Картинки из частной коллекции Елены ди Венериа. Пожалуйста, не копируйте без разрешения!


Главный вход на студию. 1923 г.


Universal city — огромный город, в котором есть свой мэр, пожарный участок, почтовое отделение, птичья ферма, а также горы, реки, миниатюрная пустыня, и много-много квадратных километров декораций и съемочных площадок. Когда в 1924 году решили снимать "Призрака", прикинули планы, и по плану вышло, что необходимо возвести павильон высотой в почти 14 метров (чтобы подвесить люстру), 106 метров в длину и 45 метров в ширину. Это должен был стать первый павильон "Юниверсал", построенный из металлоконструкций на фундаменте из железобетонных свай. Вокруг павильона вырастет 51 подсобное помещение, где будут гипсоварочные цехи, столярные мастерские, костюмерные мастерские и прочие подсобные мастерские, необходимые при производстве фильма.



Вот список построенных декораций:

Подвал за зеркалом, Пустое место внутри подвалов, Вогнутая стена в подвалах, подвалы в поперечном разрезе, Подземное озеро (2 варианта), Гостиная Эрика, Спальня Эрика, Спальня Кристины, Главная лестница в Гранд Опера, Коридор, Лира Аполлона на крыше, Статуя без головы в подвалах, Декорации к "Королю Лахорскому", Голова дракона, Навесной мост, Обратная сторона театра, Улица Парижа, Осветительная комната, Декорации к "Фаусту", Зрительный зал, Ложа Рауля, Пятая ложа, Коридор с гримерными, Гримерная Кристины, Коридор со ступеньками вверх, Крыша, Сад в Перросе, Кладбище в Перросе, Гостиная Кристины, Дом кристины (внешний вид), Восточные подвалы, Комната пыток, Нижний подвал (пороховой склад), Замок де Шаньи (внешний вид), Спальня Рауля, Первый подвальный этаж, Кабинет префекта полиции, Кабинет директоров, Бутафория, Гримерная Ла Сорелли, Танцевальное фойе, Парижский бульвар.

Часть декораций (и, соответственно, сцены, в них снятые, например, кладбище или замок Шаньи) не вошли в финальный релиз фильма в 1925 году (Нью-Йоркская премьера).


К вопросу декораций подошли со всем тщанием. Оперный зал, внутренний интерьер театра — всё было тщательно выстроено по рисункам, опубликованным в книге Шарля Гарнье. Художники-постановщики создали, по сути, второй оперный театр: люстра, зрительный зал, стутя Аполлона — в натуральную величину. На фото — сам Карл Леммле инспектирует статую. Детали декора, разумеется, не мраморные, а гипсовые, но как они изящны и точны!..


После съемок в 1924-1925 году никто и не собирался ломать декорации. Это было бы нелепым расточительством. Оперный театр "Юниверсал" зажил своей жизнью. Здесь в 1929 году работали над новой версией фильма о Призраке Оперы (фото слева). В 1941 году при съемках "Appointment for Love" воспользовались сценой (две фотографии справа).


Здесь же в 1943 году снимали второй фильм о Призраке Оперы из череды многих. Тот, где снимались Клод Рейнс, Сюзанна Фостер и Нельсон Эдди. На фото справа — Нельсон Эдди и Сюзанна Фостер с Уильямом Тиролером (William Tyroler), дирижером в фильме 1925 года, и Уильямом фон Уименталем (William von Wymental), который ставил оперные сцены в обоих фильмах — и 1925, и 1943 года.


Также съемочную площадку в 1943 году посетил Норман Керри — познакомиться с воплощением Рауля в новой версии. На фото он с Нельсоном Эдди, а также с Никки Адамс.


А так выглядели эти декорации в самом фильме:


Среди этих прекрасно сохранившихся декораций побывали и Пол Ньюман и Джули Эндрюс — во время съемок "Torn Curtain" в 1966 году.


Здесь же снимался еще один экземпляр призрачной коллекции фильмов — одна из серий Knight Rider, и бегать по этим 50-летним ложам довелось уже третьему по счету Призраку — Роберту Энглунду.


А так декорации выглядели в 1989 году, когда на площадке побывала Мэри Филбин — впервые после съемок начала века... И наконец, крайнее фото справа — это Карла Леммле, игравшая роль прима-балерины. В 2009 году ей исполнилось ровно 100 лет (!), и она решила отметить свой вековой юбилей тем, что побывала (и попозировала) в декорациях павильона №28 вместе с Дэниелем Кински (в роли Призрака).



К сожалению, рано или поздно всё подходит к концу. В июне 2014 года ушла из жизни Карла Леммле, а уже в августе того же года компания "Юниверсал" объявила о предстоящем демонтаже павильона № 28 с целью расширения своего тематического парка аттракционов. Поклонники "Призрака Оперы" инициировали подписание петиции против уничтожения исторических декораций; петиция собрала около 2 тысяч голосов, и руководство компании объявило, что декорации не будут бесследно уничтожены. Расширение тематического парка неизбежно, и сам павильон будет разобран, поскольку переместить его в другое место технически невозможно. Однако сами декорации "Призрака Оперы" предполагается аккуратно разобрать и с помощью опытной команды реставраторов собрать на новом месте.

В настоящее время студия ведет переговоры с музеями и институтами, надеясь, что им удастся найти помещение, в котором декорации после своего "переезда" будут доступны для публики, интересующейся историей кино. Представители студии проинформировали о своих планах чиновников различных организаций, включая Американский институт киноискусства и Голливудский музей культурного наследия, а также связались с Академией кинематографических искусств и наук, которая планирует создать Музей Кинофильма на бульваре Уилшир и Фэрфакс-авеню. Так или иначе, у нас есть все основания предполагать, что эти чудесные декорации не будут просто снесены (судьба, постигшая уже далеко не один павильон студии), а сохранятся как неотъемлемая часть истории кино.

Представители студии объявили, что в реконструкцию освободившегося участка в течение следующих пяти лет будет вложено 500 млн долларов. Планы расширения тематического парка включают "Волшебный мир Гарри Поттера", который в настоящее время находится в стадии строительства, его планируется открыть в 2016 году.

В "Юниверсал" пока еще не объявили дату сноса павильона № 28, в промежуточный период декорации будут размещены на складе. Студия также снимет документальный фильм о своих усилиях по сохранению декораций. Этот фильм, по их словам, должен стать "бесценным инструментом, который поможет будущим историкам понять, как строились, использовались и изменялись декорации для фильмов в течение первых шести десятилетий голливудского кино".

Последние кадры павильона № 28:

 


Наверх