До сих пор не верится, но сбылась, казалось бы, неосуществимая мечта — вечером 24 октября я вживую увидела мюзикл «Призрак Оперы».

История трепетной любви к этому произведению началась 16 лет назад, когда в учебнике английского языка промелькнула маленькая чёрно-белая картинка с афишей и кратким описанием сюжета загадочного мюзикла. Тогда ещё никто не мог подробнее рассказать мне о нём, а компьютеров с Интернетом и в помине не было. Однако я интуитивно почувствовала нечто близкое, притаившееся за простыми строчками и картинкой, нечто большее, чем мистическая сказка. И началась погоня за манящим миражом — сбор информации по крупицам.

Однажды завеса тайны, наконец, упала: в феврале 2005 года — блестящая, проникновенная экранизация мюзикла, затем — увлекательный, глубокомысленный роман Гастона Леру. Интернет поведал необыкновенную романтическую историю создания «Призрака Оперы»; зазвучали арии, открылись интереснейшие подробности. Но всё это были лишь призраки «Призрака». А где-то, за гранью надежды, жило невозможное счастье — сам спектакль.

И вот — о, чудо! — российская постановка мюзикла «Призрак Оперы»… счастливое стечение обстоятельств… и я вхожу в зачарованный театр МДМ.

Рассказывать об увиденном в деталях неправильно, ведь этот мюзикл есть единое целое: темпераментное и нежное, таинственное и откровенное, комическое и трагическое — волшебное, пронзительное, невероятное. При огромных возможностях спектакль поставлен с безупречным вкусом без уклона в пафосное шоу — даже иногда неожиданно лаконичен и выдержан по цветовому решению. Но это и акцентирует внимание на впечатляющих кульминационных сценах и серьёзной проблематике. Да, смысл произведения очень актуален для современного общества, где причиной презрения и ненависти служат не только иная национальность, мировоззрение и т. п., но и мелкие бытовые факторы (например, место жительства). Если вдуматься, становится очевидным: Призрак — не столько преступник, сколько жертва общества. С самого рождения его считали воплощением зла за то, в чём он не мог быть виновен и что не мог изменить — за уродливую внешность. Ему постоянно приходилось защищаться от суеверных жестоких преследователей, и дело обстояло как «или ты, или тебя». Встретив исключительное непорочное существо, Кристин Даэ, Призрак возвёл девушку в ранг личного божества, музы, и вверил ей через ангельский голос потаённую красоту своей души. А мистифицировал её волшебной легендой, боясь потерять, словно последнюю надежду. Он не желал постичь, что нежная Кристин — не ангел, а тоже всего лишь обычный человек. Понял он это в финальной сцене, а ещё осознал, что высшее искусство есть любовь и насколько сильна его любовь к Кристин. Отпустив разом всё прекрасное, Призрак навсегда остался в одиночестве, опустошённый и усталый от несправедливости. Непроглядная тьма, пустая маска. Тайна как единственный гарант жизни. «Маскарад! Спрячь лицо, чтоб от жизни этой скрыться!» — наигрывает музыкальная шкатулка с обезьянкой, храня эхо последних слов своего первого хозяина и вплетая в мелодию риторический вопрос нового — престарелого Рауля виконта де Шаньи. Так правда, доколе невиновные, просто непохожие на остальных, талантливые люди, которые «могли бы стать одними из самых благородных представителей рода человеческого», обречены скрываться от косности и предрассудков во тьме забвения?

Больше, чем спектакль, — часть жизни, обретённая гармония, музыка души и голос чувств. И незабвенные мгновения в центре второго ряда у близкой, но непреодолимой черты — края сцены. Ощущать прикосновение легенды — мягкость ароматного дыма, жар огненных столбов; обмирать от восторженного ужаса при виде неотвратимо мчащейся из тёмной выси люстры или горящих белых глаз вакхических демонов, парящих над крышей оперного театра; плакать открыто, не сдерживая слёз, от величия действа, либо от сострадания и невозможности изменить ход событий, находясь всего лишь в паре шагов.

Земной поклон сэру Эндрю Ллойду Уэбберу за тонкое раскрытие философии книги, исповедальный разговор о чуткости и милосердии и за божественную музыку — волнующую и утешающую, возвышающую и дающую силы, исполняемую не инструментами, но струнами души!

Глубокая благодарность создателям российской постановки мюзикла «Призрак Оперы»! Сердечное спасибо всем вам за вдохновенность, мастерство и огромный труд! Вы сотворили истинное чудо — подарили возможность прикоснуться к миру последнего классического литературно-музыкального шедевра эпохи романтизма, этой чарующей неакадемической оперы.

Подобно истинному произведению Искусства, мюзикл «Призрак Оперы» всегда будет вдохновлять новые таланты на обучение разнообразным видам творчества, подвластным многогранному гению заглавного героя. Для меня он стал источником вдохновения в области вокала и композиции, а впечатление о нём отразилось в рассказе, который принёс победу во Всероссийском литературном конкурсе. И сама пронзительная история неизменно будет вспоминаться в минуты печали, неся сочувствие и поддержку, и, возможно, своим примером сделает жизнь чуточку справедливее.

«Так останься же навеки здесь со мной — во власти этой музыки ночной!»

Финальные слова мюзикла — «Не будет больше музыки ночной!» — неверны. Со дня премьеры в 1986 году эта Музыка Ночи вечна: она эхом откликается и неумолчно звучит в душах одиноких и непонятых, в сердцах влюблённых и романтичных. Она льётся великой симфонией для всех, кто не утратил веру в Прекрасное, способное затмить красоту.

Текст © Алёна Иванова

Наверх