Постановка: ГБУК "Петербург-концерт"
Сценическая площадка: Дом Кочневой
г. Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, 41.
оф. сайт театра
На сцене: 30.12.2012 — наст вр.
Аудитория: 12+
Продолжительность: 2 часа. Два действия.

Автор сценария и режиссер-постановщик: Николай Дуксин
Художник-постановщик: Андрей Пронин
Музыкальный руководитель: Лев Дунаев
Балетмейстер: Наталья Куричьева
Запись музыки: Игорь Шаматрин
Актеры: Дмитрий Дмитриев, Лев Елисеев, Алексей Емельянов, Ирина Иванова, Любовь Коняева, Наталия Кудрявцева, Светлана Малецкая, Леонид Мозговой, Сергей Новожилов, Наталья Оржевская, Василий Соловьев-Седой, Анна Фомичева, Анна Яковлева.

«Развеем сразу сомнения, это не тот знаменитый мюзикл Э. Л. Уэббера, и родился спектакль не на Бродвее, а в стенах "Петербург-концерта". Хотя образ нашего Призрака очень напоминает знаменитого Фантома. В спектакль включены известные и любимые оперные дуэты и арии из опер "Кармен" Ж. Бизе, "Дон Жуана" В. Моцарта и "Мадам Баттерфляй" Дж. Пуччини. Конечно, прозвучит и знаменитая ария Фантома из мюзикла Э. Л. Уэббера.

Всё это объединено сюжетом, главными героями которого являются Молодая Певица и Призрак. Зрители станут свидетелями забавных закулисных диалогов и, наверняка, над чем-то посмеются, а где-то и задумаются над словами героев. Потрясающая музыка великих композиторов и драматизм сюжетов великих опер гарантируют большой диапазон эмоций.»

Анонс к спектаклю.


Материалы предоставлены Ангелиной Шевелёвой и Маргаритой.
Фотографии © petroconcert.spb.ru и Ангелина Шевелёва.
Пожалуйста, не копируйте материалы без разрешения!



Содержание спектакля

Когда гости рассаживаются в зале, из колонок звучит женский голос, рассказывающий о кастинге в труппу некой абстрактной Оперы. Затем на сцене появляется Молодая Певица, которая, как мы понимаем из её монолога, прошла этот кастинг и теперь переполнена мечтами о сцене, славе и любви. Молодая Певица поёт, а из-за спин зрителей выходит Призрак в плаще, маске со стразами и огромной шляпе.

Призрак говорит, что он обитает в этом театре не одно столетие, и что он здесь хозяин. Молодая Певица спрашивает его о Леру, но Призрак отвечает, что он был ещё до Леру, а тот на нём просто подзаработал.

Выступая в роли Мефистофеля, Призрак предлагает девушке сделку — за успех и славу она должна будет заплатить своей способностью любить. Певица колеблется, но всё-таки отказывает. Тогда Призрак решает доказать ей, что любовь есть страдания, ревность, и финал её всегда — смерть. Он предлагает доказать Певице свою правоту на примере различных оперных произведений. Девушка соглашается, она садится к зрителям, а Призрак встаёт сбоку от сцены, которая отделяет его от Певицы. Далее одна за другой на сцене исполняются оперные партии, между которыми Певица и Призрак переговариваются. Перед нами проходят сцены из "Дон Жуана" Моцарта, "Кармен" Бизе и "Мадам Баттерфляй" Пуччини.

Примерно в середине первой части их путешествие прерывает появившейся на сцене Режиссёр, падкий на молоденьких актрис. Он оскорбляет Призрака, принимая его за очередного актера, но видит в Певице "большой потенциал" имея в виду скорее формы её фигуры, нежели талант, однако он всё равно просит её спеть, обнаруживая в этот момент свою некомпетентность в музыкальной сфере. Когда Певица заканчивает петь, Режиссер приглашает её к себе, якобы обсудить перспективы карьеры начинающей певицы, делая при этом вполне явные намёки на то, чего желает получить взамен за отданные ей ведущие партии. Впрочем, Певица этих намеков не понимает даже несмотря на насмешки Призрака, она совершенно счастлива от того, что её заметили, а между тем их путешествие продолжается. Антракт начинается после слов Призрака о напрасной жестокости любви, её скоротечности и бесполезности.

Вторая часть открывается диалогом между Молодой Певицей и впервые появившейся на сцене Примадонной театра, весьма недовольной тем, что юное дарование вот-вот займет её место. Бывшая — какой она сама себя считает — Примадонна говорит Певице, что её карьера тоже начиналась с кабинета Режиссёра, что чего-чего, но любви точно не стоит искать в театре, и что слава — самое прекрасное, что в жизни возможно получить, а любовь сыгранная куда красивее любви подлинной. На сцене вновь появляется Режиссёр, он отдает бывшей Примадонне роль второй служанки в его новой опере, а Певице вновь напоминает о запланированной на завтра встрече.

Затем Певица снова остаётся в обществе Призрака. Она в растерянности, и они продолжают погружение в мир любви и оперы. Через некоторое время Призрак просит и саму Певицу спеть. Исполняя прощальную арию мадам Баттерфляй, девушка так вживается в роль, что, чувствуя себя жестоко обманутой, решает свести счёты с жизнью. В момент, когда она уже заносит над собой клинок, Призрак останавливает её, снова спрашивая, верит ли она до сих пор в любовь и готова ли заплатить ею за славу и успех. Певица подавлена пережитыми чувствами, она соглашается на его предложение. На сцене на неё надевают маску, в каких появлялись все герои опер ранее, она обретает так желанную ей славу.

Тут Призрак сознаётся, что обманул девушку. Что невозможно подлинное искусство без любви, ведь "опера — и есть любовь, написанная нотами". Он надеялся, что она сможет противостоять его доводам и выбрать любовь, а она оказалась такой же, как все. Певица хочет его остановить, но из-за стены слышится пение "новенькой". Призрак говорит, что ему пора преподать ещё один урок, и исчезает. На этом представление заканчивается.

Рецензия Маргариты
(подробности и спойлеры)

Спектакль "Призрак оперы. Дежа вю" — целиком и полностью плод трудов коллектива театра Дома Кочневой, что на Фонтанке, 41. Два действия по часу с антрактом. Создатели честно предупреждают зрителей в программке, что представление это к мюзиклу Уэббера и тем паче к Леру отношение имеет косвенное, да и вообще действо "оперно-комедийное". Предупреждён — значит вооружён, поэтому я была готова ко всему. Зал оказался очень маленький, просто одно из помещений особняка, зато очень красивый — с зеркалами, лепниной, портьерами и люстрой. По центру небольшой двухуровневый подиум, рояль с лежащей на пюпитре маской и софиты. Публика рассаживалась свободно, но в результате все места оказались заняты, причем, хотя в программке стояло ограничение +16, многие пришли с детьми.

Начинается всё с отрывка из арии Маргариты с жемчугом — некая молодая певица исполняет её на прослушивании для поступления в труппу Оперы. Комиссия в восторге и, естественно, принимает её. (Всё это как бы за сценой.) Далее в зале появляется счастливая главная героиня, в программке тактично обозначенная просто как Молодая Певица (но мы-то с вами знаем, что к чему). Миловидная барышня: золотые локоны, платье в горошек, талантливая, вдохновенная, наивная до инфантильности — всё как положено, правда, из современности, а не из 19 века. Она делится с публикой своей радостью и мечтами, представляет, как станет примой, и поёт куплеты Джульетты. Стоило ей закончить номер, как мимо меня в проходе проплыло нечто бесформенно-чёрное в громадной шляпе и коконе из тюля с блёстками, приказывая девушке остановиться и не продолжать. Как вы уже поняли, это оказался наш русский народный Призрак Оперы со всеми сопутствующими атрибутами. Узрев это великолепие, я решила просто отключить сознание. Когда же вместо обещанной "арии Призрака из знаменитого мюзикла Уэббера" товарищ в чёрном балахоне толкнул патетический стих без намека на пение (правда, под музыку увертюры, это да), я решила, что всё — вечер потерян. Но по мере действия я всё больше убеждалась, что несколько поторопилась с выводами.

1. Когда Призрак Оперы скинул тюлевый кокон и сюрреалистическую шляпу, смотреть стало уже не так больно.
2. Призрак, хоть и оказался непоющий, но вещательный голос красивый, профессиональный, поставленный.
3. Тексты. Всё либретто спектакля прописано в стихах и на довольно приличном уровне.
4. Создатели проекта явно в теме. Причем довольно глубоко. Мюзикл смотрели и даже книгу читали, о чём свидетельствует подбор тех же вокальных номеров и кое-какие изречения Призрака, под которыми запросто мог бы подписаться Эрик.
5. Молодые поющие артисты. Заслуженные, лауреаты конкурсов. Голоса замечательные, так что стоило прийти хотя бы ради этого.

Но вернусь к сюжету. Далее довольно длинная сцена, в которой Призрак убеждает девушку заключить с ним сделку. Тут у меня возникло странное ощущение конфликта между зрительным и слуховым рядом. Мне всё время хотелось закрыть глаза и просто слушать текст. Возможно, это уже специфика фаната со стажем, а может быть, и непосвященные это почувствовали — на редкость удачный для российской постановки диалог с отголосками прямо нашего родного Эрика можно было отыграть гораздо убедительнее, и смотрелось бы всё куда эффектнее. Повторюсь — это просто моё личное ощущение. Внезапное танго Призрака и Певицы под переделанную главную тему, в принципе, тоже неплохо вписалось.

Затем открывается череда сцен из опер, о которых я уже упомянула выше. Сперва все персонажи выходят на сцену под "Танец рыцарей" Прокофьева и соответственно танцуют. Потом четыре номера из "Дон Жуана": ария самого Дон Жуана, ария донны Эльвиры, дуэт Лепорелло и Эльвиры и дуэт Дон Жуана и Церлины. Появляется Режиссёр, который недвусмысленно приглашает Молодую Певицу обсудить репертуарный план у него в кабинете на мягком диване после бокала вина. Девушка, по наивности способная переплюнуть Кристину, подвоха не видит и поёт для него "Застольную" из "Травиаты". При этом Режиссёр не забывает вступить в контры с местным Призраком. Называет историю Призрака Оперы взрослой сказкой, а самого Призрака принимает то за второсортного актёра (в частности, замечает, что для того чтобы сыграть настоящего Призрака, нужна "личность помасштабнее"; мелочь, а нам приятно), то за представителя министерства культуры. Этот Режиссёр, в общем, такая забавная смесь Рауля и всех директоров сразу. Затем очередь "Кармен": традиционная Хабанера, дуэт Хозе и Тореадора, куплеты Тореадора и финальная сцена Хозе с Кармен.

Является Примадонна — практически прямая цитата Карлотты. Она пьёт коньяк из фляжки, пристаёт к Режиссеру, насмехается над Призраком и ругается со своей юной конкуренткой, но в результате Призрак теряет терпение, злится, пускает громы и молнии, после чего Примадонна вместе с Режиссёром предпочитают ретироваться. Остается последний этап. Призрак делает так, что девушка получает главную роль в опере "Мадам Баттерфляй". Звучат ария Пинкертона, его дуэт с Чио-Чио-Сан и её финальная ария, во время которой певица так вживается в роль, что чуть было не закалывает себя по-настоящему. Призрак вовремя перехватывает её руку и снова спрашивает, верит ли она ещё в любовь и готова ли пожертвовать ею ради карьеры. Девушка уверенно отвечает согласием, после чего её лицо скрывается под маской.

Но, вопреки ожиданиям, Призрак вовсе не рад такому финалу. Оказывается, он надеялся, что девушка сможет противостоять его доводам и сохранит наивное любящее сердце, но теперь уже ничего не поделать: она стала такой же, как тысячи других — без души и без лица. В это время откуда-то доносится новый голос, поющий всё ту же арию Маргариты с жемчугом, и Призрак торопится к очередной молодой певице, чтобы повторить своё испытание.

В финале всеми артистами исполняется знаменитая "Con te partiro" ("Time to say goodbye") — то ли с реверансом в сторону Брайтман и как следствие ЭЛУ, то ли просто так, для торжественности.

На этом, пожалуй, всё. Понравилась сама идея, неплохой текст, относительно бережное отношение к ПО, что у нас редкость, и отличные голоса. Не понравилось, что из "Призрака Оперы" ничего не спели, внешний вид Призрака и очевидное недопонимание актёрами главных ролей своих же собственных персонажей. В целом не жалею, что сходила. Всё-таки мероприятие довольно яркое для русского фандома Призрака Оперы. Пусть и напоминает сюжет какого-нибудь фанфика. Кроме всего прочего, спектакль хорошо знакомит неискушенного зрителя с миром оперы.

Открыть /скрыть отрывок либретто


Фотогалерея:




Видео:

Наверх