Серия "Terror" # 1


Название: Le Fantôme de l'Opéra
Издательство: "Elvifrance"
Серия: "Terror", № 1
Адаптация текста: Жорж Бьелек (Georges Bielec)
Сценарий и рисунки: "Alpha Studio"
Дата выхода: апрель 1971 г.
Язык: французский
Формат: мягкая обложка, 132 стр.

Нажмите на обложки, чтобы посмотреть их в увеличенном размере.

Серия "BD d'Enfer" # 4


Название: Le Fantôme de l'Opéra
Издательство: "Elvifrance"
Серия: "BD d'Enfer", № 4
Адаптация текста: Жорж Бьелек (Georges Bielec)
Сценарий и рисунки: "Alpha Studio"
Дата выхода: январь 1990 г.
Язык: французский
Формат: мягкая обложка, 272 стр.
ISBN: 3792567015005

Нажмите на обложки, чтобы посмотреть их в увеличенном размере.

"Elvifrance" - французское издательство, специализирующееся на выпуске эротических комиксов карманного формата. Издательство было основано в 1970 году и просуществовало до 1992 года, выпустив за это время около сотни серий комиксов для взрослых - комиксов, тяготеющих к эротике и насилию.

"Призрак Оперы" попал в поле зрения издательства в 1971 году, именно с него и началась довольно популярная серия "Terror", выпускавшаяся на протяжении двух лет и включающая в себя 22 комикса. Текст романа адаптировал для комикса главный редактор издательства Жорж Бьелек, все рисунки выполняла их же собственная художественная студия "Alpha Studio".

Комикс пользовался огромной популярностью, и в 1990 году он пережил второе рождение - уже в серии "BD d'Enfer". Эта серия выпускалась с января 1989 по апрель 1990 года, в неё вошли пять выпусков, причем каждый из них включал в себя уже не один комикс, а два или три.

Любопытно, что более поздняя версия комикса короче первой... на 5 страниц! Если в серии "Terror" Призрак Оперы насчитывает 122 страницы, то в серии "BD d'Enfer" - уже 117. Глядя на исключенные страницы, трудно понять, чем именно руководствовались издатели, убирая именно их, и зачем это было сделано. Еще одно отличие: в поздней версии эпиграф был изменен на последние строки стихотворения Шарля Бодлера "Падаль", а также отличается первая страница:

Первая страница в серии "Terror"

Первая страница в серии "BD d'Enfer"


Во всем остальном это всё тот же самый комикс. В серии "BD d'Enfer" компанию "Призраку Оперы" составили еще два комикса:
• "La Vengeance de Vranculas" (Месть Вранкулы) - о вампирах. Этот комикс также ранее входил в серию "Terror";
• "Le Chasseur de Têtes" (Охотник за головами) - о том, к чему приводит древнее индейское проклятье.

А теперь подробнее о самом комиксе. Комикс красивый, хорошо нарисованный. Черно-белые цвета, игра света и тени, динамика создают впечатление, что смотришь старый триллер (если бы не обилие обнаженной героини с любовно прорисованной внушительной грудью). Красивые мужественные герои (все на одно лицо) и выразительные кругленькие второстепенные персонажи (тоже все на одно лицо, но другое). На этом достоинства комикса исчерпываются – банальнейший примитивный детектив, Фантом не вызывает ни интереса, ни симпатии, действие почему-то перенесено в Вену, хотя художник имеет в виду Париж, так как в Вене он, очевидно, не был и ничего ни о Вене, ни о Венской Опере не знает.

В главном герое, собственно, нет ничего "призрачного". Это бывший артист, изуродованный, прячущийся в подземельях под Оперой, лицо списано с книжного Эрика, на этом сходство исчерпывается. Он законченный псих, никакого таланта, никакого творчества, никакой возвышенной любви. Что характерно, эпиграфом к комиксу (первая редакция) служит следующая строфа:

Я ненавижу ангелов, духов,
Души, отделенные от тел,
Это создания из небытия
Спектральные призраки,
Растворяющиеся в воздухе существа.

Антонен Арто.

И этим, наверно, все сказано.


Страницы комикса из личной коллекции Елены ди Венериа. Пожалуйста, не копируйте без разрешения!


Нажмите на картинку, чтобы посмотреть в увеличенном размере.


Дело происходит в Вене в 1903 году, прекрасная балерина Наташа (французы убеждены, что это полное имя) Берова имеет большой успех на сцене Оперы. После выступления ее приглашает приятно провести вечер граф Дюваль, один из самых богатых людей во Франции. Недолго думая Наташа соглашается. За ужином она рассказывает Дювалю о скором ангажементе в Париже, напропалую кокетничает.


К трем часам утра Дюваль провожает ее в отель, отправляется в свой отель и ложится спать, предвкушая отдых до полудня. В окно влезает некто в плаще и цилиндре и благополучно закалывает графа.


Фриц фон Бюлов, один из самых богатых землевладельцев Австро-Венгрии (Бюлов – вообще-то немецкая фамилия и к Австрии не имеет никакого отношения) устраивает в честь Наташи бал в своем замке на Дунае и прямо-таки делает ей предложение. Чьи-то "налитые кровью глаза" наблюдают за ними из кустов. Через два дня Фрица закалывают во время охоты.


До полиции начинает потихоньку доходить, что в Вене творится что-то нехорошее, и дело поручают молодому блестящему инспектору Табу Хантеру (явно английское имя, по-немецки это было бы иначе написано). Он тут же усматривает подобие двух убийств и задумывается, не совершили ли их одним и тем же ножом. Начальство дает ему неделю на расследование.


Усталая Наташа после балета отпускает прислугу и принимает ванну в своей гримерке (хорошая у нее гримерка). Когда она, счастливая и отдохнувшая, вылезает из ванны, в гримерке – сюрприиииз! – ее уже ждет наш таинственный убийца в цилиндре и с закрытым тряпичной маской лицом.


Наташа узнает его по голосу – это её бывший любовник Олег, она думала, что он либо мертв, либо в бегах. На вопрос о маске Олег отвечает, что его лицо сожжено, со временем он выздоровеет, но в нынешнем состоянии ей лучше его не видеть, после чего предлагает переходить к делу: у него уже два года не было женщины. Его напор и угрозы: "Хочешь жить – не сопротивляйся" пугают Наташу, но когда Олег швыряет ее на кровать и переходит непосредственно к действию, Наташа вроде как вполне довольна: "Дорогой мой, ты совсем не изменился".


Вместо того чтобы в деталях показать, что там и как было дальше, нам демонстрируют флэшбек. Три года назад Наташа прибывает в Венскую оперу благодаря удачному браку с ее директором. Она знакомится с одним из самых ярких танцоров труппы Олегом Лацеску (румын, что ли?), и у них быстренько возникает гранд-амур. Муж узнает об этом и поступает точь-в-точь как небезызвестный рогоносец из "Иль муто": говорит, что уедет в Париж, а сам прячется в театре, и вуаля – парочка захвачена на месте преступления. Муж приходит в неуправляемую ярость и бросается убивать любовника. Пистолет дает осечку. Олег пользуется заминкой, чтобы подхватить штаны и броситься бежать. Видимо, его не волнует, что может сделать озверевший муж с неверной женой.


Олег перебегает сцену, чтобы выбраться из театра, но директор дергает за кулисами нужный рычаг, Олег проваливается под сцену и попадает в клетку. Директор, "ослепленный ненавистью", заливает Олега бензином и поджигает. Прогулявшись по городу и остыв, директор осознает, что он натворил, и решает проблему по-жаверовски – камень на шею и вперед с "одного из мостов Дуная". Художник, очевидно, не знал, что через центр города Дунай не течет, набережных и парадных мостов там нет, и директору пришлось бы взять извозчика, чтобы добраться до реки, разве что до речки Вены, в которой и кошка не утопится...


Олег остался жив, но лицо его сильно обгорело, и он стал монстром. Теперь он прячется в подземельях оперы и выходит только чтобы украсть еду или одежду. Выжил только ради Наташи и ее любви (в смысле секса с ней с оттенком садизма), и намерен убивать любого мужчину, который к ней приблизится, и ее саму, если она его предаст. Наташа понимает, что Олег сошел с ума.

Когда Наташа, не решаясь на большее, позволяет очередному поклоннику просто проводить ее до отеля, Олег убивает его.


Хантер пытается допросить ее, Наташа разрывается между страхом и желанием обо всем рассказать, а услышав, что все три убийства были совершены одним ножом, падает в обморок на руки Хантеру. Хантер просит ее о сотрудничестве, Наташа вместо этого прикидывает, не податься ли ей в США.


Хантер приходит к ней домой (как раз после очередной ночи с Олегом), и Наташа соглашается пойти с ним в ресторан (видимо, это не считается за свидание, или за полицейского она не боится, или Олег просто гарантированно отсыпается после секса). Обсудив дело, Наташа намекает Хантеру, чтобы он постоянно следил за ней издалека. Он не против.


Тем временем, из-за какой-то протечки подвалы оперы заливает водой. В Венской опере художник тем более не был – какие подвалы, какой водой? Откуда? Вызывают сантехников, те находят дырку в стене – чего там, обычное дело, "стены старые"… В каком году построили Венскую оперу, художник тоже не знает… Быстро же она обветшала… В подземелье рабочие натыкаются на Олега и убегают с визгом: "Фантом!" А вы, налетев в подземелье театра на цивильно одетого человека в маске (при условии, что Леру вы не читали), тоже сразу же решили бы, что это Призрак?

Утром о Призраке Венской оперы пишут во всех газетах. Наташа тихо надеется, что его поймают.

Идет балет, Хантер, старательно исполняя свои обязанности – смотреть на Наташу, размышляет, что ради такой женщины и он бы свихнулся.


Вдруг во время представления на сцену бросается окончательно съехавший с катушек Олег и убивает партнера Наташи за то, что тот ее поцеловал по сценарию. Наташа срывает с него маску, под которой обнаруживается лицо… Эрика. Олег пытается зарезать Наташу, но тут подоспевает Хантер, и Олег убегает.


Хантер преследует его по подземельям и в очередном закутке обнаруживает, что тот повесился. Хантер подходит к повешенному, но это оказывается ловушка (муляж или труп Бюке, позаимствованный из другой истории), Олег бросается на Хантера сзади и вонзает нож ему в спину. Хантер, падая, стреляет в Олега и убивает наповал. Тот умирает с криком: "Ооо! Наташа!"


Как всегда вовремя сбегается полиция и сначала приходит в шок при виде трех трупов, но оказывается, что Хантер только ранен, его уводят, собираясь прийти за трупом Олега позднее. Пока ходили, пока искали носилки, труп успевают основательно обгрызть истинные хозяева подземелья – крысы.

Какая из этого следует мораль – спросите автора.

Синопсис © Targhis

На верх страницы