Другое название фильма: "Phantom of the Opera II"
Страна: США, Россия.
Производство: 21st Century Film Corporation, студия "Ленфильм".

Режиссер: Грейдон Кларк (Greydon Clark).
Сценарий: Грейдон Кларк (Greydon Clark).
Дата выхода: 29 мая 1992 г.
Продолжительность: 97 минут.

Продюсеры: Менахем Голан (Menahem Golan), Эми Артци (Ami Artzi),
Гарри Алан Тауэрс (Harry Alan Towers), Галина Тучински.
Композитор: Дэн Слайдер (Dan Slider).
Оператор: Николай Покопцев.

Нажмите на постеры, чтобы посмотреть в увеличенном размере

В ролях: Роберт Энглунд (Robert Englund, Энтони Вейгер / мадам Горденко), Мишель Зейтлин (Michelle Zeitlin, Джессика), Ирина Давидофф (Ольга), Александр Сергеев (Алекс), Нина Голдман (Nina Goldman, Клодин), Джулин Рени (Julene Renee, Анжела), Наташа Фессон (Наташа), Марианна Моэн (Marianna Moen, Ингрид), Вадим Зайцев (Иван), Александр Усанов (детектив), Грейдон Кларк (Greydon Clark, Джеймс Андерсон) и др.


Фильм "Dance Macabre" представляет для нас интерес не только из-за своего сюжета, имеющего определенное сходство с историей "Призрака Оперы", но прежде всего из-за двух основных моментов: исполнителя главной роли и места съемок. Ибо это единственный фильм по "призрачным" мотивам, который снимался... в России, в Санкт-Петербурге! Потрясающие виды нашей северной столицы, изумительная архитектура и белые ночи - всё это, несомненно, придает фильму особый колорит.

Свое название фильм получил не случайно. "Dance Macabre" ("Пляска Смерти") - аллегорический сюжет живописи и словесности Средневековья, в основе которого лежали идеи о ничтожестве человеческой жизни, ежеминутно угрожаемой кончиною, о мимолетности земных благ и несчастий, о равенстве всех и каждого пред лицом смерти.

А теперь перейдем к главному. Исполнителем сразу двух главный ролей и, не побоимся этого слова, звездой фильма стал Роберт Энглунд, который тремя годами раньше исполнил роль Эрика Дестлера в фильме Дуайта Литтла Призрак Оперы. Создатели "Пляски Смерти" сделали на Энглунда основную ставку, вплоть до того, что в Америке фильм получил второе название - "Phantom of the Opera II". (Это несмотря на то, что фильмы на самом деле между собой никак не связаны, это две совершенно разные истории). Собственно говоря, расчет себя оправдал - именно потрясающая актерская игра Энглунда превратила низкобюджетный фильм ужасов в довольно зрелищный фильм.




Энглунд с группой балерин, снимавшихся в фильме




Энглунд накладывает грим "мадам Горденко"




Энглунд в гриме


Основной сюжетный ход - то, как главный герой, сумасшедший маньяк, переодевается в свою давно умершую возлюбленную, представляясь окружающим несуществующей "мадам Горденко", несомненно, является отсылкой к бессмертному шедевру Альфреда Хичкока "Психоз" (Psycho). А основная сюжетная линия, когда молодая американская балерина отправляется учиться в знаменитую балетную школу, где ученицы начинают погибать одна за другой, - это отсылка к другому знаменитому фильму - "Суспирия" (Suspiria) Дарио Ардженто. Того самого Дарио Ардженто, который спустя несколько лет снимет свою версию "Призрака Оперы".

Кстати, одну из эпизодических ролей в фильме сыграл сам режиссер - Грейдон Кларк исполнил роль бизнесмена Джеймса Андерсона, отца главной героини.

Фильм не выходил в широкий прокат, он был выпущен лишь на видео в США и Германии.


Осторожно! Ниже раскрывается сюжет фильма. И, возможно, его концовка!



Начнем с предыстории. Несколько лет назад в Америке блистала молодая талантливая балерина из России Светлана Горденко. Она была влюблена в своего хореографа Энтони Вейгера, однако настал тот момент, когда она решила, что не может больше оставаться с ним в Америке и хочет вернуться в Россию. Энтони, не сумев уговорить упрямую возлюбленную, с горя напился и пьяным сел за руль мотоцикла. Она поехала с ним... Результат предугадать не сложно - авария, в результате которой Энтони отделался легкими травмами, Светлане же повезло куда меньше.


Итак, действие переносится спустя несколько лет. Россия, Санкт-Петербург, балетная академия мадам Горденко. Мы видим саму "мадам" - она передвигается в основном на инвалидной коляске или с помощью трости, прячет лицо за темными очками, носит глухие черные платья... В общем, выглядит ужасно. Все административные дела в академии ведет Энтони Вейгер, занятия проводит хореограф Ольга.


В академию поступает новый набор балерин - девушки приехали со всего мира, желая покорить русскую балетную сцену и стать солистками русского балета. Но в балетную труппу Санкт-Петербурга возьмут только одну из них - лучшую.


Когда студентки расходятся по своим комнатам, к Энтони Вейгеру приезжает американский бизнесмен Джеймс Андерсон. Он хочет, чтобы его дочь Джессика училась в академии мадам Горденко, и согласен выложить за это круглую сумму. Явное нежелание дочки танцевать балет, естественно, в расчет не принимается.

Энтони поражен: Джессика как две капли воды похожа на его возлюбленную Светлану - такую, какой она была до аварии! Разумеется, он тут же соглашается зачислить Джессику в группу.


Джессика поселяется в комнате вместе с другой студенткой. Клодин француженка, она обожает балет и надеется сделать карьеру на сцене. Джессика же не любит классический балет - ей больше по душе рок-н-ролл и современные танцы. Девушки сразу становятся подругами, они делятся друг с другом всеми своими девичьими секретами, вместе подслушивают разговоры педагогов и развлекаются. В том числе Клодин делится с Джессикой подслушанными сплетнями о прошлом мадам Горденко и Энтони Вейгера. Поговаривают, что они до сих пор любовники - с её-то внешностью и проблемами!


Мадам Горденко в инвалидном кресле присутствует на некоторых занятиях. Она периодически просматривает то одну, то другую студентку и делает им замечания. Разговаривать она может только с помощью специального устройства, которое прижимает к горлу. Довольно быстро выясняется, что Клодин действительно является лучшей студенткой. У неё больше всех шансов попасть в балетную труппу.


Клодин решает помочь Джессике и даёт ей отдельные уроки танцев вне основной программы. В один прекрасный день после таких дополнительных занятий Клодин уходит в душевую, а Джессика остается в зале - ей хочется отдохнуть от балета и потанцевать что-нибудь более современное. И пока Джессика развлекается в танцевальном классе, Клодин заходит в джакузи - где её и убивает неизвестный.


Натанцевавшись, Джессика спускается в душевую, но Клодин нигде нет. Вместо подруги Джессика наталкивается на приятного молодого незнакомца. Выясняется, что это Александр Петров, журналист. Он тайно проник в здание академии, потому что пытается найти здесь кое-какой сенсационный материал.


Проснувшись утром, Джессика понимает, что Клодин вчера так и не вернулась. Она поднимает панику, но подошедшая Ольга успокаивает девушку: Клодин вернулась в Париж, она забрала все свои вещи и оставила прощальное письмо. Однако слова хореографа не успокаивают Джессику: Клодин слишком сильно любила балет, она ни за что не уехала бы без предупреждения. Есть и еще одно: француженка забыла свою любимую музыкальную шкатулку, с которой не расставалась.


На следующем занятии мадам Горденко отмечает, что Джессика добилась больших успехов, она действительно хорошо танцует. Однако она не лучшая. После "отъезда" Клодии лучшей стала Анжела.

Вечером Джессика слышит, как кто-то занимается в одном из заброшенных классов, и знакомится с Ингрид - студенткой из Германии. Ингрид довольно своеобразная девушка: она обожает балет, превосходно танцует. Однако она подвержена приступам депрессии, от которой лечится потрясающим способом: принимает таблетки экстази и запивает их русской водкой прямо из горла - как водой... Как она после этого ещё может танцевать - уму непостижимо.


Джессика идет к Энтони Вейгеру и делится с ним своими сомнениями по поводу Клодин. Кроме того, она упоминает, что Клодин помогала ей заниматься, учила её танцевать. Энтони утешает девушку и предлагает ей брать уроки лично у него - он берётся сделать из неё лучшую балерину. Они начинают заниматься, и Джессика действительно делает успехи. Однако видно, что Энтони к ней неравнодушен.


На следующем занятии мадам Горденко сообщает студенткам, что завтра их ожидает балетная труппа Санкт-Петербургского театра. Они будут заниматься с мужчинами-танцорами. Девушки в восторге.

На совместных занятиях блистает Анжела. Правда, она позволяет себе вольность - хватает своего партнера за... да-да, именно там - ставя тем самым в неловкое положение своих преподавателей. Через несколько минут Анжела сильно об этом жалеет, когда за кулисами на неё нападает неизвестный, душит её верёвкой и подвешивает над сценой.


После окончания занятий девушки собираются уходить, Джессика нигде не может найти Анжелу - зато наталкивается на Алекса Петрова! Журналист явно следит за мадам Горденко. Они знакомятся ближе, и Джессика проводит с ним приятный вечер. Вернувшись в академию, она сталкивается с Энтони. Тот делает ей замечание, что она поздно вернулась - чтобы стать хорошей балериной, надо нормально отдыхать. Джессика снимает все возражения хореографа, целуя его в щеку.


На следующее утро мадам Горденко сообщает девушкам, что Анжела тоже покинула академию - по собственному решению просто бросила занятия. Это вызывает бурные недоумения её подруг, которые знают, как сильно Анжела любила балет.

После ухода Анжелы сильнейшей студенткой становится Наташа.


В один из дней мадам Горденко сообщает девушкам, что они пойдут в город - развлечься в клубе. Сопровождать их будут Ольга и Энтони. В клубе девушки отрываются по полной: к ним присоединяются их приятели (к Джессике - Алекс Петров, к Наташе - Иван), а Ингрид снова накачивается таблетками и напивается. Джессика идет танцевать с Алексом и целуется с ним на глазах у Энтони.


А тем временем Наташа сбегает с Иваном - она обещает подругам, что проводит его до метро и вернется. Иван уезжает на поезде, а для Наташи всё кончено - убийца избивает её до потери сознания и бросает под следующий поезд.


Алекс, закончив свои дела, ночью забирается в окно Джессики - и ночь у них получается весьма насыщенной. Это не остается тайной для Энтони - белые ночи Санкт-Петербурга позволили хореографу увидеть, как любовник залезает в окно к его любимой студентке. Уходит Алекс уже утром, когда Джессика идёт на занятия.


На занятии Энтони Вейгер сообщает девушкам о прискорбном происшествии в метро. Увы, их академия снова лишилась лучшей ученицы. Тут уже начинают роптать даже самые стойкие. Кое-кто собирает чемоданы и уезжает. А тем временем лучшей студенткой становится... Ингрид, которая как раз накануне пообещала Джессике, что больше не будет пить и глотать таблетки.

Но и Ингрид держит лавры лучшей студентки недолго - тем же вечером её выбрасывают из окна академии. И мы в первый раз видим убийцу - это... вы, наверное, уже догадались. Мадам Горденко.


Итак, официальная версия следствия - самоубийство. Студентки бегут из академии, как крысы с тонущего корабля. Остается лишь Джессика - теперь лучшая и единственная. Остаться её убеждает лично Энтони, который прочит ей славу великой балерины.


Тем временем Алекс снова тайком проникает в академию, он всё-таки горит желанием разгадать тайну, которую скрывает мадам Горденко. В одной из комнат его застает Ольга. Комната эта таит в себе немало секретов - в частности, личный шкаф Энтони Вейдера, в котором обнаруживаются сначала личные вещи "уехавшей" Клодин, а на полочке повыше - и сами трупы Клодин и Анжелы.


Ольга, которая явно что-то знает о том, что происходит в стенах академии, тем не менее, приходит в ужас от открывшегося зрелища. И пока они с Алексом смотрят на шкаф, убийца подбирается к ним сзади и всаживает нож в живот Алексу. Когда Ольга поворачивается, убийца уже исчез, а Алекс лежит на полу с ножом в животе. Ольга - видимо, в шоковом состоянии - вытаскивает этот нож... и вот в таком виде - с ножом над телом Алекса, рядом со шкафом, полном трупов, - её застаёт Джессика.


Ольга пытается объяснить Джессика, что она никого не убивала, но та думает, что хореограф хочет убить и её, завязывается борьба, в ходе которой Ольга теперь уже сама напарывается животом на злополучный нож. В комнату вбегает Энтони Вейгер, и Ольга умирает у него на руках со словами: "Я тебя люблю. Твой секрет в безопасности".


Итак, академия официально закрылась, однако Энтони уговаривает Джессику не уезжать. Ее ждет прекрасная сценическая карьера в балете Санкт-Петербурга. Джессика настаивает на том, что ей надо поговорить с мадам Горденко.

Энтони говорит, что мадам плохо себя чувствует, однако примет её в восемь часов. В назначенное время Джессика приходит в спальню мадам - той явно плохо, она не может разговаривать. Джессика выбегает из комнаты, пытаясь найти Энтони, поиски безуспешны, она снова возвращается в спальню мадам... и застаёт ту у зеркала! Только пару минут назад умиравшая на постели директриса академии сидит и подкрашивает губы!


Поняв, что его секрет раскрыт, Энтони - а под личиной "мадам Горденко" прятался именно он! - бросается на Джессику, и... та отталкивает его. Он хватается за пистолет, но не может ее убить! "С тобой", - говорит он, - мы устроим революцию в танцах". Тогда Светлана погибла, но Энтони "вернул" ее обратно. Энтони считает, что смерть Светланы - чистой воды несчастный случай, и сейчас "Светлана"-Джессика должна его простить. И потанцевать с ним. Энтони достает шприц.


Джессика приходит в себя в своей комнате. Увы, это не ночной кошмар. На столике букет алых роз, на кресле - пуанты и белое платье. В дверях появляется Энтони с пистолетом. "А как же мадам?" - спрашивает Джессика. - "Тебе лучше станцевать, - приветливо улыбается Энтони, - если мадам вернется, она тебя убьет".


Джессика на сцене. На ней черный парик, и Энтони, стоя за кулисами, рефлексирует, вспоминая Светлану. Но Джессика снимает с себя парик и со словами "Я не Светлана", переходит от классического балета к модерну. В зале комиссия, они аплодируют ее танцу, а в Энтони просыпается мадам, он даже хромает на одну ногу, но старается не допустить ее вторжения в его мозг.


Поднявшись в ложу, Энтони целится в Джессику из пистолета, но не стреляет, вместо этого он падает вниз, в партер, и говорит подбежавшей Джессике спасибо за то, что она танцевала для него.


На верх страницы