Phantom of the Paradise
Bjarne Rostaing

Издательство: Dell
Дата выхода: 1975 год.
Язык: английский
Формат: мягкая обложка, 140 стр.
ISBN: 9780352300768

Нажмите на обложки, чтобы посмотреть в увеличенном размере.


Книга отражает культурное направление 70-х, как в отношении к шоу-бизнесу, так и касательно идиоматических оборотов. Автор раскрепощенно пишет о сексе, оперируя словами разной степени неприличия. Среди персонажей нет ни одного сильного женского – даже Феникс не является одной из главных героинь. Центральное место занимает тандем Уинслоу – Свон, оба персонажа чувствуют влечение (в более широком смысле, нежели просто сексуальное) друг к другу, оба похожи в своей одержимости, они равны между собой, поскольку оба мужчины. Между тем фаллических символов в тексте практически не встречается, но зато масса феминистических мотивов, начиная от просто шлюх в шоу-бизнесе и заканчивая сравнительным оборотом "«Рай» изнывал, как вагина Везувия".

В романе обыгрывается противостояние понятий добра и зла, невинности и опыта, гениальности и профанства, созидания и разрушения. Но, в отличие от фильма де Пальмы, по мотивам которого книга писалась, здесь, во-первых, нет ни грамма юмора, напротив, претензия на серьезность. Во-вторых, удалена вся фантастическая составляющая фильма, в особенности фаустовские мотивы. В книге все события объясняются с рациональной точки зрения. И в-третьих, сам по себе текст не отличается силой и эмоциональным накалом. Тем не менее, в нем много интересных моментов, и вне всякого сомнения это достойный образец "призрачнооперной" литературы.


Осторожно, спойлеры!



Мы знакомимся с Уинслоу в тот момент, когда внезапно умирает его учитель музыки. Это событие потрясает главного героя до глубины души. Он становится все более и более одержим музыкой, почти психопатичен, при этом он – гениален, этот коктейль в последствии и превратит его в Призрака.

Сочинив музыку к "Фаусту", Уинслоу едет в Нью-Йорк, где в отеле встречает Феникс. Та, не мудрствуя лукаво, уже через день отдается ему, но потом возвращается к своему текущему любовнику. Феникс довольно прагматична, четко знает, что нужно ей для карьеры, она сексуально раскрепощена.

Следом за Феникс мы знакомимся со Своном. Он аморальный бизнесмен. В разговоре со своим помощником Филбином сетует, что время так быстротечно, и его бизнес в будущем может пошатнуться. У Свона есть вполне правдоподобное оправдание, чтобы украсть музыку Уинслоу: у того слабенький голосок для той музыки, что он написал.

Уинслоу же, уверенный в том, что его музыка потрясающая, одновременно с этим очень боится, что она не будет принята публикой. А Свон ему даже нравится – преимущественно потому, что тот признает в Уинслоу гения.

Вернувшись в отель однажды, он не застает там Феникс. И своих сбережений тоже. Впрочем, он не злится на воровку, а сетует, что пропал такой подходящий для его сочинения голос.

Уинслоу попадает в тюрьму и там попросту сходит с ума, совсем оторвавшись от реальности. Главная идея его безумия в том, что он якобы отвергнут всеми из-за того, что его голос не совершенен. Он бежит из тюрьмы – затем, чтобы разрушить "Смерть Инкорпорейтед" вместе со всеми, кто находится внутри, включая Свона и себя самого. Он проникает в здание и получает травму головы путем попадания ее в пресс.

Уинслоу мертв для публики, совершенно слетел с катушек, кроме того, изуродован. Где-то (автор умалчивает, где именно) он добывает динамит. В это время Свон переспал с Феникс, для которой это очередной шаг по карьерной лестнице.

Свон выбирает Бифа для исполнения музыки Уинслоу. Биф бисексуален, и он - единственный человек в книге, у которого ни с кем не было секса. О роде его занятий до встречи со Своном информации нет. Зато он понимает и проникается музыкой Уинслоу.

Свон дает интервью, в котором описывает Уинслоу как гениального и невинного как дитя человека, а Бифа – как порождение своего времени, сравнивая их с Аполлоном и Дионисом. Все это прекрасно, однако именно Уинслоу терроризирует всех и вся в "Смерть Инкорпорейтед", метя в Свона, а Биф ведет себя вполне адекватно и наименее "неправильно".

При этом Уинслоу отдает должное способности Бифа исполнять его музыку. А вот Свон теряет над собой контроль и намерен самолично прикончить доставшего его гениального композитора.

Во время шоу Биф умирает, и Феникс опасается, что его убил Уинслоу (что на самом деле правда). Тот решается с ней поговорить, она просит его снять маску и уходит, когда он отказывается. Уинслоу сетует, что ему пришлось убить Бифа, человека, в принципе, неплохого, интеллигентного, и считает, что это Свон заставил его убивать.

Свон трахает Феникс, но мысли его витают вокруг Уинслоу, о котором Свон думает как "о своей единственной звезде". Феникс после небольшой передышки бродит по апартаментам Свона и рассматривает его технические гаджеты. Оказывается, он отлично шарит в этом, что делает его равным Уинслоу в плане ума и таланта, правда, в другой области.

Свон тем временем решает убить Феникс. Во-первых, он опасается, что Уинслоу попросту сбежит с ней и больше не напишет ничего гениального, занятый личной жизнью. Во-вторых, изъятие Феникс из жизни сможет привязать Уинслоу к Свону. Уинслоу в свою очередь тоже хочет быть ближе к Свону – затем, чтобы тот не сбежал до того, как Уинслоу начнет его убивать.

Во время очередного спектакля Уинслоу прыгает прямо на сцену, он в костюме Призрака, правда, промахивается и убивает Филбина вместо Феникс. Свон в это время надевает шлем (и становится в чем-то похожим на Уинслоу). Тот с ножом идет на него и начинает убивать, и Свон, понимая, что сейчас умрет, начинает плакать. Но не от страха, а от того, что неверно понял мотивы Уинслоу, что тот фактически предал его, что сейчас Свон теряет Уинслоу.

Срабатывает динамит. Погибают все, кроме Феникс.

Синопсис © Елена ди Венериа

На верх страницы