Постер


Обложка DVD



Фильм в цифрах:

На фильм потратили около 640 тыс. долларов, включая 50 тыс., затраченных на съемку дополнительных сцен.

Прибыль составила более 2 млн долларов.

Фильм вошел в десятку лучших фильмов всех времен.

Лон Чейни снялся в 161 фильме, был режиссером 7 и автором сценария 6 фильмов.

Узнать больше о Лоне Чейни можно здесь.



Где смотреть:

Youtube.com


Где купить:

Amazon.com
Ebay.com


Текст © Елена ди Венериа




The Phantom of The Opera
ПРИЗРАК ОПЕРЫ
1925 г.

Год выпуска: 1925
Страна: США
Продолжительность: 93 мин.
Жанр: ужасы/драма
Цвет: черно-белый
Язык: немой фильм

Слоганы этого фильма:

The greatest horror film of modern cinema!
A masterpiece of horror that shocked cinema for decades!




Другие постеры см. здесь

Общая информация о фильме
Награды
Интересные факты

Производство: "Universal"
Режиссёры: Руперт Джулиан (Rupert Julian), Эдвард Седжвик (Edward Sedgwick), Эрнст Леммле (Ernst Laemmle), Лон Чейни (Lon Chaney)
Продюсер: Карл Леммле (Carl Laemmle)
Сценаристы: Ричард Уоллес (Richard Wallace), Джаспер Спиринг (Jasper Spearing), Раймонд Шрок (Raymond Schrock), Том Рид (Tom Reed), Фрэнк МакКормак (Frank M. McCormack), Гастон Леру (Gaston Leroux), Бернард МакКонвиль(Bernard McConville), Эллиот Клаусон (Elliott J.Clawson) и др.
Операторы: Милтон Брайденбекер (Milton Bridenbecker), Чарльз Ван Энгер (Charles van Enger), Вирджил Миллер (Virgil Miller)
Композиторы: Дэвид Брукман (David Broekman), Рой Бадд (Roy Budd), Карл Дэвис (Carl Davis), Сэм Пэрри (Sam Perry), Уильям Шиллер (William Schiller), Густав Хайнрикс (Gustav Hinrichs), Рик Уокмен (Rick Wakeman) и др.

В ролях: Лон Чейни (Lon Chaney, Эрик/Призрак), Мэри Филбин (Mary Philbin, Кристина Даае), Норман Керри (Norman Kerry, виконт Рауль де Шаньи), Артур Эдмунд Карю (Arthur Edmund Carewe, Перс), Гибсон Гоуленд (Gibson Gowland, Симон Буке), Джон Сент-Полис (John St Polis, граф Филипп де Шаньи), Мэри Фабиан (Mary Fabian, Карлотта), Вирджиния Пирсон (Virginia Pearson, Карлотта/мать Карлотты).



Карл Леммле и Гастон Леру возле здания
Гранд Опера. 1922 г.

О фильме:
Пожалуй, нет такого поклонника Призрака Оперы, который бы не знал о классическом немом фильме 1925 года. Эта экранизация наиболее точно следует книге как в части внешности Эрика, так и в части сюжета.

История фильма началась в 1922 году, когда президент американской студии "Universal" Карл Леммле приехал в Париж и встретился с Гастоном Леру, который в ту пору уже был известен не только своими романами и рассказами, но также сценариями к фильмам. Разговор у них зашел о здании Гранд Опера, и Леру, пользуясь случаем, познакомил американца со своим романом "Призрак Оперы". Проглотив роман за одну ночь, Леммле решил его непременно экранизировать.

В главной роли снялся Лон Чейни (01.04.1883-26.08.1930), которого по праву прозвали "Человеком с Тысячью Лиц". Чтобы заполучить Чейни для своего фильма, Карлу Леммле пришлось провести непростые и весьма дорогостоящие переговоры со своим извечным соперником, президентом "MGM" Луисом Майером, однако результат того стоил. Лон Чейни тщательно и скрупулезно работал над каждой ролью, и в рамках этой работы сам продумывал грим для персонажей, которых играл. Внешность Призрака настолько исказила его черты, что его лицо стало практически неузнаваемым. Тайну грима к "Призраку Оперы" он унес с собой в могилу. Позже гримеры не могли его повторить.

Биография Лона Чейни и биографический фильм "Человек с Тысячью Лиц".


Лон Чейни


Лон Чейни в роли Эрика

Впечатляющие декорации Парижской Оперы, которые не были демонтированы и повторно использовались в съемках еще одного фильма о Призраке в 1943 году, потрясающие костюмы — все это стало превосходным обрамлением великолепной игры Лона Чейни. Эта роль стала венцом его карьеры. Большую часть фильма Чейни находится в маске, и это означает, что все эмоции он должен был показать не мимикой, а движениями тела. И с этой задачей он справился великолепно.

Съемки начались 29 октября 1924 г. Сценарий фильма переписывался несколько раз — и каждый раз разными сценаристами. Дважды Карл Леммле доснимал сцены и переписывал субтитры. К тому же ему пришлось изменить концовку фильма. Первая версия была представлена на показах-превью в Лос-Анджелесе 7 и 26 января 1925 г., но этот вариант критики обругали. Вторая версия была показана в Сан-Франциско уже 26 апреля, и она тоже не особенно понравилась критикам. Наконец, версия для Нью-Йорка удовлетворила всех — и именно она сейчас доступна для зрителей, от первых двух версий остались лишь описания и некоторые кадры. Подробнее об этом — ниже.

С галереей и синопсисом фильма вы можете ознакомиться здесь.

А на этой странице для вас — фотогалерея к фильму.

За этой экранизацией последовали римейки, подражания и откровенные плагиаты.


НАГРАДЫ


1998 National Film Preservation Board (USA) — National Film Registry


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ


• Этот фильм — первая экранизация книги Гастона Леру, дошедшая до наших дней (более ранний фильм 1916 года считается утраченным).

• Эта первая версия "Призрака" вошла в Золотой фонд классики кинематографа.

• Как мы уже писали выше, фильм 1925 года представляет собой по сути три разных варианта. Первый вариант был показан в Лос-Анджелесе, и первоначальный финал фильма (на котором, к слову, настаивал сам Лон Чейни) полностью соответствовал роману Леру: отпустив Кристину с Раулем, Призрак умирает от разбитого сердца. Узнать подробнее об этом финале можно на отдельной странице. Однако этот вариант критики обругали, финал фильма был изменен на уже известное нам убийство Призрака разъяренной толпой, и вторая версия, показанная в Сан-Франциско, имела множество любопытных отличий, прочитать о которых вы можете здесь. До наших дней дошел лишь третий вариант фильма, показанный на премьере в Нью-Йорке.

• Спустя два года после выхода фильма в кино пришел звук. В 1929 году, чтобы сделать "Призрака Оперы" звуковым, его частично пришлось переснять, была также добавлена музыка, шумовое оформление, а кроме того, некоторые эпизоды стали цветными. О том, как это происходило, можно прочитать на специальной странице. В результате треть фильма стала сопровождаться звуком. Однако отличия нового фильма от версии 1925 года кроются не только в звуке, многие сцены также подверглись значительным изменениям, некоторые из них поменялись местами. Вы можете увидеть полное сравнение версий 1925 и 1929 годов на отдельной странице.


Статуя Аполлона в натуральную величину

• В 2003 году компания "Milestone Film & Video" совместно с "Image Entertainment" выпустили двухдисковое издание, включающее в себя обе эти версии, а также ряд весьма интересных дополнительных материалов, ознакомиться с которыми мы вам предлагаем на специальной странице.

• Цвет в фильме:
Как утверждалось в публикациях, появившихся во время выхода фильма, в нем присутствовало 17 минут цветной съёмки. Сцены постановки "Фауста" и бала-маскарада были выполнены с использованием ранней двухцветной версии Technicolor. До нашего времени дошла только последняя. Утерянными оказались съёмки в технологии Prizmacolor и те кадры, где плащ Призрака и крыша Оперы были покрашены в красный цвет с использованием ручной колоризации. Эти кадры были восстановлены лишь в 1996 году с помощью компьютерных технологий. В фильме также широко использовалось тонирование в различные цвета (жёлтый, синий, зелёный, красный).

• Специально для фильма были построены огромные декорации на студии Юниверсал, в которых был частично воссоздан оперный театр Шарля Гарнье. Эти декорации потом еще не раз будут фигурировать в самых разных фильмах. Подробнее об этих декорациях и об их истории — на отдельной странице.

• Кровать в форме лебедя, которую можно увидеть в подземном доме Эрика, на самом деле принадлежала известной актрисе Гэби Деслис (Gaby Deslys) и позже была использована для съемок фильма "Бульвар Сансет" (1950).

• В съемках фильма было задействовано около 5 000 человек. В частности, зрительный зал в Опере был заполнен настоящей публикой.

• Во времена популярности Лона Чейни, который не уставал удивлять публику все новыми шокирующими кинообразами, удивительно непохожими друг на друга, была в ходу шутка: "Увидишь таракана — не дави его, это может быть Лон Чейни".


Реклама фильма в газете

• Для рекламы фильма (как и многих фильмов того периода) были выпущены два набора lobby cards — прототипов привычных нам флаеров. Полюбоваться на них можно здесь.

• Вообще рекламная кампания фильма была беспрецедентной по тем временам, название "Phantom" стало широко использоваться для самых разнообразных товаров (конфеты "Phantom Candy", радиоприемники "Phantom", губная помада "Phantom Red" и одноименная марка шелковой ткани от Национальной Ассоциации Текстиля, балетные пуанты марки "Phantom Red Ballet", а знаменитый магазин "Сакс" на Пятой авеню в Нью-Йорке продавал вечерние туфли "Phantom Red Velvet Evening Opera Pamps" и т. д.). Исполнительница роли Кристины Мэри Филбин в те годы успешно рекламировала самые разнообразные товары, при этом на рекламе обязательно присутствовал Призрак в костюме Красной Смерти.

• Кстати о Мэри Филбин. В возрасте 16 лет она победила на конкурсе красоты и сниматься в фильмах начала благодаря протекции своей подруги Карлы Леммле — племянницы владельца "Universal". На момент съемок в "Призраке Оперы" ей был 21 год, затем последовали еще десять фильмов с ее участием, включая картину "Человек, который смеется" (1928). Ее карьера актрисы угасла вместе с завершением эпохи немого кино, однако сама Мэри дожила до 89 лет и даже присутствовала на премьере мюзикла Уэббера "Призрак Оперы" в Лос-Анджелесе 31 мая 1989 года. Она умерла в 1993 году от пневмонии.

• Карла Леммле тоже снималась во многих фильмах своего дяди, и в "Призраке Оперы" она сыграла роль прима-балерины. На момент съемок ей было всего 16 лет. Карла прожила очень долгую жизнь (она умерла в 2014 году в возрасте 104 лет) и до конца своих дней продолжала вести активную творческую жизнь, снималась в фильмах и давала интервью. Ее интервью о съемках фильма "Призрак Оперы", о коллегах и о работе студии "Universal" вошли в дополнительные материалы и документальные фильмы, представленные на нашем сайте.

• В 2012 году была выпущена новая версия фильма — полностью озвученная, частично раскрашенная и в 3D. К этой версии также прилагаются любопытные дополнительные материалы. Кроме того, мы предлагаем вам сравнение этой новой версии с предыдущими — 1925 и 1929 годов. Узнать подробно об отличиях всех трех фильмов можно здесь.

• В 2015 году на DVD-приложении к журналу "Мир фантастики" было выпущено краткое документальное видео о Лоне Чейни и истории создания этого фильма. Подробнее об этом можно узнать здесь.


Наверх