Жанр: биография/драма.
Страна: США.
Черно-белый
Выход: Октябрь 1957 г.

Сценарий: Ralph Wheelwright, R. Wright Campbell, Ivan Goff, Ben Roberts
Режиссер: Joseph Pevney
Композитор: Frank Skinner
Грим: Jack Kevan, Bud Westmore

В ролях:

Лон Чейни: James Cagney
Клива: Dorothy Malone
Хезел: Jane Greer
Ирвин Тальберг: Robert J. Evans
Крейтон Чейни (в 21 год): Roger Smith

Этот фильм, номинированный в 1958 году на Оскар в категории "Лучший сценарий", рассказывает о жизни великого актера, "Человека с Тысячью Лиц", Лона (Леонидаса Фрэнка) Чейни.

Лон родился 1 апреля 1883 года в семье глухонемых в Колорадо-Спрингс (США). Он был вторым из четырех детей. О Лоне ходило множество слухов - и что он не говорил до восьми лет, и то его родители были не только глухонемыми, но и невеждами, однако все эти слухи Чейни опровергал. Известно, что он был вынужден оставить школу, чтобы заботиться о матери, у которой развился артрит. Позднее Лон начал подрабатывать разнорабочим в местном театре, потом начал колесить по стране с бродячими комедиантами. В девятнадцать он женился на Кливе Крейтон, с которой познакомился в Оклахоме. Через год у них родился сын Крейтон. В 1912 году Чейни пришел на студию Юниверсал в поисках работы. Ему стали давать небольшие роли в комедиях, чуть позднее он сам стал писать сценарии. Его жена тем временем с довольно большим успехом выступала, загордилась, забыла и сына, и мужа, наала пить. В 1914 Чейни развелся с ней. Клива намеревалась покончить с собой, выпив яд, ее спасли, но с тех пор она больше не могла петь. Чейни тем временем упорным трудом и разносторонним талантом завоевывал в кинобизнесе славу человека, способного перевоплотиться в кого угодно. Он носил с собой на съемки чемоданчик с гримом, и когда помощник режиссераоглашал список требуемых актеров для массовки или небольших ролей, Лон почти мгновенно мог предстать перед ним в новом образе.

Однако зарабатывал он всего лишь 5 долларов в день. Потребовав однажды прибавки, он был выгнан со студии, некоторое время не мог найти работу, а потом вернуться в кино ему помог один актер, снимавшийся преимущественно в вестернах, который видел несколько работ Чейни и был впечатлен. И вот Чейни играет одну звездную роль за другой - и вскоре ему предлагают сыграть Квазимодо в "Соборе Парижской Богоматери". А почти сразу после этого - Эрика в "Призраке Оперы". Чейни очарован книгой, прилагает массу усилий, чтобы сценарий (последовательно было отвергнуто пять штук!) был близок к оригиналу, трогательно опекает юную Мэри Филбин (Кристину), а его грим настолько оригинален, что и спустя много лет его невозможно повторить. Интригу с внешностью Призрака сохраняли до момента съемок знаменитой сцены со срыванием маски. Лон всегда гримировался в одиночестве, никто, кроме режиссера и ассистента не знали, как будет выглядеть Чейни в кадре. Потому-то так убедительна была Филбин, увидев "лицо" Эрика - она и правда испугалась! Второго дубля не потребовалось. Не за горами уже эра звукового кино. Чейни боялся оказаться невостребованным, поскльку видел примеры, когда великолепных "немых" актеров публика переставала принимать, когда те начинали говорить на экране. К Чейни это не относилось. Его первый же звуковой фильм принес ему дополнительный успех. о нем заговорили как о Человеке с Тысячью Голосов. И, увы, сглазили. Во время очередных съемок в горло Чейни залетел искусственный снег, началось раздражение, пришлось делать операцию, но, увы, проблемы продолжались. 26 августа 1930 года в возрасте 47 лет Лон Чейни скончался от рака гортани. Под конец жизни он вынужден был снова общаться с окружающими языком глухонемых, как делал это в детстве. Его сын Крейтон взял себе псевдоним Лон Чейни-младший, снялся во многих фильмах, преимущественно в жанре ужасов. В 1994 году в Голливуде на знаменитой Аллее Звезд была установлена звезда и Лона Чейни.


В 1957 году на студии Юниверсал, как когда-то и "Призрак Оперы", более того, в павильоне №28, как и тот фильм, была снята биографическая лента с Джеймсом Кэгни в роли Лона Чейни. Сам Кэгни, обладатель Оскара за Лучшую мужскую роль, обладал несомненным талантом к пантомиме, он довольно удачно копировал жесты и движения Чейни в сценах, где показано, как снимались фильмы с ним. Сам по себе фильм представляет мелодраматичен, кое-где поверхностен, но все равно - трогателен и интересен. Это довольно хорошая иллюстрация биографии великого актера, и в то же время из фильма можно почерпнуть сведения о киношной "кухне". Например, как шел набор актеров для массовок: помощник режиссера выходил во двор, где собиралась толпа соискателей, и оглашал список: "Сегодня требуются: два ковбоя, три индейца и одна дама из высшего общества". Кто попадал под типаж, тот и снимался в картине. Чейни мог быстро перевоплотиться в людей разных национальностей и социального статуса, а потому довольно быстро стал востребован.

Сюжет биографического фильма.

Лон прибегает домой - он подрался за родителей. Мать успокаивает его. Спустя несколько лет молодой Лон работает комиком, его хорошо принимает публика. Он встречается с Кливой Крейтон, знакомит ее со своими родителями. Клива потрясена: она не знала, что родители ее жениха глухонемые. Она беспокоится, как бы ее будущий ребенок, которого она уже ждет, не стал таким же, как бабушка и дедушка. Она не хочет иметь ребенка-инвалида, несмотря на то, что Лон всем сердцем желает иметь детей. И вот рождается Крейтон. Лон молится - жестами, как молилась его мать, - чтобы его сын слышал. Он подходит к кроватки и громко хлопает в ладоши. Малыш просыпается и плачет. Через несколько лет Лон все так же работает клоуном. Его жене скучно дома. Она почти каждый вечер приводит ребенка в театр, оставляет на попечение Хезел, молодой танцовщицы кордебалета, а сама отправляется устраивать свою певческую карьеру, прервавшуюся с замужеством. Хезел, тайно влюбленная в Лона, заботится о маленьком Крейтоне. Да и сам Лон души не чает в сыне и устраивает ему веерами целые представления с переодеваниями. Однажды Клива возвращается домой поздно, ее провожает какой-то мужчина. Она сообщает Лону, что теперь будет работать, она не хочет сидеть взаперти. Лону все это не нравится - она совсем не заботится о ребенке. Он забирает ее из театра, где она выступает, едет в свой театр, чтобы забрать ребенка, там вступается за Хезел, которую пытается обидеть ее бывший жених, и Клива видит это. Она убегает из дома. Через какое-то время она возвращается, чтобы ворваться на сцену во время представления Лона и на глазах у публики выпить яд. В больнице врач сообщает Лону, что его жена отныне больше не сможет петь. Клива сбегает из больницы в неизвестном направлении. Тем временем суд постанавливает отправить Крейтона в приют, пока Лон не сможет обеспечить ему "подходящий дом". Лон приходит на киностудию, чтобы зарабатывать деньги и купить такой дом для сына. он берется за любые роли, носит с собой чемоданчик с гримом, перевоплощается на глазах у других соискателей на роли. И ему улыбается удача. Сначала в его жизнь снова входит Хезел, которая не переставала его любить. Она убеждает его, что "подходящий дом" - это дом, где есть мама, папа и дети. Родители Лона хорошо принимают новую невестку. Затем Лону дают его первую значительную роль. И начинается его карьерный взлет. К каждой своей роли он делает наброски грима. И когда его приглашают на очередное собеседование, показывает режиссеру свое видение грима образа Квазимодо. Эта роль - его. Крейтону в школе тем временем незнакомая дама подарила безделушку, которую Лон узнал - она принадлежала его бывшей жене Кливе. Мальчик считает, что его мать умерла, и Лон просит всех, в том числе Хезел, ничего ему не рассказывать. он также просит отыскать Кливу. И вот она приходит на съемки "Собора Парижской Богоматери". Лон спрашивает, сколько она хочет, чтобы больше не появляться в жизни Крейтона. Клива оскорблена и уходит, не взяв деньги. Крейтон приносит из школы щутку: "Если ты видишь паука, не раздави его, это может быть Лон Чейни". В шутке львиная доля правды - роли Лона разнообразны настолько, что даешься диву. И вот очередная роль - Призрак Оперы. После съемок в гримерной Лона рождается его прозвище - Человек с Тысячью Лиц. Отныне на всех афишах будет значиться это имя. Крейтон растет, он хочет стать актером, как его отец. Он пробует отцовский грим, но Лон против этой затеи. Спустя несколько лет Хезел снова встречает Кливу, которая иногда приходит к их дому, чтобы издали посмотреть на Крейтона. Хезел рассказывает молодому человеку о его настоящей матери, и он, осуждая отца за то, что тот скрыл от него правду, переезжает к Кливе, чтобы заботиться о ней. Тем временем у Лона начинаются проблемы с горлом. Врачи не говорят ему всей правды, и он уезжает в свой загородный дом. Там ему становится хуже, и вот он умирает, вокруг него собрались друзья, Хезел, Крейтон, и Лон, который уже не может говорить, показывает жестами, чтобы сын принес ему его чемоданчик с гримом. На чемоданчике еще с незапамятных времен написано "Лон Чейни". Лон достает из чемоданчика мелок и приписывает: "Лон Чейни-младший". И умирает. Камера плавно переходит на Крейтона, с него - скользит по стенам, увешанным набросками Лона к ролям. Набросков много, очень много. На фоне окна возникает надпись "Конец".


На верх страницы