На главную На страницу "Фильм 1925 года"

"The Phantom of The Opera"

Сравнение фильмов 1925 и 1929 годов


Знаменитый немой фильм с участием неподражаемого Лона Чейни вышел в свет в 1925 году. Спустя два года в кино пришел звук — и немые фильмы оказались обречены. Поэтому фильм решили переснять. В 1929 году вышел ремастеринг картины — звуковой и частично раскрашенный, с добавленным шумовым и звуковым сопровождением. Из-за несовершенства звукозаписывающего оборудования наложить синхронное озвучивание на видеоряд уже готового немого фильма было невозможно, поэтому целые эпизоды в "Призраке Оперы" переснимали, уже одновременно записывая и диалоги.

В результате мы видим перед собой два совершенно разных фильма!

Немножко изменился и актёрский состав. Вирджиния Пирсон, в 1925 году сыгравшая Карлотту, спустя четыре года будет играть в тех же сценах... её мать! А саму Карлотту исполнит уже Мэри Фабиан.

В новом фильме широко использовалось тонирование пленки в различные цвета (жёлтый, синий, зеленый, красный, фиолетовый). А сцены маскарада и признания на крыше впервые оказались покрашены с использованием ранней двухцветной техники Technicolor. Как утверждалось в публикациях, появившихся во время выхода фильма, на самом деле в нем присутствовало целых 17 минут цветной съёмки — окрашены были не только сцены бала-маскарада, но и постановки "Фауста". Однако до нашего времени дошла только сцена бала. Утерянными оказались съёмки в технологии Prizmacolor и те кадры, где плащ Призрака и крыша Оперы были покрашены в красный цвет с использованием ручной колоризации. Эти кадры были восстановлены лишь в 1996 году с помощью компьютерных технологий.

Из-за болезни Лон Чейни не смог окунуться в работу в том же объёме, в каком он участвовал в съёмках 1925 года. По контракту часть эпизодов с его участием можно было переснимать с другим актёром. Однако строго запрещалось дублировать Чейни. Поэтому все его эпизоды остались немыми.

Всего получилось 10 катушек с видео и соответствующие им 10 катушек с аудио. К сожалению, большинство материалов в наше время оказалось утерянным. Существующая версия 1929 года, которую мы взяли для сравнения, — это немой ремастеринг уцелевшего видеоряда. При восстановлении фильма все титры с диалогами персонажей были изменены. Добавилось много новых титров, которых не было в старой версии. Таким образом, диалоги стали длиннее, наполнившись новыми подробностями. По сравнению с фильмом 1925 года некоторые сцены были сильно урезаны, другие — наоборот, сделались намного длиннее. Часть сцен поменяли местами... Полностью оказались удалены сразу три сцены и эпилог, в результате чего фильм сократился на целых 14 минут.

Чтобы оценить масштаб произведённых изменений, проведем сравнение обеих версий фильма — по сценам.

Оригинальная версия
1925

Ремастеринг
1929

Титры
В роли Карлотты — Вирджиния Пирсон

Титры
В роли Карлотты — Мэри Фабиан. Вирджиния Пирсон играет мать Карлотты

Введение (титры)

Введение (титры)

Человек с фонарем
Идет сразу после титров.

Человек с фонарем
Сцена отсутствует.

Еще один титр — "Кто думает о подвалах, когда в Опере ставят балет?" (В версии 1929 отсутствует).

0:02
Вид Гранд Опера. Лестница, кареты, публика...
Мы видим братьев де Шаньи, с Раулем заигрывают женщины.
Все рассаживаются в зале, начинается балет.


0:06
После балета нам представляют Кристину Дааэ — вчерашнюю хористку, неожиданно ставшую примадонной.

Рауль навещает Кристину в ее гримерной.
(Первая часть сцены, в версии 1929 она будет объединена с остальными частями).

0:07
Далее следует сцена подписания договора между директорами.

0:09
Сцена в подвале (балерины видят тень Призрака — первая часть сцены).


0:01
Вид Гранд Опера. Лестница, кареты, публика...
Сцены с братьями де Шаньи нет! Она вырезана.
Начинается балет. Сцена балета полностью переснята! Она намного длиннее и включает в себя сцены, которые в оригинальном фильме идут почти в конце.


0:03
Во время балета идет сцена подписания договора между директорами.

0:05
Балет продолжается. Директора навещают ложу № 5 и застают там Призрака.

0:07
Балет заканчивается.
Сцена в подвале (балерины видят тень Призрака, рассказ Жозефа Буке). Сцена длинная, объединяет в себе сразу все перечисленные сцены из фильма 1925. Снабжена дополнительными титрами с речью.


0:10
Первое появление Карлотты.
Она приносит ПЕРВОЕ письмо Призрака.



0:12
Продолжение сцены в подвале (балерины обсуждают Призрака, появление "Перса" — Леду).

0:15
Продолжение сцены в гримерной Кристины — она слышит голос своего ангела.

0:17
Окончание сцены в подвале (все эти сцены затем соберутся в одну).

0:13
Первое появление матери Карлотты (в фильме 1925 года это была сама Карлотта).
Она приносит ПЕРВОЕ письмо Призрака. Почерк в письме отличается от почерка 1925 года.



-



-



-


0:18
Свидание Кристины и Рауля в саду (в версии 1929 этой сцены не будет).







Отсутствуют следующие сцены:

— Свидание Рауля и Кристины;

— Рауль ищет Призрака в гримерной Кристины;

— Инспектор Леду ("Перс") наносит визит префекту полиции.


0:21
Титром сообщается, что Карлотта заболела, и вместо нее играть будет Кристина Дааэ.
После чего Кристина выходит в роли Маргариты. Мы видим первую сцену "Фауста" и Маргариту за прялкой — в версии 1929 этой сцены не будет!


0:22
Во время её выступления директора навещают ложу № 5 и застают там Призрака (сцена будет перенесена в начало фильма).

0:24
И снова "Фауст". Финальная сцена в тюрьме и вознесение с ангелами. (В 1929 будет полностью переснята — войдет только вознесение с ангелами).


0:14
Титром сообщается, что Карлотта заболела, и вместо нее играть будет Кристина Дааэ.
После чего Кристина выходит в роли Маргариты (Сцена полностью переснята! Сразу показывается вознесение с ангелами! Маргарита с прялкой и сцена в тюрьме отсутствуют!).

Только здесь нам впервые показывают братьев де Шаньи — уже в ложе. Диалоги персонажей изменены.

0:26
Кристина падает в обморок, её относят в гримерную. Туда же приходит Рауль. Кристина вспоминает Призрака и делает вид, что не узнала Рауля. Доктор выпроваживает виконта, и тот из-за двери слышит голос Призрака. Когда Кристина уходит, Рауль врывается в пустую гримерную и пытается найти Призрака.

Эта сцена в 1929 году будет вырезана почти полностью! Останется лишь тот эпизод, когда Рауль слышит разговор Кристины и Призрака.


0:31
В подвале находят труп Жозефа Буке (эта сцена будет перенесена почти в конец фильма).

0:32
Второе появление Карлотты — и ВТОРОЕ письмо Призрака.

0:16
После представления Рауль навещает Кристину в ее гримерной. Почти сразу после радостной встречи Кристина выпроваживает виконта. Выйдя за дверь, Рауль слышит голос Призрака — тот говорит с Кристиной.

Таким образом, объединяет в себе сразу несколько кусочков из версии 1925 года. Полностью отсутствует сцена с обмороком Кристины.



0:20
Сразу после этого мы видим второе появление матери Карлотты.
Она приносит ВТОРОЕ письмо (почерк снова отличается от 1925).

Сцена слегка сокращена, отсутствует её финальный жест рукой в дверях.

0:35
"Перс" (здесь это инспектор Леду) наносит визит префекту полиции (в 1929 году эту сцену вырежут!)



-

0:36
Карлотта появляется на сцене в роли Маргариты.

Сначала она надевает ожерелье и кольцо, затем берет в руки зеркальце. Эта сцена будет полностью переснята.

0:22
Карлотта появляется на сцене в роли Маргариты.
Сцена полностью переснята, Карлотту играет другая актриса.
Сама постановка сцены тоже иная: Карлотта появляется сначала с зеркалом в руке и лишь в конце надевает ожерелье.


Тем временем Кристине передают карточку от Рауля, и она пишет ему ответ:



0:40
Падение люстры.


0:42
Рауль видит, как Эрик уводит Кристину к себе в подвалы.



0:48
После путешествия верхом и на лодке Кристина попадает в подземный дом Эрика. Эрик рассказывает ей о себе.


0:51
Кристина видит гроб и пугается окончательно. Она понимает, что перед ней — тот, кого называют Призраком Оперы.



Кристина падает в обморок, и Эрик относит её на кровать.



0:54
На следующее утро газетные заголовки пестрят сообщениями об исчезновении Кристина Дааэ.


0:55
Визит Рауля в полицию. В 1929 сцена будет удалена!

0:56
Кристина приходит в себя, видит приготовленную для неё комнату, читает письмо Призрака.



0:58
Кристина слышит музыку Эрика, выходит к нему. Он сидит за органом и играет свое произведение "Торжествующий Дон Жуан".




1:00
Кристина срывает с Эрика маску.
Эрик отпускает Кристину, взяв с неё обещание не встречаться с Раулем.
Рауль получает письмо Кристины.




1:04
Бал-маскарад в Гранд Опера.

Тем временем Кристине передают карточку от Рауля, и она пишет ему ответ. Обратите внимание — и вид карточки, и почерк Кристины совершенно изменились!



0:26
Падение люстры. Обратите внимание — на 14 минут раньше, чем в оригинальном фильме!

0:28
Рауль видит, как Эрик уводит Кристину к себе в подвалы.



0:34
После путешествия верхом и на лодке Кристина попадает в подземный дом Эрика. Эрик рассказывает ей о себе. Сцена снята чуть иначе, некоторые титры с текстом изменены.

0:36
Кристина видит гроб и пугается окончательно. Она понимает, что перед ней — тот, кого называют Призраком Оперы.



Кристина падает в обморок, и Эрик относит её на кровать.


0:39
На следующее утро газетные заголовки пестрят сообщениями об исчезновении Кристина Дааэ. Газета выглядит иначе, чем в оригинальной версии!


-


0:40
Кристина приходит в себя, видит приготовленную для неё комнату, читает письмо Призрака. Снова уже другой почерк.



0:42
Кристина слышит музыку Эрика, выходит к нему. Он сидит за органом и играет свое произведение "Торжествующий Дон Жуан". В сцене изменены титры, зато ноты использованы те же самые.


0:45
Кристина срывает с Эрика маску. Эта сцена снята совершенно иначе, идёт другой порядок действий (см. видео внизу страницы).
Эрик отпускает Кристину, взяв с неё обещание не встречаться с Раулем.
Рауль получает письмо Кристины.



0:49
Бал-маскарад в Гранд Опера.
Главное отличие этой сцены — она стала цветной! Была применена ранняя двухцветная техника Technicolor.
Кроме того, сцена стала на минуту длиннее.



1:07
Рауль и Кристина убегают на крышу. Сцена под статуей Аполлона.



1:12
Инспектор Леду указывает им безопасную дорогу.



1:13
Инспектор Леду приносит префекту данные на Эрика.



1:14
Рауль приказывает кучеру ждать возле Оперы.



0:53
Рауль и Кристина убегают на крышу. Сцена под статуей Аполлона тоже стала цветной!


0:58
Инспектор Леду указывает им безопасную дорогу.



0:59
Инспектор Леду приносит префекту данные на Эрика. Почерк в карточке иной!


1:00
Рауль приказывает кучеру ждать возле Оперы.

1:14
Последнее представление в Опере. Начинается балет (в 1929 году эта сцена будет идти в самом начале фильма).


1:15
Показывают гримерную Кристины. В это время начинается "Фауст" — сцена явления Мефистофеля. (В 1929 будет вырезана)


1:17
Рауль приходит в гримерную Кристины. А тем временем Эрик навещает его карету.

1:18
Кристина за кулисами готовится к выступлению (в 1929 будет вырезано). А тем временем Эрик подкидывает работникам сцены бутылки со снотворным.

1:19
Кристина выходит на сцену — "Маргарита за прялкой". Эрик убирает суфлера и похищает её.

1:20
В театре начинается паника. Рауль бросается искать Кристину в её гримерной. Когда он пытается найти проход за зеркалом, следом заходит Леду и предлагает свою помощь. Они идут в подвалы. Направляется в подвалы и Филипп де Шаньи — искать своего брата.

1:00
Последнее представление в Опере. Начинается "Фауст" (лишь общий вид на сцену, явление Мефистофеля вырезано).

1:01
Рауль приходит в гримерную Кристины. А тем временем Эрик навещает его карету.

1:02
В подвале находят тело Жозефа Буке. (В оригинальном фильме эта сцена шла на полчаса раньше и была почти вдвое короче).



1:04
Эрик подкидывает работникам сцены бутылки со снотворным.

1:05
Кристина выходит на сцену — "Маргарита за прялкой". Эрик убирает суфлера и похищает её.



1:06
В театре начинается паника. Рауль бросается искать Кристину в её гримерной. Когда он пытается найти проход за зеркалом, следом заходит Леду и предлагает свою помощь. Они идут в подвалы. Направляется в подвалы и Филипп де Шаньи — искать своего брата.

1:25
Эрик приводит Кристину в свой подземный дом и обвиняет в предательстве.

1:27
Рауль и Леду попадают в камеру пыток.

1:28
Филипп де Шаньи приходит на берег подземного озера, и Эрик отправляется его топить. Кристина слышит голоса Рауля и Леду.



1:31
Эрик возвращается и объявляет об уходе незваного гостя. После чего садится играть по нему заупокойную мессу.

1:32
Симон Буке собирает толпу идти на Призрака.

1:33
Пока Эрик играет, Кристина крадет ключи от камеры пыток, однако попадается за этим занятием. Эрик узнает о присутствии Рауля и Леду — и приводит камеру пыток в действие.
Тем временем разъяренная толпа отправляется в подвалы.



1:37
Пока Эрик выясняет отношения с Кристиной, Рауль и Леду обнаруживают в полу камеры люк — и спускаются в погреб. Там они находят бочки с порохом. Эрик отрезает им путь к отступлению.

1:38
Эрик предлагает Кристине выбор — кузнечик или скорпион?



1:40
После некоторых колебаний Кристина поворачивает скорпиона, и вода из подземного озера заливает погреб, где находятся Леду и Рауль. Кристина умоляет Эрика помочь несчастным, и он их спасает. Кристина бросается обнимать Рауля.

1:42
Вооруженная толпа добирается до подземелий. Эрик, увидев облаву, хватает Кристину и бросается бежать. Он засовывает девушку в карету, приготовленную де Шаньи, скидывает с козел кучера и пришпоривает лошадей.

Толпа бросается за ним в погоню. На повороте Кристина, придя в себя, выпрыгивает из кареты. В этот момент ломается ось, и Эрик вынужден бросить экипаж. Увидев, что толпа настигает его, он оставляет Кристину и убегает. Кристину подхватывает подоспевший Рауль.

Эрик прибегает на берег Сены, толпа окружает его со всех сторон. Эрик резко вскидывает руку вверх, и преследователи испуганно отшатываются, решив, что у него в руке зажата бомба. В этот момент Эрик, смеясь, показывает им пустую ладонь — и его убивают, после чего бросают его тело в Сену.

1:46
Эпилог. Медовый месяц Кристины и Рауля (в версии 1929 отсутствует).

1:11
Эрик приводит Кристину в свой подземный дом и обвиняет в предательстве.

1:13
Рауль и Леду попадают в камеру пыток.

1:14
Филипп де Шаньи приходит на берег подземного озера, и Эрик отправляется его топить. Кристина слышит голоса Рауля и Леду.



1:17
Эрик возвращается и объявляет об уходе незваного гостя. После чего садится играть по нему заупокойную мессу.

1:18
Симон Буке собирает толпу идти на Призрака.

1:19
Пока Эрик играет, Кристина крадет ключи от камеры пыток, однако попадается за этим занятием. Эрик узнает о присутствии Рауля и Леду — и приводит камеру пыток в действие.
Тем временем разъяренная толпа отправляется в подвалы.



1:23
Пока Эрик выясняет отношения с Кристиной, Рауль и Леду обнаруживают в полу камеры люк — и спускаются в погреб. Там они находят бочки с порохом. Эрик отрезает им путь к отступлению.

1:24
Эрик предлагает Кристине выбор — кузнечик или скорпион?



1:26
После некоторых колебаний Кристина поворачивает скорпиона, и вода из подземного озера заливает погреб, где находятся Леду и Рауль. Кристина умоляет Эрика помочь несчастным, и он их спасает. Кристина бросается обнимать Рауля.

1:28
Вооруженная толпа добирается до подземелий. Эрик, увидев облаву, хватает Кристину и бросается бежать. Он засовывает девушку в карету, приготовленную де Шаньи, скидывает с козел кучера и пришпоривает лошадей.

Толпа бросается за ним в погоню. На повороте Кристина, придя в себя, выпрыгивает из кареты. В этот момент ломается ось, и Эрик вынужден бросить экипаж. Увидев, что толпа настигает его, он оставляет Кристину и убегает. Кристину подхватывает подоспевший Рауль.

Эрик прибегает на берег Сены, толпа окружает его со всех сторон. Эрик резко вскидывает руку вверх, и преследователи испуганно отшатываются, решив, что у него в руке зажата бомба. В этот момент Эрик, смеясь, показывает им пустую ладонь — и его убивают, после чего бросают его тело в Сену.

Конец.




Как видно из проведенного нами сравнения, фильмы имеют намного больше отличий, чем может показаться на первый взгляд. Мы показали вам порядок расположения сцен, однако и сами сцены в фильмах из-за того, что их переснимали спустя четыре года, отличались — в мелочах: чуточку иные жесты, другой порядок действий...

Очень хорошо эти различия видны в видеоролике, который подготовил известный в рядах англоязычных поклонников "Призрака Оперы" обозреватель PhantomReviews. Здесь вы увидите различие между фильмами на примере самой известной сцены — Кристина срывает с Призрака маску. Сначала приводится сцена из фильма 1929 года, затем — из оригинального фильма 1925 года, а потом они сравниваются одновременно. Если вы никогда этого не видели, то наверняка удивитесь.


Наверх