 30 м. в длину.
Гранд Фойе: 18 м. в высоту, 54 м. в длину, 13 м. в ширину.
Аудитория: 20 м. в длину, 32 м. в глубину, максимум 31 м. в ширину.
Люстра весит 8 тонн.
Сцена: 60 м. в высоту, из них 45 м. пилона.
15 м. помещение под сценой.
27 м. в глубину и 48,5 м. в ширину (16 м. занимает авансцена).
Число мест: 2156.

Театр: помещения, зал, подвалы
в разрезе


План театра

Театр в разрезе

Макет театра


Макет театра

Макет зрительного зала

Макет парадного вестибюля


Фасад здания.

Возвышаясь над большим 10-ступенчатым подъездом, вход в вестибюль открывают семь полукруглых арок, разделенных скульптурными группами, среди которых - "Танец" Жана-Батиста Карпо. Этажом выше фойе переходит в галерею с восемью двойными коринфскими пилястрами из равьерского камня, которые дублируют маленькие колонны, обрамляющие оконные ниши, украшенные бюстами композиторов из позолоченной бронзы. Над лоджией господствует аттик, вдоль которого расположены соединенные гирляндами 53 античные маски из позолоченной бронзы работы Жана-Батиста Клагмана. Выше - две бронзовых скульптурных группы Шарля-Альфонса Гюмери, символизирующие справа - Гармонию, слева - Поэзию. Наконец, купол из серо-зеленой меди, оттененный золотом и увенчанный композицией Эме Милле "Аполлон между Танцем и Музыкой, поднимающий над головой золотую лиру".


Фото © Vika SP

Фото © Vika SP


Задний фасад здания
Фото © Vika SP

Фото © Narcissa

Фото © Vika SP

Фото © Vika SP


Фото © Vika SP

Фото © Enrica

Потолок на веранде-террасе
Фото © Narcissa

Оформление потолка
Фото © Hand$ome


Бюст композитора Г. Спонтини
Фото © Narcissa

Танец Жана-Батиста
Карпо (копия)

Гармония

Инструментальная музыка

Лирическая драма


Императорский павильон является частью западного фасада здания, он находится на стыке улиц Обера и Скриба. Это отдельный вход, предусмотренный по проекту Гарнье для императора Наполеона III. Однако поскольку к моменту открытия Оперы Франция стала республикой, то Императорский павильон стал очень изящно называться Павильоном Главы государства. К входным дверям ведут пандусы, позволявшие карете подъехать непосредственно к входу. На фасаде красуется бюст Шарля Гарнье.



Фото © Vika SP


На крыше Гранд Опера.

А теперь поднимемся на крышу и посмотрим поближе на величественный купол из серо-зеленой меди, на статую Пегаса, позолоченные статуи Гармонии и Поэзии и, конечно же, на ту самую статую, возле которой разыгралась одна из самых драматических сцен романа "Призрак Оперы", - статую Аполлона, поднимающего к небесам свою золотую лиру...

Ступени на крышу
Фото © exurbis.com

Чердачное окошко
Фото © exurbis.com

Ступени на крышу
Фото © exurbis.com

Вид с крыши Оперы
Фото © exurbis.com


Крыша здания

Купол и статуя Поэзии
Фото © Narcissa

Крыша здания
Фото © Narcissa


Поэзия
Фото © exurbis.com

Фото © exurbis.com

Пегас
Фото © exurbis.com


Пегас
Фото © exurbis.com

Аполлон с лирой
Фото © exurbis.com

Аполлон с лирой
Фото © Narcissa


Ступени к Аполлону
Фото © exurbis.com

Аполлон с лирой

Вид на Аполлона со стороны
Императорского павильона
Фото © Vika SP

Он же
Фото © Vika SP


Интерьер здания.

Настала пора спуститься вниз, зайти в Оперу и посмотреть, что же скрывается за этими величественными стенами. Зрители, миновавшие первые десять ступеней театра и портал, вступают в вестибюль, где их встречают скульптуры Люлли, Рамо, Глюка и Генделя. Главная лестница театра, безусловно, является одной из его жемчужин. Перед посетителями предстает восхитительный вид: с этой точки виден свод, образуемый центральной частью лестничной площадки; она, и колонные ее поддерживающие, выполненные в эшейонском камне, украшены арабесками и богатым орнаментом; беломраморные ступени и редкий красный мрамор балясин, удивительно сочетающиеся с розетками из зеленого мрамора, поддерживают балюстраду из оникса.

Справа и слева от главной площадки, плавно изгибаясь, спускаются лестницы. Отсюда же можно видеть этаж с первым рядом лож. Этаж украшают тридцать монолитных колонн, вырезанных из пиренейского мрамора, с беломраморными цоколями и капителями. На противоположных стенах располагаются пилястры из камней персикового и фиалкового цвета.
В отделке интерьера Гарнье использовал 24 (!) различных вида мрамора.


Центральный вход
Фото © Narcissa

Гостей встречает Психея
Фото © Hand$ome

Психея
Фото © Narcissa

Психея


Лепнина над Психеей невероятна,
словно рисунок тушью
Фото © Vika SP

Канделябр
Фото © Vika SP

Светильник в вестибюле
Фото © Vika SP

Парадная лестница
Фото © Vika SP

Парадная лестница
Фото © Vika SP


Парадная лестница Гранд Опера. 1880
Victor Navlet

Потолок вестибюля
Фото © Narcissa

Парадная лестница
Фото © Narcissa



Гранд фойе было расписано Бодре и Делоне: над зеркалами и дверями в медальонах изображены дети с музыкальными инструментами, над карнизами расположены живописные группы танцоров и певцов, далее идут античный и современный Парнас, потолок расписан с одной стороны сценами, изображающими Комедию в сопровождении аллегорий сатиры, остроумия и любви, а с другой стороны сценами с Трагедией в сопровождении аллегорий страха, жалости и ужаса, а между ними - Слава и Поэзия поднимаются ввысь к Гармонии и Мелодии. В сцену с Парнасом Бодре вписал и самого Гарнье. А монограмма архитектора - переплетенные C и G - видна в медальоне над одним из карнизов.


Бодре. "Парнас". Фрагмент.
Шарль Гарнье, Поль и
Амбруаз Бодре


Верхний ряд: слева Орфей, справа Психея.
Нижний ряд: слева Музыка Франции,
справа реставрация плафона


Монограмма Гарнье


Большое фойе

Большое фойе

Большое фойе


Большое фойе
Фото © Narcissa

Большое фойе
Фото © Narcissa

Большое фойе
Фото © Narcissa

Большое фойе
Фото © Narcissa


Большое фойе
Фото © Vika SP

Большое фойе
Фото © Vika SP

Большое фойе
Фото © Vika SP

Большое фойе
Фото © Vika SP

Большое фойе
Фото © Vika SP

Большое фойе
Фото © Vika SP


Пройдемся дальше по величественному зданию театра и посмотрим, какие еще чудеса оно нам откроет. Большая Ротонда, Ротонда Луны и Ротонда Солнца, коридоры вокруг зрительного зала, фойе и вестибюли...

Большая Ротонда

Большая Ротонда

Большая Ротонда

Большая Ротонда


Сюда Шарль Гарнье вписал вязью своё имя и годы строительства оперы
Фото © Narcissa

Фото © Narcissa

Фото © Narcissa


Ротонда Луны. Фото © Narcissa

Ротонда Солнца. Фото © Narcissa


Бесконечная анфилада
в ротонде Солнца
Фото © Hand$ome

Бюст Гарнье
Фото © Vika SP

И снова Парадная лестница
Фото © Vika SP

Фото © Vika SP

Фото © Vika SP


Фото © Vika SP

Фото © Vika SP

Фото © Vika SP

Фото © Vika SP

Фото © Vika SP

Фото © Vika SP


Служебная лестница
Фото © Vika SP

Фото © Vika SP

Фото © Vika SP

Большой канделябр
Фото © Narcissa


Холл на втором этаже
Фото © Narcissa

Мозаичный пол
Фото © Narcissa



Традиционно театр был не только местом, куда ходили смотреть спектакли. В театре встречались, чтобы посплетничать, в театре устраивались балы и маскарады, приуроченные к праздникам и значительным событиям. В театр ходили, чтобы найти себе любовницу, показать новый наряд, поболтать с друзьями...

Вечерний туалет для визита в Гранд Опера.
Harper's Bazaar. 3 марта 1894 г.

Афиша

Вечерний туалет для визита в Гранд Опера.
Harper's Bazaar. 24 ноября 1894 г.

В театре


Администрация.

Бюджет Национальной академии музыки ежегодно составляет около 150 млн. евро.
В год театр посещает более 710 тысяч зрителей, дается более 300 представлений.

Администрация театра в начале 20 века.
Верхний ряд, центр - Педро Галльяр

В кабинете директора театра.
Сидит Педро Галльяр.
Как видно, этот персонаж, упоминавшийся в книге Леру,
существовал на самом деле


Зрительный зал.

Зал Гранд Опера - золото, алый бархат, 2 156 мест. В конце 90-х на креслах поменяли обивку. Билеты в театр традиционно дороги, а в ложу номер пять, которая доступна для зрителей - вопреки запрету Призрака - особенно.

Сцена спектакля: дуэль

За кулисами

Сцена из спектакля "Робер-дьявол"


"Поперечное сечение сцены и помещения
под сценой. Положение суфлера в будке".
Старинная гравюра

"Новая система газового и электрического
освещения в Парижской опере".
Старинная гравюра

Леса над сценой.
Современное фото


План зала

Вид на зал

Занавес, выполненный по проекту
самого Гарнье
Исполнение - Auguste Alfred Rube


Зрительный зал. Ложи
Фото © Vika SP

Зрительный зал. Ложи
Фото © Vika SP

И вот - зажегся свет
Фото © Hand$ome

На сцене идет подготовка
к вечернему представлению
Фото © Hand$ome


Баллюстрады ярусов

Галерка

Зрительный зал. Ложи

Зрительный зал. Ложи


Кресла в партере
Фото © Narcissa

Зрительный зал. Ложи
Фото © Narcissa

Ложи. Вид на ложу № 5
Фото © Narcissa

Соседняя ложа № 3
Фото © Narcissa


Итак, вот она - святая святых, мечта многих поклонников "Призрака Оперы", ложа № 5. Давайте познакомимся с ней поближе? Выйдем в коридор, попробуем найти дверь этой ложи... Обратите внимание! Ложа находится не справа от сцены, как нам показывали в многочисленных экранизациях, а слева! Видите? Вот она, прячется в самом уголке, куда редко заглядывают посетители...

На двери мы увидим табличку - "Ложа Призрака Оперы". Если вас не пугает перспектива вторгнуться в личную ложу Призрака, то можно зайти вовнутрь: повесить плащ на вешалку, посмотреть на себя в зеркало, посидеть в мягких креслах и обязательно постучать по колонне! Вы слышите гулкий звук? Увы. Колонна вовсе не полая, как утверждал Леру. Вы разочарованы? Что ж, зато можно выглянуть из ложи и увидеть зрительный зал, сцену и люстру именно оттуда, откуда глядел на них Эрик.

Двери в ложи
Фото © Enrica

А вот и она! Прячется в самом углу!
Фото © Vika SP

Дверь ложи № 5
Фото © Narcissa

С разных ракурсов
Фото © Vika SP


Табличка "Ложа Призрака Оперы"
Фото © Narcissa

Разглядите её хорошенько!
Фото © Hand$ome

Полюбуйтесь с разных сторон
Фото © Vika SP


Интерьер ложи № 5. Фото © Enrica


Интерьер ложи № 5: зеркало, кресла, колонна. Фото © Enrica


Вид из ложи № 5 на сцену, зрительный зал и люстру. Фото © Enrica


Кстати, о люстре. Люстру выполнил Корбоз (Corboz) по проекту самого Гарнье. Более 7 тонн, 340 огней, хрусталь и бронза. Первоначально плафон был расписан в ренессансном стиле. Однако в 1966 Марк Шагал заново расписал потолок.

20 мая 1896 года во время спектакля упал один из противовесов весом в 700 килограммов. Причиной стала поврежденная проводка, которую замкнуло. Противовес упал на пожилую консьержку, которая скончалась на месте. Больше жертв не было, однако начался пожар, который, впрочем, потушили до того, как он нанес непоправимый урон театру.

Оригинальный плафон Эжена Ленепвё


Современный вид. Потолок, расписанный Шагалом. Фото © Narcissa


Подземелья.

Итак, настала пора спуститься на технические этажи Оперы, а затем еще ниже - в подземелья, туда, где устроил себе тайное обиталище Призрак. Для начала немного истории:
От площади Республики до дворца Шайо пролегали грунтовые воды, подпитываемые ручьями, впадавшими в Сену. Вода постоянно просачивалась под фундамент, и, чтобы изолировать ее, Гарнье пришлось строить толстые двойные стены и откачивать воду из подвала. Все меры оправдали себя. На минус втором этаже есть небольшой водный резервуар, который раньше использовался для приведения в действие машинерии под сценой, а также служил противопожарным нуждам. Со временем машинерию заменили на более совершенную. Но резервуар осушать не стали. Вода создает определенную акустику. Но путешествовать по подземным водам так, как делал это Призрак, невозможно из-за очень низких потолков: Призраку пришлось бы лечь на дно лодки, чтобы не удариться головой.
В подвале же в 1907 году произвели захоронение граммофонных записей, пожертвованных театру меценатом Альфредом Кларком, поставившим условие не вскрывать хранилище 100 лет...


И напоследок.

Еще одно маленькое, но приятное дополнение ждет истинного призракомана в виде небольшого магазинчика, расположенного непосредственно в самом здании Гранд Опера. Именно здесь вы можете наконец увидеть своими глазами Призрака Оперы - на страницах дисков и печатных изданий, предлагаемых к продаже.

Фото © Hand$ome


Надеемся, вам понравилась наша экскурсия. Еще несколько довольно любопытных фотографий Гранд Опера, сделанных нашей коллегой LadyGhost, вы можете найти на ее сайте: экскурсия по Опере и подвалы.


Наверх