Transcend
Автор: Christine Fonseca

Издательство: "Compass Press"
Дата выхода: 18 сентября 2012 г.
Язык: английский
Формат: мягкая обложка, 314 стр.
ISBN: 0985180478

Нажмите на обложки, чтобы посмотреть в увеличенном размере.




Кристина Фонсека

Кристина Фонсека (Christine Fonseca) живет в Южной Калифорнии вместе с мужем и дочерьми. По образованию она педагог-психолог, работает по специальности, занимаясь с подростками. Писать начала сравнительно недавно, причем пишет как художественную литературу, так и книги по детской психологии - например, "Секреты успеха для одаренных детей" и пр. Профессия накладывает определенный отпечаток и на её художественные романы, часть из которых является мрачными готическими историями, другая часть - это психологические романы и триллеры. Так или иначе, во всех своих книгах она старается изучить психологические аспекты человеческой личности и страстей.

Пишет Кристина только по выходным и в свободное от работы время, сидя за чашечкой кофе в местном кафе. Тем не менее, скорость написания книг вызывает некоторую оторопь, ибо за три года писательской карьеры она выпустила серию "Реквием" из четырех книг, несколько самостоятельных романов, а теперь вот решила создать ещё одну серию "Phantom Chronicles" ("Хроники Призрака"). Первым романом в этой серии стал "Transcend".

Действие разворачивается в Нью-Йорке в 1895 году, о чем сообщается перед началом повествования. И если к географическому положению еще в тексте есть какие-никакие, но указания, то ко времени – никаких. Ни единой детали одежды, события, ничего – ни карет, ни машин. К середине книги я совершенно потеряла чувство времени.

Впрочем, к середине книги можно потерять и ощущение реальности. Повествование ведется то от третьего лица, то от первого – и сфокусировано на мыслях и действиях Йена Монтгомери, 17-летнего отпрыска благородного семейства, одного из самых богатых и влиятельных в Америке. И постепенно мы понимаем, что бедняга страдает параноидальной шизофренией.

Ничего хорошего из этого априори случиться не может. Йен, а вместе с ним и мы, погружается в свое безумие, постепенно практически полностью утрачивая связь с реальностью.

Хотя автор утверждает, что книга основана на истории Призрака Оперы и показывает ее под другим углом зрения, на самом деле от непосредственно истории оставлены детали, а вот смысл – иной. Здесь нет жертвенности, духовного возрождения, здесь нет катарсиса, даже в кульминационной сцене объяснений между персонажами. Здесь просто шизофрения.


Осторожно, спойлеры!



Мы знакомимся с Йеном в тот момент, когда он снимает бандаж, закрывающий лицо, и впервые смотрит на себя в зеркало. Мы понимаем, что с ним случился какой-то несчастный случай, вследствие которого он оказался изуродованным. Также мы понимаем, что он влюблен в Кейру, молодую скрипачку, видеться с которой ему запрещает мать, властная женщина. Мать также запрещает ему играть на пианино – он хочет сочинять музыку, он написал дуэт для Кейры, пианино и скрипка.

Действие откатывается на три месяца назад, когда Йен и Джеймс, его товарищ по элитной школе для мальчиков, пробираются ночью в соседнюю школу – для девочек. Йен хочет сделать предложение Кейре. Его мать строго-настрого запретила ему с ней общаться, о браке между ними не может быть и речи, но Йен хочет пойти наперекор семье и матери. Джеймс явно не рад ситуации, но берется помочь Йену хотя бы во имя дружбы.

Далее Йен рассказывает читателям о свидании, о том, как Кейра сказала "да", о том, как он, окрыленный, спешил домой через ночные кварталы. А потом заметил фигуру в плаще и капюшоне, очень знакомую, потом был взрыв, боль – и больше ничего.

Он приходит в себя в комнате, связанный, под действием морфина, лицо горит, мысли путаются. За ним ухаживает Дженна, она с малых лет живет в доме Йена, помогает по хозяйству, это его друг детства, единственный человек, который понимает его и слушает. Дженна не боится смотреть Йену в лицо, когда меняет бандаж, хотя другие слуги и даже мать боятся даже на секунду задержать взгляд.

В тяжелых снах к Йену начинает приходить его старший брат, Эрик, погибший год назад. Эрик глумится над Йеном, как, собственно, и всегда делал еще при жизни.

Мать отправляет Йена подальше из дома, его увозят в тайне, в безымянное место, и он обнаруживает себя в маленькой комнате, за ним присматривают монахини, он здесь как пленник. Мать, о чем случайно услышал Йен, организовала его похороны. Все считают его умершим.

Эрик продолжает терроризировать разум Йена, склоняя к мысли жить в фантазиях, в которых он может встречаться с Кейрой и быть здоровым. Йен как может сопротивляется этому, повторяя раз за разом: "Я Йен Монтгомери, мне 17 лет, я все еще жив".

Дела немного налаживаются, когда у Йена появляется новый собеседник – слепая монашка сестра Анна. Сестра Анна уверяет Йена, что он не проклят, что ему надо вернуться домой, поговорить с матерью, найти Кейру, в общем, быть самим собой.

Эрик же науськивает Йена на убийство матери, которая навестила сына, и он услышал, как она просит кого-то убить его.

Перемежаются сны и реальность, Йен с помощью сестры Анны находит пианино в одной из дальних помещений, Йен вспоминает, как они с Кейрой играли "их песню".

Постепенно мы узнаём и об Эрике. Он всегда издевался над Йеном, которого с детства беспокоили кошмары, он слышал в голове голоса, но вместо помощи от брата всегда получал издевку. Однажды в лесу он искал Эрика, а тот спрятался, чтобы поглумиться тайком, Йен нашел его и в порыве ярости задушил. Дома сказал, что Эрик погиб.

В ночь после того, как Йен услышал о том, что мать приказала его убить, он бежит из заточения (мы так и не понимаем, где он был, в клинике или в монастыре), он видит в какой-то комнате старушку, которая отдает Богу душу, и понимает, что сестра Анна – эта старушка, а он, стало быть, говорил опять с вымышленным персонажем.

До определенного момента в книге все шло более или менее гладко, и был шанс для Йена, что все наладится. Но увы, чем дальше, тем сильнее эпизоды стали напоминать оскароносный фильм "Игры разума" с Расселом Кроу - у его персонажа была точно такая же проблема, он смешивал вымышленный и реальный мир, разговаривал с вымышленными персонажами и считал их реальными. Как только всплыла ассоциация с фильмом, я поняла, что ничем хорошим это не может закончиться в принципе.

Тем не менее, "сестра Анна" помогает ему сориентироваться на местности – оказывается, он знает этот лес, это тот самый лес, в котором он убил Эрика.

Йен добирается до старой отцовской конюшни и пробирается в отчий дом, чтобы совершить месть. К этому времени, полностью порабощенный Эриком, Йен считает, что это именно мать нанесла ему повреждения, лишившие его лица и будущего.

В доме все спят. Йен встречает только Дженну, которая клянется его не выдавать. Он встречает мать, чуть не душит ее до смерти, но отпускает и бежит опять в конюшню. Там борется с Эриком в своей голове, в мыслях душит его снова, и Эрик исчезает.

Приходит Дженна, помогает Йену (он в пылу борьбы поранился о крюк) и рассказывает, что на днях в доме будет маскарад, который организовывает мать Йена, на маскараде будет выступать Кейра, они с Джеймсом помолвлены и хотят объявить о будущей свадьбе.

Йен, по наущению сестры Анны, идет в репетиционный зал и пытается воззвать к чувствам Кейры, но девушка видит его лицо и пугается. Кроме того, она уверена, что Йен мертв, а это – чудовище, маньяк, который присвоил себе имя Йена.

В ночь маскарада Йен собирается расставить все точки над i, пишет Кейре письмо с угрозами, застает ее и Джеймса в беседке, атакует Джеймса, не слушая его увещевания, потом во время концерта Кейры выходит с ней на сцену, чтобы аккомпанировать. Бал-маскарад, он в маске, никто ничего странного не заметил, до тех пор, пока они с Кейрой не начали играть "их песню", и Кейра в ужасе сдергивает с Йена маску. Тому ничего не остается, как схватить бедняжку за руку и утащить в ночь – в конюшню.

Там разыгрывается последний акт трагедии. Туда добираются Дженна и Джеймс и втроем с Кейрой они доносят до Йена правду, которую он блокировал в своем мозгу: никакого объяснения между ним и Кейрой не было, она – напротив - сообщила ему о том, что любит Джеймса, и Йен в порыве чувств покинул Кейру и попытался покончить с собой, вследствие чего оказался изуродованным (так и неясно, что же он с собой сделал, используются только производные от слова взрыв; вероятно, он сделал бомбу и подорвался на ней?).

Йен в полнейшем безумии кидается на Джеймса, всплывает нож, и в результате борьбы Дженна отважно отдает жизнь за Йена. И умирает у него на руках со словами любви.

Кейра и Джеймс заставляют Йена уходить немедленно, чтобы его тут не застали.

И в эпилоге мы видим его, погруженного в свое отчаяние, безумие, он бродит незнамо где и попадает незнамо куда, где видит незнакомца, монстра, который признается, что ответственен за все, что случилось. Незнакомец снимает маску – это Йен. Но зато он снова начинает сочинять музыку, и на этот раз песня будет посвящена Дженне.

К сожалению, не до конца ясна сюжетная линия с родителями Йена. В начале нам показывают его мать как властную женщину, почти что злую мачеху из классических сказок, но постепенно, особенно после того, как мы начинаем понимать, насколько сильно Йен нездоров, ее образ начинает меняться. Она вовсе не властная, она просто пытается защитить своего ребенка от него же самого. Увы, линия не получила достойного завершения: после эпизода, когда Йен пытается убить мать, больше она на сцене не появляется. А ведь катарсис мог быть очень сильным, материнская любовь и отношения матери и сына - вот, в принципе, основной лейтмотив книги.

Синопсис © Елена ди Венериа

На верх страницы