Акт I.
Акт II.
Шесть месяцев Год спустя. В Опера Популер - грандиозный новогодний бал-маскарад. Первыми появляются директора - один
в костюме скелета, второй в маске-черепе на обоих директорах полумаски с длинными носами. Они поднимают тост за наступающий Новый год и великолепное празднество,
после чего иронически сетуют на то, что почему-то не видно этого типа - Призрака.
Начинается красочный бал. Гости одеты в экзотические роскошные костюмы (теперь костюмы значительно
упрощены, костюмы дам представляют собой стилизованные бальные платья, кавалеры одеты во фраки и короткие
плащи), среди танцующих выделяются Рауль и Кристина.
Директора встречаются с солистами - Карлоттой и Пьянджи, а также с мадам Жири и ее дочерью. Изменился костюм Мег.
Жилетка осталась, но вместо брюк у неё теперь юбка в лучших традициях "Moulin Rouge" - очень короткая спереди и
длинная сзади. Все обмениваются впечатлениями
о бале, радуются тому, что Призрак не дает о себе знать уже полгода год, нет больше никаких записок, никаких угроз. Дружно
пьют за Новый год и новую люстру, после чего снова смешиваются с танцующими гостями. Иные декорации. Нет лестницы,
нет манекенов. Зал для бала
представляет собой зеркальную комнату с лепниной и росписью. На всех надеты маски, похожие на маски комедии дель
арте, с длинными носами.
Кристина и Рауль потихоньку отходят в сторону. Кристина любуется висящим на цепочке кольцом - они с Раулем тайно
помолвлены, Кристина пока не хочет раскрывать их секрет, хоть это и удивляет сильно сердит Рауля - ведь это помолвка, а не
преступление. Кто-то из гостей, одетый в костюм обезьянки с цимбалами, подкрадывается к Кристине и выхватывает у нее
маску, после чего Кристина и Рауль снова присоединяются к танцующим. Призрак слышит, как Рауль и Кристина говорят о помолвке.
Вдруг музыка резко меняется - на верхней ступеньке лестницы появляется Красная смерть. Все расступаются - и Призрак
появляется из-за зеркал. Костюма Красной Смерти больше нет! Все испуганно замирают,
и Призрак в тревожной тишине спускается вниз по лестнице стоит посреди сцены, держа в руках толстую папку с партитурой. Он издевательски
спрашивает, не соскучились ли по нему господа присутствующие, и сообщает, что написал им оперу "Дон Жуан Торжествующий".
После чего швыряет папку под ноги директорам и советует впредь точно выполнять его инструкции, иначе они узнают, что
есть вещи и пострашнее, чем упавшая люстра.
Все пораженно смотрят на него, боясь сдвинуться с места. Заметив Кристину, Призрак манит ее к себе, и девушка покорно
подходит. Призрак срывает у нее с шеи цепочку с кольцом, сообщая, что ее цепи по-прежнему принадлежат ему, и петь она
будет для него. После чего, взмахнув плащом, во вспышке света проваливается под пол с издевательским смехом - и тут же
на лестнице появляется еще одна фигура Красной Смерти, сбегающая вниз с демоническим хохотом! Гости, не выдержав,
бросаются наутек. Кристина снова оказывается в его власти, она сама подходит к нему, и стоящий в стороне
Рауль недоуменно наблюдает за этим,
не зная, сорваться и броситься ему на Призрака или остаться в стороне. Когда он пытается задержать Призрака,
тот бросает на землю рядом с ним взрывающиеся огненные шары и уходит.
Посреди всеобщего смятения Рауль бросается за мадам Жири. Он останавливает ее и просит рассказать всё, что ей известно.
Мадам Жири сначала отпирается, а затем рассказывает о том, как несколько лет назад в город прибыла странствующая ярмарка.
Среди прочих аттракционов демонстрировался человек, запертый в клетку. Здесь добавили проекцию теней - видна
скорчившаяся под ударами хлыста фигурка за решеткой. Это был гений - ученый, архитектор, музыкант и изобретатель.
Поговаривали, что он когда-то построил зеркальный лабиринт для персидского шаха. Он был невероятно уродлив - ошибка
природы, а не человек. А затем он сбежал. Исчез, и его сочли мертвым... Но он не умер.
Затем, опомнившись, мадам Жири понимает, что и так уже сказала слишком много, и просит Рауля прекратить расспросы.
Слишком уж много в последнее время было "несчастных случаев".
Следующая сцена происходит в кабинете директоров. На столе лежит партитура оперы Призрака. Разумеется, директора
ставить ее не хотят, считая ее смехотворной и просто безумной, но с Призраком шутки плохи, вон, новую люстру только
недавно повесили... А Призрак уже хозяйничает вовсю. В неизменных письмах - распоряжения по перестановкам в оркестре
и хоре. И это бы еще полбеды - в кабинет врываются возмущенные Карлотта и Пьянджи, размахивающие похожими записками.
Карлотте досталась крохотная роль, а Пьянджи, которому предстоит играть Дон Жуана, ее поддерживает, говоря, что это просто
оскорбление.
В этот момент появляются Рауль с Кристиной, и Карлотта набрасывается на девушку, обвиняя ее в том, что это она все подстроила
- ибо ведущая роль в опере досталась ей, а голоса у неё нет. Кристина горячо возражает, что здесь нет ее вины, и петь в
этой постановке она вообще не хочет. Директора пытаются убедить Кристину, что это ее долг, но она продолжает
упорствовать.
Затем приходит мадам Жири с дочерью. Она приносит очередное послание от Призрака. В письме тот еще раз проходится
по адресу Карлотты, советует Пьянджи похудеть, директорам - не совать нос в чужие дела, а Кристине намекает, что неплохо
бы продолжить уроки и вернуться к учителю. В этот момент Рауля осеняет: если Кристина будет петь, то Призрак обязательно
появится - и тогда его можно будет схватить! Директора воодушевляются этой идеей, предостережений мадам Жири
никто не слушает, Карлотта и Пьянджи продолжают наседать на Кристину... В результате у девушки сдают нервы.
Кристина находится на грани истерики. Она кричит, но никто не слышит ее и не замечает.
Рауль смотрит на нее с отеческим снисхождением, берет ее за плечи и мягко успокаивает, как неразумное дитя.
Почти рыдая, она в сердцах дает ему пощечину, крича, что он поклялся защищать ее.
Рауль успокаивает ее и усаживает в кресло кресла не передвигают, Кристина остается на ногах в
течение всей сцены. Девушка напугана, она не хочет проходить через всё это, но Рауль
говорит, что на нее вся надежда, и успокаивает - Призрак всего лишь человек, и пока он жив, он будет их
преследовать. Кристина в смятении, она кричит, что не может этого сделать, но Рауль непреклонен.
Начинаются репетиции оперы "Дон Жуан Торжествующий". Пьянджи, который должен играть роль Дон Жуана, никак не может
справиться с музыкальной фразой, месье Рейер его поправляет, а Карлотта начинает отпускать саркастические замечания
о музыке этого композитора. Мадам Жири замечает, что вряд ли бы Карлотта осмелилась всё это говорить в присутствии
самого композитора. Карлотта отмахивается, что его всё равно здесь нет, но тут же получает в ответ: "Вы в этом уверены?" - после чего
берется рукой за горло и молча садится на место. Кристина и Пьянджи во время репетиции на авансцене, как бы репетируют. Хористы и статисты группкой находятся поодаль.
Репетиция идет своим чередом, Пьянджи продолжает делать ошибку за ошибкой - и внезапно пианино, засветившись, начинает играть
само по себе. Все окружают пианино и вдруг начинают дружно петь против желания - именно то, что написал Призрак.
Кристина удаляется из этого бедлама и вспоминает о своем отце... Сцену репетиции удлинили, теперь весь хор учит Пьянджи петь.
Когда пианино начинает играть, на нём ярким огнём загораются свечи (они скорее напоминают здесь факелы). Одержимый
хор с вызовом поёт в лицо Кристине и расходится, как ни в чём не бывало, поодиночке и группами,
словно никто не помнит, что только что произошло. Никто, даже Мег, не видит и не реагирует на Кристину, хотя она
пытается заговорить с кем-то. У неё больше нет ни одной живой души рядом. И она убегает.
Кристина приходит на кладбище, на могилу своего отца. Там она вспоминает его, поет о том, как бы ей хотелось увидеть
его вновь и услышать его голос. Она сетует на то, что у нее не хватает сил отпустить от себя прошлое и проститься
с ним окончательно. НА сцене мы видим крест с надписью "Дааэ" на нем и статую ангела в глубине сцены. Кристина
встаёт на колени перед могилой, гладит камень, с нежностью вспоминает отца и чем дальше, тем больше набирается
душевных сил - настолько, что срывает с шеи медальон. Она выросла. Физических сил, тем не менее, у неё уже не
остаётся, и она садится на постамент отцовского креста.
Когда она уже собирается уходить, до нее вдруг доносится завораживающий голос, зовущий ее. Очарованная, Кристина возвращается,
не в силах понять, кто же ее зовет - Ангел или отец, друг или Призрак? Призрак манит ее к себе, убеждая вновь
вернуться к своему Ангелу, ворота мавзолея отворяются... Призрак выходит из-за статуи ангела. Ему почти удается
уговорить Кристину. Но в этот момент вдруг появляется Рауль и удерживает
Кристину от опрометчивого шага, напоминая ей, что это существо - не ее отец.
Они отскакивают от ворот, и разгневанный Призрак пытается поразить Рауля огненными шарами, вылетающими из
глазниц черепа, венчающего его посох посоха у Призрака теперь нет, огненные взрывы он словно вызывает
движением руки, в Рауля столь явно уже не целится, его желание, скорее, напугать. Рауль бросает Призраку обвинения в насилии, и тот подначивает виконта сразиться с ним.
Однако Кристина не пускает Рауля, и они убегают.
Призрак в ярости объявляет им войну и исчезает во вспышке пламени.
Наступает вечер премьеры. Пока оркестранты настраивают свои инструменты, Рауль в присутствии директоров готовит
ловушку для Призрака, расставляя посты и отдавая приказ стрелять на поражение. Призрак при этом незримо присутствует
и, видимо, с удовольствием слушает, как его собираются брать. Правда, потом ему это надоедает, и он предлагает начинать
представление. В ложе появляется только тень Призрака, в отличие от оригинала, он не поёт "let the audience in".
Идет опера, последний акт. На сцене Дон Жуан в исполнении Пьянджи обсуждает со своим слугой Пассарино план обольщения юной служанки
Аминты, которую играет Кристина. Девушка влюблена в Пассарино, и хозяин решает поменяться одеждой со слугой, чтобы
похитить ее любовь. Дон Жуан надевает на себя балахон слуги с глухим капюшоном, полностью скрывающим лицо, и
прячется за пологом. В этот момент Призрак убивает Пьянджи и занимает его место. Далее сцена изменена. Декорации напоминают те, что были в
Альберт-холле, а действия Кристины и Призрака больше похожи на заимствование из фильма Шумахера.
Вскоре появляется Аминта, поющая о любви. Она усаживается на скамейку возле стола и берет с блюда яблоко. Пассарино
получает приказ хозяина уйти. Из-за портьер появляется Дон Жуан и подходит к сидящей Аминте, прихватив по пути со стола
кубок с вином. При его приближении Аминта вскакивает и отходит, но он приближается, напоминая, что раз она здесь,
то уже решилась... Сцена отличается большей чувственностью. Платье Кристины имеет разрез, позволяющий приподнять
ножку и положить её на стол, да и Призраку по этой ножке теперь стало удобнее рукой проводить - правда, он почти не
касается её тела, лишь обводя рукой контуры.
Подойдя к Аминте, Дон Жуан отбирает у нее яблоко и вручает взамен кубок, вынуждая ее выпить до дна. После чего
берет ее за руку и ведет к алькову раскладывает Кристину прямо на столе - игры кончились, нет смысла отрицать неизбежное. Однако девушка вырывается и снова
усаживается на скамейку. Дон Жуан опускается рядом с ней, обвивая одной рукой за талию, а второй рукой тянется к
декольте. Аминта в этот момент наклоняется к соблазнителю - но тот вдруг поспешно отворачивается.
Кристина, слегка удивленная его несоответствующим роли поведением, вскакивает и отбегает. Она поет о том, что пришла
сюда, полностью осознавая, зачем. Она уже представила себе их тела, переплетенные и беззащитные, и теперь она здесь с ним,
она решилась. Аминта решительно направляется к Дон Жуану и страстно обнимает его сзади. Тот поднимает руки, их пальцы
переплетаются, и вдруг наклонившаяся Кристина своей щекой ощущает под капюшоном маску Призрака.
Сцена исполнена иначе. Сплетенные пальцы убрали, вместо этого в какой-то момент Призрак и Кристина делают
несколько движений парного танца, напоминающего танго. Кристина не касается щеки Призрака; вместо этого,
когда она сидит на столе спиной к нему, он закрывает ей глаза ладонями - и тогда она делает движение прочь,
узнав того, кто завязывал ей глаза в подземелье. Она пытается убежать,
но Призрак бросается за ней, ловит ее за руку и тащит назад, на середину сцены.
Он поет о том, что пути назад нет, все мосты сожжены. Кристина внезапно сбрасывает с него капюшон, и все присутствующие
в зале видят, что это Призрак. На некоторое время тот слегка теряется и отходит в сторону, и Кристина пытается убежать, воспользовавшись
моментом, однако директора не дают ей это сделать. Они заставляют девушку вернуться на сцену, чтобы протянуть время.
Призрак же ничего этого не замечает. Сцена изменена: едва Кристина раскрывает Призрака, на сцену спешат
полицейские. Призрак мечется туда-сюда, перепрыгивая через стол, но путей к отступлению нет. Однако Рауль запрещает
полицейским стрелять, и, пока они бездействуют, Призрак начинает петь о своей любви. Снимая с пальца кольцо, он поет ей, умоляя спасти его от одиночества, разделить
с ним жизнь и любовь. Кристина принимает у него кольцо и надевает на палец, но когда Призрак продолжает умолять ее
- "позволить быть рядом с ней, куда бы она ни пошла", - она не дает ему закончить фразу и срывает с него маску,
обнажая его обезображенное лицо.
Призрак рычит от боли и ярости, на сцену выбегают вооруженные Раулем люди, и Призрак, взмахнув плащом, скрывает под ним себя и
Кристину - и исчезает. Прозвучавший вслед выстрел никакого эффекта не производит. Теперь в Призрака стреляет сам
Рауль - но тот успевает увернуться и, схватив Кристину, исчезает. Мег отдергивает полог, и все видят
на кровати тело задушенного Пьянджи. Алое волшебное лассо необъяснимым образом висит в воздухе, ни к чему не привязанное.
Начинается паника, Карлотта, увидев тело Пьянджи, впадает в истерику, а мадам Жири подзывает Рауля. Она говорит, что знает,
где найти Призрака и Кристину, но Рауль должен ей доверять и всё время держать руку на уровне глаз. Надо торопиться, пока не
стало слишком поздно.
Призрак снова везет Кристину на лодке к своему подземному жилищу Призрак и Кристина не плывут на лодке, а идут. Он
продолжает упрекать ее за бездушное отношение.
Слышны голоса преследователей - театральных рабочих. Появляются мадам Жири и Рауль. Балетмейстер показывает виконту
дорогу и напоминает о необходимости держать руку на уровне глаз, а сама уходит. Рауль, сняв фрак, прыгает в воду.
Логово Призрака. Кристина выбегает на сцену в белом платье. Следом за ней
появляется Призрак, в руках у него фата. Когда открывается логово, Кристина уже сидит на полу, а
Призрак стоит в глубине сцены. Фату он не трогает. Кристина бросает ему в лицо горячие обвинения, что он хочет лишь потешить свою
плоть. На что Призрак отвечает, что та самая судьба, которая заставила его купаться в крови, лишила его
радостей плоти. В какой-то момент Кристина проникается к нему жалостью, но Призрак быстро приходит в себя и снова
начинает вести себя довольно грубо: накидывает фату ей на голову, вручает маленький свадебный букетик и демонстрирует
ей уродливую сторону своего лица: "Вот судьба твоя!" Однако Кристину уже не так легко испугать. Она отвечает ему,
что ее больше не страшит его лицо, его душа куда страшнее.
Призрак ничего не успевает ей ответить - за решеткой появляется мокрый Рауль. Кристина сразу же кидается к любимому,
отбросив в сторону букет. Призрак начинает издеваться над Раулем и лишь смеется над его просьбами проявить милосердие.
Затем он приглашает Рауля зайти, поднимая решетку. Решетки в логове больше нет. Рауль просто вбегает в комнату
и сразу же бросается к Кристине. Он слишком много уделяет ей внимания: гладит по голове, утешает - и забывает про
наказ мадам Жири держать руку на уровне глаз. И на это у него есть серьезная причина: разговаривая с ним, Призрак
безотчетно сжимает шею Кристины, так что, когда Призрак наконец понимает, что делает, и в ужасе выпускает её,
она почти задушена, и Рауль бросается к ней на помощь. Виконт бросается к Кристине, и Призрак накидывает
ему петлю на шею. Кристина приходит в ужас, а Призрак смеется, что виконту теперь не помогут ни резвые кони, ни рука, поднятая
на уровень глаз. Единственный, кто может его спасти - Кристина. Он ставит девушку перед выбором: или она останется
жить здесь с ним, или он убьет Рауля. Она должна выкупить жизнь любимого собственной свободой. С этими словами Призрак
бросается к органу - своей последней и единственной опоре.
Кристина упрекает его, что-то пытается добавить полузадушенный Рауль, затем Кристина пытается воззвать к Призраку,
напоминая, что он был ее Ангелом Музыки, но Призрак отстраняется от нее и резко замечает: "Ты испытываешь моё
терпение. Делай свой выбор". И поворачивается к ней спиной. После секундного колебания Кристина этот выбор делает - она
решительно подходит к Призраку, разворачивает его лицом к себе и целует в губы. Пауза длится гораздо дольше, чем
в оригинале. Кристина смотрит то на Призрака, то на Рауля, то ли сравнивая, то ли взвешивая. Решение здесь даётся
ей медленнее и тяжелее. Этот поцелуй становится для него последним
ударом, проявленное Кристиной сочувствие окончательно его ломает. У него дрожат руки, он даже не может обнять ее в ответ,
в то время как девушка обнимает его и целует снова. Он падает перед ней на колени, она обнимает его.
Кристина наконец отступает от Призрака и смотрит на него с неуверенностью и легким испугом. Призрак медленно, пошатываясь, идет
к органу, а затем хватает свечу и кидается к Раулю. Кристина пытается заслонить любимого, но Призрак жестом останавливает
ее и пережигает веревку. Призрак, окончательно сломленный её поцелуем, пускает искру в веревку, держащую
Рауля, и у него и в мыслях нет ему навредить. После чего, с трудом выдавливая из себя слова, отрывисто приказывает им уходить, чтобы их не
обнаружила приближающаяся толпа.
Кристина и Рауль убегают, а Призрак берет не фату, а один из разбросанных Кристиной нотных листов, и садится
на край кровати, после чего оборачивается
на звук внезапно заигравшей музыкальной шкатулки. В тот момент,
когда он подползает к обезьянке и печально подпевает песенке про маскарад, возвращается Кристина. Они долго смотрят друг другу в глаза,
после чего девушка протягивает ему кольцо. Тогда Призрак в первый и последний раз признается ей: "Кристина, я
люблю тебя". Она вздрагивает оставляет кольцо на столе и поскорее убегает.
Призрак медленно надевает кольцо на палец, подбирает с пола фату и зарывается в нее лицом, содрогаясь от рыданий.
В этот момент он слышит, как Кристина говорит о своей любви Раулю, пока они уплывают от него на лодке. Призрак
стремительно подбегает к решетке: "Ты одна могла дать моей песне крылья, теперь же Музыка Ночи смолкла навеки!"
Он роняет фату и видит приближающихся преследователей. Тогда Призрак садится на трон и закрывается плащом надевает плащ с высоким воротом.
Через минуту в логове появляется Мег, остальные преследователи замирают у входа. Мег оглядывается, затем осторожно
приближается к трону и сдергивает плащ - но под ним никого нет. Лишь слабо мерцает на сиденье белая полумаска. Между Мег и Призраком происходит
молчаливый диалог. Она касается его плеч, закутанных в плащ, мгновение! - и плащ падает на пол, а Призрак исчезает, оставив только свою маску.
Мег берет ее в руки, опускается на колени и медленно поднимает маску в воздух. Маска - последнее, что мы видим,
после чего всё погружается в темноту.
Конец.
Подробную и содержательную рецензию на постановку, предоставленную нашему сайту Маргаритой Киселёвой, вы сможете
прочитать на отдельной странице.
А ниже вы сможете увидеть фотографии с репетиций (сканы из программки предоставлены Маргаритой Киселевой).
На верх страницы
|