Знаменитый немой фильм с участием неподражаемого Лона Чейни вышел в свет в 1925 году.
Спустя два года в кино пришел звук — и немые фильмы оказались обречены. Поэтому фильм решили переснять.
В 1929 году вышел ремастеринг картины — звуковой и частично раскрашенный,
с добавленным шумовым и звуковым сопровождением. Из-за несовершенства звукозаписывающего оборудования
наложить синхронное озвучивание на видеоряд уже готового немого фильма было невозможно, поэтому целые
эпизоды в "Призраке Оперы" переснимали, уже одновременно записывая и диалоги.
В результате мы видим перед собой два совершенно разных фильма!
Немножко изменился и актёрский состав. Вирджиния Пирсон, в 1925 году сыгравшая Карлотту, спустя четыре года
будет играть в тех же сценах... её мать! А саму Карлотту исполнит уже Мэри Фабиан.
В новом фильме широко использовалось тонирование пленки в различные цвета (жёлтый, синий,
зеленый, красный, фиолетовый). А сцены маскарада и признания на крыше впервые оказались покрашены с
использованием ранней двухцветной техники Technicolor.
Как утверждалось в публикациях, появившихся во время выхода фильма, на самом деле в нем присутствовало целых
17 минут цветной съёмки — окрашены были не только сцены бала-маскарада, но и постановки "Фауста".
Однако до нашего времени дошла только сцена бала. Утерянными оказались съёмки в технологии Prizmacolor и те
кадры, где плащ Призрака и крыша Оперы были покрашены в красный цвет с использованием ручной колоризации.
Эти кадры были восстановлены лишь в 1996 году с помощью компьютерных технологий.
Из-за болезни Лон Чейни не смог окунуться в работу в том же объёме, в каком он участвовал в съёмках 1925 года.
По контракту часть эпизодов с его участием можно было переснимать с другим актёром. Однако строго запрещалось
дублировать Чейни. Поэтому все его эпизоды остались немыми.
Всего получилось 10 катушек с видео и соответствующие им 10 катушек с аудио. К сожалению, большинство материалов
в наше время оказалось утерянным. Существующая версия 1929 года, которую мы взяли для сравнения, — это немой
ремастеринг уцелевшего видеоряда. При восстановлении фильма все титры с диалогами персонажей были изменены.
Добавилось много новых титров, которых не было в старой версии.
Таким образом, диалоги стали длиннее, наполнившись новыми подробностями.
По сравнению с фильмом 1925 года некоторые сцены были сильно урезаны, другие — наоборот, сделались намного длиннее. Часть сцен поменяли местами...
Полностью оказались удалены сразу три сцены и эпилог, в результате чего фильм сократился на целых 14 минут.
Чтобы оценить масштаб произведённых изменений, проведем сравнение обеих версий фильма — по сценам.
Оригинальная версия 1925
Ремастеринг 1929
Титры
В роли Карлотты — Вирджиния Пирсон
Титры
В роли Карлотты — Мэри Фабиан.
Вирджиния Пирсон играет мать Карлотты
Введение (титры)
Введение (титры)
Человек с фонарем
Идет сразу после титров.
Человек с фонарем
Сцена отсутствует.
Еще один титр — "Кто думает о подвалах, когда в Опере
ставят балет?" (В версии 1929 отсутствует).
0:02
Вид Гранд Опера. Лестница, кареты, публика...
Мы видим братьев де Шаньи, с Раулем заигрывают женщины.
Все рассаживаются в зале, начинается балет.
0:06
После балета нам представляют Кристину Дааэ — вчерашнюю хористку,
неожиданно ставшую примадонной.
Рауль навещает Кристину в ее гримерной.
(Первая часть сцены, в версии 1929 она будет объединена с остальными частями).
0:07
Далее следует сцена подписания договора между директорами.
0:09 Сцена в подвале (балерины видят тень Призрака — первая часть сцены).
0:01
Вид Гранд Опера. Лестница, кареты, публика...
Сцены с братьями де Шаньи нет! Она вырезана.
Начинается балет. Сцена балета полностью переснята! Она намного длиннее и включает в себя сцены,
которые в оригинальном фильме идут почти в конце.
0:03
Во время балета идет сцена подписания договора между директорами.
0:05
Балет продолжается. Директора навещают ложу № 5 и застают там Призрака.
0:07
Балет заканчивается. Сцена в подвале (балерины видят тень Призрака, рассказ Жозефа Буке). Сцена длинная,
объединяет в себе сразу все перечисленные сцены из фильма 1925. Снабжена дополнительными титрами с речью.
0:10 Первое появление Карлотты.
Она приносит ПЕРВОЕ письмо Призрака.
0:12
Продолжение сцены в подвале (балерины обсуждают Призрака, появление "Перса" — Леду).
0:15
Продолжение сцены в гримерной Кристины — она слышит голос своего ангела.
0:17
Окончание сцены в подвале (все эти сцены затем соберутся в одну).
0:13 Первое появление матери Карлотты (в фильме 1925 года это была сама Карлотта).
Она приносит ПЕРВОЕ письмо Призрака. Почерк в письме отличается от почерка 1925 года.
-
-
-
0:18 Свидание Кристины и Рауля в саду (в версии 1929 этой сцены не будет).
0:21
Титром сообщается, что Карлотта заболела, и вместо нее играть будет
Кристина Дааэ.
После чего Кристина выходит в роли Маргариты.
Мы видим первую сцену "Фауста" и Маргариту за прялкой — в версии 1929 этой сцены не будет!
0:22
Во время её выступления директора навещают ложу № 5 и застают там Призрака (сцена будет перенесена в начало фильма).
0:24
И снова "Фауст". Финальная сцена в тюрьме и вознесение с ангелами. (В 1929 будет полностью переснята —
войдет только вознесение с ангелами).
0:14
Титром сообщается, что Карлотта заболела, и вместо нее играть будет
Кристина Дааэ.
После чего Кристина выходит в роли Маргариты (Сцена полностью переснята!
Сразу показывается вознесение с ангелами! Маргарита с прялкой и
сцена в тюрьме отсутствуют!).
Только здесь нам впервые показывают братьев де Шаньи — уже в ложе. Диалоги
персонажей изменены.
0:26
Кристина падает в обморок, её относят в гримерную. Туда же приходит Рауль. Кристина
вспоминает Призрака и делает вид, что не узнала Рауля. Доктор выпроваживает виконта, и тот
из-за двери слышит голос Призрака.
Когда Кристина уходит, Рауль врывается в пустую гримерную и пытается найти Призрака.
Эта сцена в 1929 году будет вырезана почти полностью! Останется лишь тот эпизод, когда Рауль слышит
разговор Кристины и Призрака.
0:31
В подвале находят труп Жозефа Буке (эта сцена будет перенесена почти в конец фильма).
0:32
Второе появление Карлотты — и ВТОРОЕ письмо Призрака.
0:16
После представления Рауль навещает Кристину в ее гримерной.
Почти сразу после радостной встречи Кристина выпроваживает виконта.
Выйдя за дверь, Рауль слышит голос Призрака — тот говорит с Кристиной.
Таким образом, объединяет
в себе сразу несколько кусочков из версии 1925 года. Полностью отсутствует сцена с обмороком Кристины.
0:20
Сразу после этого мы видим второе появление матери Карлотты.
Она приносит ВТОРОЕ письмо (почерк снова отличается от 1925).
Сцена слегка сокращена, отсутствует её финальный жест рукой в дверях.
0:35
"Перс" (здесь это инспектор Леду) наносит визит префекту полиции (в 1929 году эту сцену вырежут!)
-
0:36 Карлотта появляется на сцене в роли Маргариты.
Сначала она надевает
ожерелье и кольцо, затем берет в руки зеркальце. Эта сцена будет полностью переснята.
0:22 Карлотта появляется на сцене в роли Маргариты.
Сцена полностью переснята, Карлотту играет другая актриса.
Сама постановка сцены тоже иная: Карлотта появляется
сначала с зеркалом в руке и лишь в конце надевает ожерелье.
Тем временем Кристине передают карточку от Рауля, и она пишет ему ответ:
0:40 Падение люстры.
0:42
Рауль видит, как Эрик уводит Кристину к себе в подвалы.
0:48
После путешествия верхом и на лодке Кристина попадает в подземный дом Эрика. Эрик рассказывает ей о себе.
0:51
Кристина видит гроб и пугается окончательно. Она понимает, что перед ней — тот, кого называют Призраком Оперы.
Кристина падает в обморок, и Эрик относит её на кровать.
0:54
На следующее утро газетные заголовки пестрят сообщениями об исчезновении Кристина Дааэ.
0:55 Визит Рауля в полицию. В 1929 сцена будет удалена!
0:56
Кристина приходит в себя, видит приготовленную для неё комнату, читает письмо Призрака.
0:58
Кристина слышит музыку Эрика, выходит к нему. Он сидит за органом и играет свое произведение "Торжествующий Дон
Жуан".
1:00
Кристина срывает с Эрика маску.
Эрик отпускает Кристину, взяв с неё обещание не встречаться с Раулем.
Рауль получает письмо Кристины.
1:04
Бал-маскарад в Гранд Опера.
Тем временем Кристине передают карточку от Рауля, и она пишет ему ответ. Обратите внимание —
и вид карточки, и почерк Кристины совершенно изменились!
0:26 Падение люстры.
Обратите внимание — на 14 минут раньше, чем в оригинальном фильме!
0:28
Рауль видит, как Эрик уводит Кристину к себе в подвалы.
0:34
После путешествия верхом и на лодке Кристина попадает в подземный дом Эрика.
Эрик рассказывает ей о себе. Сцена снята чуть иначе, некоторые титры с текстом изменены.
0:36
Кристина видит гроб и пугается окончательно. Она понимает, что перед ней — тот, кого называют Призраком Оперы.
Кристина падает в обморок, и Эрик относит её на кровать.
0:39
На следующее утро газетные заголовки пестрят сообщениями об исчезновении Кристина Дааэ. Газета
выглядит иначе, чем в оригинальной версии!
-
0:40
Кристина приходит в себя, видит приготовленную для неё комнату, читает письмо Призрака. Снова уже другой
почерк.
0:42
Кристина слышит музыку Эрика, выходит к нему. Он сидит за органом и играет свое произведение "Торжествующий Дон
Жуан". В сцене изменены титры, зато ноты использованы те же самые.
0:45
Кристина срывает с Эрика маску. Эта сцена снята совершенно иначе, идёт другой порядок действий
(см. видео внизу страницы).
Эрик отпускает Кристину, взяв с неё обещание не встречаться с Раулем.
Рауль получает письмо Кристины.
0:49 Бал-маскарад в Гранд Опера.
Главное отличие этой сцены — она стала цветной!
Была применена ранняя двухцветная техника Technicolor. Кроме того,
сцена стала на минуту длиннее.
1:07
Рауль и Кристина убегают на крышу. Сцена под статуей Аполлона.
1:12
Инспектор Леду указывает им безопасную дорогу.
1:13
Инспектор Леду приносит префекту данные на Эрика.
1:14
Рауль приказывает кучеру ждать возле Оперы.
0:53
Рауль и Кристина убегают на крышу. Сцена под статуей Аполлона тоже стала цветной!
0:58
Инспектор Леду указывает им безопасную дорогу.
0:59
Инспектор Леду приносит префекту данные на Эрика. Почерк в карточке иной!
1:00
Рауль приказывает кучеру ждать возле Оперы.
1:14
Последнее представление в Опере. Начинается балет (в 1929 году
эта сцена будет идти в самом начале фильма).
1:15
Показывают гримерную Кристины. В это время начинается "Фауст"
— сцена явления Мефистофеля. (В 1929 будет вырезана)
1:17 Рауль приходит в гримерную Кристины. А тем временем Эрик навещает его карету.
1:18
Кристина за кулисами готовится к выступлению (в 1929 будет вырезано).
А тем временем Эрик подкидывает работникам сцены
бутылки со снотворным.
1:19
Кристина выходит на сцену — "Маргарита за прялкой". Эрик убирает суфлера и похищает её.
1:20
В театре начинается паника. Рауль бросается искать Кристину в её гримерной. Когда он пытается найти проход за
зеркалом, следом заходит Леду и предлагает свою помощь. Они идут в подвалы. Направляется в подвалы и Филипп де
Шаньи — искать своего брата.
1:00
Последнее представление в Опере. Начинается "Фауст" (лишь общий вид на сцену, явление Мефистофеля
вырезано).
1:01 Рауль приходит в гримерную Кристины. А тем временем Эрик навещает его карету.
1:02
В подвале находят тело Жозефа Буке. (В оригинальном фильме эта сцена шла на полчаса раньше и была
почти вдвое короче).
1:04
Эрик подкидывает работникам сцены бутылки со снотворным.
1:05
Кристина выходит на сцену — "Маргарита за прялкой". Эрик убирает суфлера и похищает её.
1:06
В театре начинается паника. Рауль бросается искать Кристину в её гримерной. Когда он пытается найти проход за
зеркалом, следом заходит Леду и предлагает свою помощь. Они идут в подвалы. Направляется в подвалы и Филипп де
Шаньи — искать своего брата.
1:25
Эрик приводит Кристину в свой подземный дом и обвиняет в предательстве.
1:27
Рауль и Леду попадают в камеру пыток.
1:28
Филипп де Шаньи приходит на берег подземного озера, и Эрик отправляется его топить. Кристина
слышит голоса Рауля и Леду.
1:31
Эрик возвращается и объявляет об уходе незваного гостя. После чего садится играть по нему заупокойную мессу.
1:32
Симон Буке собирает толпу идти на Призрака.
1:33
Пока Эрик играет, Кристина крадет ключи от камеры пыток, однако попадается за этим занятием. Эрик узнает о
присутствии Рауля и Леду — и приводит камеру пыток в действие.
Тем временем разъяренная толпа отправляется в подвалы.
1:37
Пока Эрик выясняет отношения с Кристиной, Рауль и Леду обнаруживают в полу камеры люк — и спускаются в погреб.
Там они находят бочки с порохом. Эрик отрезает им путь к отступлению.
1:38
Эрик предлагает Кристине выбор — кузнечик или скорпион?
1:40
После некоторых колебаний Кристина поворачивает скорпиона, и вода из подземного озера заливает погреб, где
находятся Леду и Рауль. Кристина умоляет Эрика помочь несчастным, и он их спасает. Кристина бросается обнимать
Рауля.
1:42
Вооруженная толпа добирается до подземелий. Эрик, увидев облаву, хватает Кристину и бросается бежать. Он
засовывает девушку в карету, приготовленную де Шаньи, скидывает с козел кучера и пришпоривает лошадей.
Толпа бросается за ним в погоню. На повороте Кристина, придя в себя, выпрыгивает из кареты. В этот момент
ломается ось, и Эрик вынужден бросить экипаж. Увидев, что толпа настигает его, он оставляет Кристину и
убегает. Кристину подхватывает подоспевший Рауль.
Эрик прибегает на берег Сены, толпа окружает его со всех сторон. Эрик резко вскидывает руку вверх, и преследователи
испуганно отшатываются, решив, что у него в руке зажата бомба. В этот момент Эрик, смеясь, показывает им пустую ладонь —
и его убивают, после чего бросают его тело в Сену.
1:46 Эпилог. Медовый месяц Кристины и Рауля (в версии 1929 отсутствует).
1:11
Эрик приводит Кристину в свой подземный дом и обвиняет в предательстве.
1:13
Рауль и Леду попадают в камеру пыток.
1:14
Филипп де Шаньи приходит на берег подземного озера, и Эрик отправляется его топить. Кристина
слышит голоса Рауля и Леду.
1:17
Эрик возвращается и объявляет об уходе незваного гостя. После чего садится играть по нему заупокойную мессу.
1:18
Симон Буке собирает толпу идти на Призрака.
1:19
Пока Эрик играет, Кристина крадет ключи от камеры пыток, однако попадается за этим занятием. Эрик узнает о
присутствии Рауля и Леду — и приводит камеру пыток в действие.
Тем временем разъяренная толпа отправляется в подвалы.
1:23
Пока Эрик выясняет отношения с Кристиной, Рауль и Леду обнаруживают в полу камеры люк — и спускаются в погреб.
Там они находят бочки с порохом. Эрик отрезает им путь к отступлению.
1:24
Эрик предлагает Кристине выбор — кузнечик или скорпион?
1:26
После некоторых колебаний Кристина поворачивает скорпиона, и вода из подземного озера заливает погреб, где
находятся Леду и Рауль. Кристина умоляет Эрика помочь несчастным, и он их спасает. Кристина бросается обнимать
Рауля.
1:28
Вооруженная толпа добирается до подземелий. Эрик, увидев облаву, хватает Кристину и бросается бежать. Он
засовывает девушку в карету, приготовленную де Шаньи, скидывает с козел кучера и пришпоривает лошадей.
Толпа бросается за ним в погоню. На повороте Кристина, придя в себя, выпрыгивает из кареты. В этот момент
ломается ось, и Эрик вынужден бросить экипаж. Увидев, что толпа настигает его, он оставляет Кристину и
убегает. Кристину подхватывает подоспевший Рауль.
Эрик прибегает на берег Сены, толпа окружает его со всех сторон. Эрик резко вскидывает руку вверх, и преследователи
испуганно отшатываются, решив, что у него в руке зажата бомба. В этот момент Эрик, смеясь, показывает им пустую ладонь —
и его убивают, после чего бросают его тело в Сену.
Конец.
Как видно из проведенного нами сравнения, фильмы имеют намного больше отличий, чем может показаться на первый взгляд.
Мы показали вам порядок расположения сцен, однако и сами сцены в фильмах из-за того, что их переснимали спустя четыре года,
отличались — в мелочах: чуточку иные жесты, другой порядок действий...
Очень хорошо эти различия видны в видеоролике, который подготовил известный в рядах англоязычных
поклонников "Призрака Оперы" обозреватель PhantomReviews. Здесь вы увидите различие между фильмами
на примере самой известной сцены — Кристина срывает с Призрака маску. Сначала приводится сцена из
фильма 1929 года, затем — из оригинального фильма 1925 года, а потом они сравниваются одновременно.
Если вы никогда этого не видели, то наверняка удивитесь.