Оригинал интервью можно прочитать здесь.
Все фотографии, приведённые здесь, взяты из оригинальной статьи.

Поскольку 9 января 2006 года "Призрак Оперы" станет самым "долгоиграющим" мюзиклом всех времен, мне показалось, это событие — прекрасный повод пообщаться с Майклом Кроуфордом, первым исполнителем роли Призрака.

Несомненно, с самого первого своего появления на лондонской сцене "Призрак Оперы" стал "феноменом". Сегодня, спустя почти двадцать лет, когда посмотрело спектакль 80 миллионов человек, продано свыше 40 миллионов аудиозаписей, а билетов на общую сумму в 3,5 миллиарда долларов, интересно знать, предполагали ли актеры самого первого состава, что шоу продержится так долго? "Не настолько долго, — говорит Кроуфорд. — Не знаю, что думают другие, но я слышал, как Эндрю (Ллойд-Уэббер) отвечал на подобные вопросы, что лично он и не предполагал, и Хэл (Принс) тоже так отвечает. Не знаю, предсказывал ли кто-нибудь такую долгую жизнь и такой успех, но, мне кажется, на репетициях что-то такое чувствовалось, такое странное, удивительное, весьма и весьма особенное".

Шоу видело восемьдесят миллионов человек, и хотелось бы знать, как родился, как создавался главный персонаж. Говорит Майкл: "Без сомнения, если ты проводишь буквально месяцы и месяцы над гримом, что мы и делали с Крисом Такером, Марией Бъорнсон и, конечно, Хэлом Принсом, должно получиться нечто совершенно особенное. Три месяца изнурительной кропотливой работы, когда я постоянно ходил в "лабораторию" Криса Такера, как я называл это место. Крис экспериментировал над гримом, колдовал над моим лицом, чтобы понять, что надо оставить, а что убрать, и в результате он создал идеальный грим, достойный самого Валентино. Видимая часть лица оставалась красивой, в то время как со второй половиной, скрытой маской, можно было делать все, что угодно".

Персонаж, появившийся в Вест-Энде, затем на Бродвее и в Лос-Анджелесе, запал в сердца театралов по всему миру. Почему? "Первое, что пришло мне в голову, когда я услышал этот вопрос много лет назад, — культурный феномен "Красавицы и Чудовища". Истории с таким сюжетом рассказывали всегда, они имеют успех, потому что все мы любили и теряли. В таких историях чудесный смысл: не надо быть красавцем, чтобы любить. Я получаю множество писем, люди пишут, что чувствуют — эта история про них. Нас много, тех, кто не выглядит как звезда экрана или топ-модель, чей внешний вид нам навязывается. Везде в журналах мы видим навязываемый нам образ красавцев. Думаю, людей привлекает то, что главный романтический персонаж вовсе не такой. Подобного рода историй множество, но пылкость чувств и красота музыки делают мюзикл доступным для восприятия — в том числе для детей, которые вынесут и для себя что-то важное".

Успех шоу — несомненно, потому что история Призрака привлекает зрителей всех возрастов. Также можно сказать, что появление новых поклонников обусловлено в том числе и тем, что они видят Майкла Кроуфорда в этой роли. "Думаю, немаловажную роль в восприятии истории играет музыка. В шоу много моментов, воздействующих на публику, и музыка — самый сильный из них. До сих пор мне приходят письма от зрителей, посмотревших спектакль, когда им было по пять-шесть лет. Теперь им уже за двадцать, и они поступили в университет, чтобы заниматься пением, писать музыку или учиться играть на музыкальных инструментах, и к этому их сподвигла музыка "Призрака Оперы". Я думаю, заслуга в этом Эндрю (Ллойд-Уэббера). Думаю также, шоу открывает людям и оперную музыку, хотя по сути спектакль далек от оперного мира. Благодаря ему, я полагаю, такие исполнители, как три великих тенора, стали петь популярную музыку, хотя раньше такого не было. Считаю, это очень хорошо для музыки в целом, и я горжусь, что все это благодаря нашему шоу".

Спустя более чем 1300 спектаклей, в 1991 году, в Лос-Анджелесе Майкл Кроуфорд оставил роль Призрака. "Я не видел ни одного спектакля с тех пор, потому что я не хожу на спектакли, в которых когда-то играл. Все, что ты делал, что создал, становится очень тебе дорогим и близким. Я думаю, если ты принял решение и уходишь, то ты уходишь. Лично я, после того, как отыграл Билли два года, Барнума четыре с половиной года, Призрака три с половиной года, никогда не пересматривал спектакли".

Однако Майкл с нетерпением ждет празднования успеха спектакля 9 января. "Я с огромным нетерпением жду 9 января. Мне так и не сказали, что мне надо будет делать, но я с нетерпением жду просто быть среди тех, кто делал первые спектакли, среди тех актеров и создателей. Я знаю, что Хэл и Эндрю там будут, Кэмерон Макинтош и Джиллиан Линн. К огромному сожалению Мария Бьорнсон умерла несколько лет назад, мне будет очень ее не хватать. Она была частью той команды, которая запустила шоу, ее очень, очень любили. Мне грустно, что не будет и Стива Бартона. Время бежит, и когда уходят ровесники, перехватывает горло, потому что понимаешь — мы все в одном списке, и следующим может стать любой..."

После роли Призрака Майкл занялся — и успешно — сольной карьерой. А 12 лет спустя вернулся на Бродвей в шоу "Dance of the Vampires". "Мне понравилась музыка. К тому же до этого ничего "рок-н-ролльного" я не делал, а узнавать что-то новое я люблю больше всего на свете. Я всегда пытался освоить разные виды деятельности. Думаю, моя основная ошибка состояла в том, что я не увидел, что мой персонаж на самом деле мало отличается от Призрака. Музыка другая, но сам характер персонажа имеет много общего с характером Призрака. Это, разумеется, только моя точка зрения — и только обо мне, не о проекте в целом. В шоу-бизнесе где-то найдешь, где-то потеряешь. Каждый верит в лучшее, полон энергии, стремится делать все возможное. Печально, что не сложилось. В такие моменты начинаешь вдвое ценить те проекты, которые удались. Это трудно".

Тяжело было получить и негативные отзывы на шоу, на которых мы не будем подробно останавливаться. "Не помню, на чем конкретно останавливались критики, просто не помню уже. Мне кажется, не стоит уделять слишком много внимания вещам, которые тебя расстраивают. Если ты можешь извлечь уроки из критики, то да, на нее стоит обратить внимания, но я не помню, что, читая отзывы, находил там что-нибудь полезное для себя".

Этот негативный опыт не отвратил его от Бродвея. "Если появится какой-то новый проект, который мне приглянется и будет отличным от предыдущих, я, вне всякого сомнения, приму в нем участие. Буду рад открыть дверь и сделать что-то непонятное. Таков наш бизнес, он похож на азартную игру. В нее интересно играть, работать с новыми людьми, развлекать публику. Да, я бы хотел вернуться и сделать что-нибудь еще".

Но если он и вернется, то, скорее всего, не в восстановлении постановки, а с новым шоу. "Вне сомнений, меня больше интересует все новое. Когда я смотрю восстановленные постановки, то вижу то же самое, что видел несколько лет назад, и не понимаю, зачем мне нужно повторяться. Я видел Роберта Престона, я видел Джина Келли — разумеется, не на сцене — но в различных записях. Когда восстанавливаешь такие шоу и думаешь об оригинальных постановках — вот они, твои герои, но я никогда не смогу занять их место. Я настолько потрясен услышанным оригинальным составом, что не хочу даже пытаться восстанавливать или переигрывать эти роли. Гораздо больше мне нравится создавать персонажа из ничего".

Какие шоу и постановки, увиденные за эти годы, запомнились и оказали на него особенное влияние? "На всю жизнь запомнил всю американскую труппу "West Side Story", увиденную мной в Лондоне. Это было как воплощение того, чем я хотел заняться в жизни. Их выступление вдохновило меня и повлияло на мое решение сделать карьеру на музыкальной сцене. Без сомнений, это невероятно красивое шоу. Мне с первого взгляда понравилась постановка и "My Fair Lady". "Bye Bye Birdie", как и "Company" в Лондоне, с первого взгляда показались отличными шоу. Размышляя над ответом, мне приходят на ум многие ранние постановки. Но если перечислять шоу по отдельности, то "Chorus Line" было просто феноменальным, и я полюбил после первого же просмотра "Cats", когда эта постановка только открылась в Лондоне. Из недавно увиденного мне понравились "The Producers", я получил большое удовольствие. Но я не думаю, что эта постановка запомнилась мне именно как мюзикл, вроде тех классических мюзиклов, которые я уже перечислил. "Spamalot" — вот еще одно шоу, я посмотрел его тоже с удовольствием и считаю, что это шоу нужно ставить в музыкальном театре. По-моему, оно очень злободневно. Я собираюсь посмотреть "Jersey Boys" пока я еще в городе, и уверен что это шоу мне понравится. Похоже, что постановщики смогли показать в мюзикле простую жизнь, избегнув неловких моментов. Я еще не видел "Wicked", но слышал много хороших отзывов.

Вернемся к карьере Кроуфорда. Его последнее выступление было на лондонской сцене, в новом шоу Эндрю Ллойда-Уэббера "The Woman in White". Помимо большого количества похвальных отзывов, Кроуфорд получил награду за лучшую роль второго плана в мюзикле (Best Supporting Actor in a Musical) от WhatsOnstage.com, а так же награду от Variety Club. "Мне очень понравилась книга. Когда я впервые прочел ее, она меня взволновала, а музыка только усилила мое волнение. Меня заинтриговала идея создания такого потрясающего персонажа. Кроме того, это был еще и вызов самому себе, потому что это персонаж с характером, и еще каким характером. Некоторые спрашивали меня — если ты будешь участвовать в шоу, то почему ты хочешь полностью замаскироваться? Что ж, в этом суть актерской игры, и Тревор (Нанн) и Эндрю (Уэббер) согласились, что мой персонаж должен внешне соотвествовать персонажу из книги.

Необходимость играть полного персонажа, переваливаясь по сцене в костюме толстяка, вызвала у звезды проблемы со здоровьем. "Мы репетировали с этим костюмом с самого начала, и он, увы, стал для меня сущим наказанием, потому что во время каждого шоу я был весь в поту. Шоу открылось в конце лета, а в лондонском театре не было кондиционеров за кулисами. В моей гримерке был кондиционер, но не на сцене, поэтому я терял много влаги и энергии, это меня просто убивало.

Восстановить водный баланс было затруднительно, и я просто расшатывал иммунную систему, в общем, я подцепил все болезни, которомы болели в театре — и поблизости от театра! Вирусы, грипп, все это навалилось на меня. Иммунная система отказала, и мне пришлось уйти из шоу. Это не было сиюминутным решением, и я был готов вернуться буквально по первому зову. Я любил этот спектакль, мне нравится Мария и остальные члены труппы, было ужасно все бросать. Я думал "Ну, мне уже лучше, надо возвращаться" и тут же сваливался опять. Мать нашего продюсера когда-то перенесла такое же заболевание. Это ужасно, потому что болезнь длилась очень долго. По крайней мере, месяца четыре.

Из-за проблем со здоровьем Кроуфорд решил не играть в этом сезоне роль графа Фоско на Бродвее. "Я думал на эту тему. Я не хотел бы менять манеру исполнения роли, не хотел бы менять грим, костюм, "делать" графа худее, так что я решил, что лучший вариант — не рисковать и не играть. Никогда раньше я так долго не болел. Ничего страшного, просто раздражает, когда не можешь восстановить силы. Похоже на поствирусный синдром, когда постоянно чувствуешь усталость, так что я не хочу рисковать и снова заболеть".

Сейчас, уже выздоровев, этой осенью Кроуфорд вернулся к концертной деятельности, которая расписана и на начало 2006 года. "Мне нравится исполнять песни из разных шоу, это позволяет погрузиться в воспоминания. Я люблю выступать, люблю ездить с концертами по стране, путешествовать по всему свету. У меня было пять или шесть концертов в прошлом году, в этом году в феврале/марте будет пять концертов в Австралии и один в Новой Зеландии. После Новой Зеландии я буду открыт для предложений".

Никакими конкретными планами Кроуфорд не поделился. "Я разговаривал кое с кем в Лондоне, встречался кое с кем на Бродвее, но пока ничего определенного сказать не могу. Идет обсуждение нового проекта. Если не сложится, то я буду рад вернуться к концертной деятельности".

Все последние шоу, в которых Майкл принимал участие, "The Phantom of the Opera", "EFX", "Dance of the Vampires", "Woman in White", поставлены с учетом высоких технологий. Специально ли он выбирал такие шоу? Нет. "Совершенно определенно, не выбирал, просто так получалось. Думаю, все началось с Призрака. До этого Барнум был в традиционном стиле. Надо было подключать провода и полагаться на них каждое представление. Если что-то выходило из-под контроля, а ты на сцене в этом время поешь, играешь, танцуешь, то тебе приходится это делать в пятачке света, а не на освещенной лестнице. Со времен Билли, с 1972 года, положение вещей меняется. Выступать становится все страшнее, потому что ты должен полагаться на компьютеры. Если они выйдут из строя, у тебя будут серьезные неприятности. Это довольно страшно".

На недавних концертах Майкла Кроуфорда аудитория имела возможность окунуться в атмосферу классических театральных постановок, слушая песни из "The Phantom of the Opera", "Les Miserables", "Hello Dolly!", "Jesus Christ Superstar", "Aspects of Love", "Man of La Mancha", из которых, как надеются поклонники, Майкл сделает альбом. Впрочем, на данный момент записывать альбом в планы Майкла не входит. "Если бы я сыграл в каком-нибудь телевизионном проекте, то надо было бы записывать альбом. Для шестидесятичетырехлетнего человека, который поет и танцует, не так-то просто уйти в отставку и начать продавать записи. Для этого надо быть Тони Беннеттом… или иметь такой же талант! Тем не менее, я бы с удовольствием принял участие в каком-нибудь новом шоу. А пока я возвращаюсь к концертам. Людей раздражает, если ты слишком сильно меняешь музыку. Они ждут от тебя совершенно определенного. Вводить новые композиции и убирать старые из репертуара надо очень осторожно. Этим я и займусь в будущем году". Поклонники не могут дождаться!

9 января 2006 года пройдет гала представление "Призрак Оперы", приуроченное к празднованию. Официальный сайт шоу здесь, сайт, посвященный Майклу Кроуфорду (на английском, включая информацию о его текущих концертах) — mcifa.com.

Перевод: Carlotta, Елена ди Венериа.


Наверх