Логотип театра "Wazzart"


Спектакли этого театра видели очень немногие, но те, кто имел такую редкую возможность, наверняка рассказывали о пережитом с восторгом. И уж точно запомнили странное название — "Wazzart". Именно под таким именем существует коллектив единственного в мире подводного театра.

Автором идеи и творческой концепции чудо-театра является Александр Васильевич Куранов, его права защищены патентами на изобретение сразу в нескольких государствах. Презентация диковинки состоялась в рамках Всемирной театральной олимпиады в Москве в 2001 году, когда Курганов арендовал бассейн СК "Олимпийский".

Театр — это всегда условность. Вода, как лупа, усиливает чувства и страсти. Самые
обыденные вещи приобретают в этом пространстве иную суть… Слова стерлись, девальвировались,
поэтому мы ушли под воду, чтобы дать новизну ощущениям, восприятию.
И игра под водой впечатляет.

А. Куранов

Фотографы © Евгений КОНДАКОВ, Александр ГЕРАСИМОВ.
Пожалуйста, не копируйте фотографии на свой сайт без указания источника информации!


Когда-то Александра Куранова, профессионального театрального режиссера, попросили создать творческую концепцию московского ночного клуба, в котором был крупнолитражный аквариум. Режиссер решил использовать аквариум для спектакля... Так родилась идея. Впервые мини-модель подводного театра была реализована в клубе ДК завода "Серп и молот" в 1996 году. Несколько коротких миниатюр на вечные темы любви, разлуки, радости и печали уже тогда имели огромный успех и вызвали восторженные отзывы в прессе.

Перед зрителями разворачивалось действие в толще воды на глубине в шесть метров, где хореография, музыка и свет превращали подводное пространство в некий фантастический, нереальный мир. Зрелище было столь захватывающим, столь изысканным и эмоциональным, пластика и мимика подводных актеров так точны и выразительны, что каждый сидящий в зале ощущал себя гостем в неведомом доселе мире.

Однако, несмотря на очевидный успех, до создания того театра, о котором мечтал Куранов, было еще далеко.

Первая трудность состояла в том, чтобы отыскать достаточно большой водоем со стеклянной стеной нужных размеров и температурой воды не менее 29 градусов по Цельсию. Эксплуатация такого сложного сооружения, как плавательный бассейн, обходится весьма дорого. А если учесть, что вода необходима для репетиций, монтировки декораций, установки света и звука, то арендная плата за все это становилась непосильной.

Вторая трудность заключалась в отсутствии актеров, данные которых соединяли бы драматический талант, пластичность, хореографические способности с умением плавать и долго находиться под водой.

Режиссер обратился к студентам и выпускникам факультета плавания физкультурного института, многие из которых с энтузиазмом поддержали столь необычную идею. Вот с ними-то Куранов и поставил свой первый большой спектакль "Врата ада", сюжет которого выстроил по мотивам скульптурных работ Родена и поэмы Данте "Ад", в музыкальном оформлении использовал музыку известного греческого композитора Вангелиса. Представление транслировалось 300 телеканалами со всего мира. После этого фильм "Врата ада" получил приз за художественное воплощение темы на 32-м Всемирном фестивале подводного изображения, прошедшем в Антибе на юге Франции.

Сейчас в программе театра около 10 различных постановок.

"Призрак Оперы" на музыку Э. Л. Уэббера длился всего три минуты — то есть актеры работали буквально "на одном дыхании".

Вот как рассказывал об этой постановке сам режиссер:
" Это была очень сложная постановка, актёры её не любили. Между собой и администрацией они договаривались, что, даже если спектакль уже объявлен, но меня не будет, то можно сыграть что-нибудь другое, полегче. Меня, конечно, это не устраивало, я приезжал без предупреждения и смотрел, что играют. Я помню свое потрясение, когда, страшно недовольный их игрой, прямо во время действия буквально взлетел к верхней кромке аквариума, чтобы накричать на артистов. И остановился, потрясенный увиденным: верхний слой воды буквально кипел от жара многочисленных софитов и движения тел в воде. Через каждые 2-3 минуты раздавались глубокие стоны — примерно с таким звуком актеры жадно заглатывали воздух с поверхности и возвращались "на сцену", не давая зрителю догадаться о безумном напряжении под водой. И только тогда я понял, насколько это сложно – играть под водой, я осознал всю тяжесть ситуации. Знай я это сначала, жалел бы их больше. А так я просто говорил, надо, мол, сделать так-то и так-то, и они всё выполняли. Я выступал как дрессировщик".

Во всех постановках Куранова виден наработанный за несколько лет опыт подводной режиссуры: плавание актеров похоже на полеты. Удаются даже неспешные проходы по дну, имитация драки. Сколько кропотливого труда стоит за каждым легким движением актера-подводника! Сухие и водные репетиции-тренировки, занятия хореографией... А сколько сил потрачено на костюмы! Ведь ткань не должна блекнуть при намокании, швы не должны расползаться. Актерам нужно сохранять свободу движения, поэтому учитывается, к примеру, что шелк при намокании поднимается наверх, а парча опускается вниз.

Сейчас в театре "Wazzart" работают двадцать два подводных актера в возрасте от 23 до 28 лет. Все они работают без технических средств подачи воздуха, исключительно на задержке дыхания. Поскольку курановские фри-дайверы так или иначе связаны с большим спортом, их физическая подготовка — преотменная, они могут работать без всплытия до 3 — 4 минут. Затем скрываются за кулисами, делают вдох — и снова погружаются в пучину искусства. Зрители в подводном театре сидят таким образом, что все эти моменты черновой работы находятся вне зоны видимости. В таком режиме актеры работают в течение примерно 45 минут — именно столько длится большинство спектаклей театра.

Театр не дает постоянных представлений, так как не имеет прописки, а поддерживать готовые постановки "на плаву" довольно накладно.


Если смотреть акваспектакль с трибун или с бортика бассейна, то приобщиться к искусству не получится. Пока светло, можно разглядеть лишь задрапированный кафель и притопленную в синей глубине ткань кулис и декораций, зафиксированных поплавками и грузилами так, чтобы напоминать разрушенный город. Роль занавеса в подводном театре играет темнота. Когда свет гаснет, внимание на происходящем акцентируется разноцветными лучами мощных световых пушек: они выхватывают из чернильной воды фигуры персонажей и сопровождают их перемещения. Водные колебания нарушают все пропорции, люди и предметы теряют свои формы.

Смотреть на действо нужно сбоку, единственно верная точка обзора должна размещаться примерно на середине глубины, чтобы эффект присутствия был максимальным. Там, на уровне, находящемся ниже кромки воды, на техническом этаже предусмотрено специальное помещение с небольшим "иллюминатором" в бассейн. Свет здесь, в отличие от театрального, падает не фронтально, не из зала на сцену, а сверху, с боков и снизу. Поэтому возникают совершенно космические картины.


Репетиции театра часто проводятся по ночам, но, к сожалению, рядовому москвичу попасть на ночную репетицию практически невозможно. Режиссер приглашает только особых посетителей. Перед каждой репетицией обязательны тренинги: 30 секунд под водой — и наверх, потом 45 секунд, минута и три четверти... Ведь во время представления актеры плавают без масок и трубок иногда до часа, а сценарий позволяет им лишь каждые три минуты скрываться за кулисами, чтобы делать спасительный вдох.
В соседней комнате находится джакузи, где отогреваются посиневшие от холода актеры.



И вот… Чья-то рука незримо сдергивает занавес, и зрелище начинается: девушка замедленно падает… Нет, она повисла в световом луче и танцует: ноги мелькают, юбка летит. Вот успокоилась, расположилась в невесомости, как в кресле. Под водой установлены динамики. Звучит музыка. Героиня подставляет лицо льющимся сверху световым потокам. По всем законам Зазеркалья волосы взлетают вверх.... В голову не приходит, что она на глубине шести метров, а над нею — тонны воды. По диагонали проплывают черные зловещие тени и растворяются во мраке. Со дна поднимаются миллионы пузырьков из открытых кислородных баллонов. Пузырьки красиво подкрашиваются косыми лучами света. Актеры зависают в столбе поднимающегося воздуха и всплывают, расходясь в стороны, это похоже на ускоренное цветение хризантемы.

Рядовой человек, попавший к обзорному стеклу, совершенно теряется. Он ощущает себя перед окном в параллельный мир. Там — другие законы жизни. Там — космос. Оптическое искажение и магия водной стихии убеждают в том, что действие происходит в герметичном кубе, из которого актеры вообще не всплывают.





Спектакли могут идти только ночью, чтобы не надо было драпировать большие окна. Поэтому спектакли идут в 23:30 и в 02:00 часа. Круг публики тоже ограничен. Пять-семь человек — больше у стенки аквариума все равно не поместится, да еще так, чтобы было всем видно.

Куранов относит свое детище к области индустрии развлечений и шоу-бизнеса, но подчеркивает, что речь идет именно о театральном представлении, которое, хоть и помещено в водную среду, развивается по всем законам драматического жанра.

Идея и концепция проекта защищены патентами РФ, США, Канады, Турции, Израиля и Австралии, а также Европатентом. Увы, средств на развитие запатентованной идеи – надо построить стационарный аквариум-сцену – пока нет, и режиссер сейчас занят другими проектами.



И в заключение — видео. К сожалению, "Призрак Оперы", насколько нам известно, на видео не снимался, однако самая знаменитая постановка Куранова, "Врата ада", поможет получить более полное представление об этом удивительном явлении — театре под водой.

Наверх