The Point of No Return

Мой любимый эпизод в тематических фильмах о Призраке Оперы — сцена “The Point of No Return” в фильме "Призрак Оперы" 2004 года. О вокале писать не буду, чтобы не провоцировать ненужные споры. К тому же это фильм, а не спектакль, поэтому здесь для меня главное — режиссёрская трактовка и актёрская игра.

Наверное, каждый назовёт произведение, которое для него есть нечто большее, чем просто фильм, книга или песня. Оно становится продолжением сокровенных чувств и мыслей. Вышеупомянутая экранизация — часть моей жизни. Именно экранизация, а не сам мюзикл, потому что, учитывая актёрское образование и личный опыт, могу сказать: весь фильм эмоционально точный. Более того, очень многое угадывается за словами, тогда как в спектакле реплики обыгрываются буквально.

Глубокий подтекст кроется в дуэте из оперы "Торжествующий Дон Жуан". И для Призрака, и для Кристины это момент истины. За диалогом Дон Жуана и Аминты стоит их объяснение, единственное искреннее признание в своих чувствах, свободное от влияния обстоятельств. Действительно, для обоих это та самая "точка невозврата". Призрак собирается сжечь все мосты вместе со зданием Оперы — своим домом. Впервые он не прячется в надёжных безлюдных закоулках театра, а стоит на сцене — в окружении сотен "глухих" людей, готовых его растерзать. Мужчина смотрит в лицо ужасу детства: вновь представление, огни и он — гвоздь программы, "дитя дьявола". Кристина идёт в опасную неизвестность. Интуитивно она осознаёт, что ни Рауль, ни вооружённые жандармы, ни бесчисленные зрители не смогут её защитить: всё её существо охвачено тревогой и страхом. На огромной сцене девушка загнана в угол.

Интересно, что настроение героев постепенно изменяется на противоположное, что иллюстрируется восхождением по лестнице. Оставив наивные иллюзии на могиле отца, попрощавшись с прошлым, Кристина обретает взрослую уверенность. Теперь она готова бороться за себя и за своё счастье. В финале сцены девушка решительно срывает маску со своего монстра и с вызовом глядит на человека под ней. Призрак же, кажется, сначала торжествует. Он добился постановки труда всей своей жизни на лучшей парижской сцене, ловко расставил сети и собирается навсегда забрать возлюбленную с собой. Но музыкальное полотно оперы вовсе не бравурно. Основанное на диссонансах, разрушающее классические каноны, оно есть не что иное, как вызов косности в искусстве и в умах тех, к кому автор обратился с отчаянным призывом о понимании и сочувствии; это голос его израненного сердца. Здесь та самая великая Музыка Ночи звучит в полную мощь, раскрывая на краткий миг сердце Кристины навстречу чувствам Призрака в репризе “All I Ask of You”.

В устах Призрака “All I Ask of You” — уже не гипнотическое обольщение, как в "Музыке ночи"; а певец — не торжествующий Дон Жуан. Он повержен и словно сам раздавлен пылающей люстрой Красоты. И нежность в его голосе необычная: это срывающаяся, безысходная нежность речи умирающего. Призрак обращает к возлюбленной мольбу, исполненную самоуничижения. Стоя с закрытыми глазами, испытывая сильнейшее потрясение, Кристина внимает внутреннему взору. Несколько секунд она, наконец, слышит то, что "никто бы не услышал" (как поётся в вырезанной сцене “No One Would Listen”): через голос и слова постигает душу Призрака. Жаль, что откровение быстро забывается и впоследствии девушка произносит фразу "Твоя душа куда уродливей лица", которая в фильме звучит крайне цинично. Во время их предшествующего диалога обратите внимание на эмоции Призрака и особенно — на реакцию на её слова… Но это уже другая история.

Известно, что, читая сценарий, Джерард Батлер плакал. Актёр признался, что увидел в своём персонаже себя. На экране его личные переживания, бесспорно, заметны. И эпизод “The Point of No Return” я практически ни разу не смотрела без слёз.



Why So Silent, Learn To Be Lonely

Очень сильное впечатление произвела на меня мелодия песни “Learn To Be Lonely”, написанной Э. Л. Уэббером для фильма "Призрак Оперы" (2004), в сцене “Why So Silent”. В далёком 2005 году, ещё почти ничего не зная о мюзикле, я выделила этот эпизод, когда впервые смотрела экранизацию в кинотеатре.

Грозный Призрак врывается на маскарад, повергая в смятение гостей, оскорбляет директоров, премьера и примадонну Оперы. Вот он критикует вокал юной Кристины и признаётся, что является её учителем. Люди потрясены, Призрак безраздельно властвует над ними. Но вдруг на последнем слове его голос дрожит и осекается. Маэстро и ученица словно остаются одни в огромном зале. Разгневанный предательством возлюбленной, Призрак, несомненно, не раз представлял эту встречу — свою мощь и её трепет. Однако, стоя перед Кристиной, он не чувствует ничего, кроме всепоглощающей любви. Властность, амбиции, ревность сейчас — прах и суета. Девушка поднимается к нему по золотой лестнице в сиянии свечей, а он нисходит к ней. Момент исполнен величия и столь высоких чувств, что Рауль, мчащийся со шпагой, кажется таким лишним…

В мыслях Призрака и Кристины звучит печальная, пронзительная мелодия. Но, думаю, они слышат разные слова. Призрак — “No One Would Listen”: "Она увидела моё одиночество, заполнила мою пустоту. Никто бы не услышал — никто, кроме неё, не услышал того, что слышит изгой". Кристина — “Learn To Be Lonely”: "Дитя глуши, рождённое в пустоте, учись быть одиноким, учись находить путь во тьме". Эта нежная музыка — воплощение изощрённо жестокого рока, предчувствие трагедии. Эта сцена — предвестие репризы “All I Ask of You” после дуэта “The Point of No Return”. Та же лестница, пламя и открытая душа.

Наверх