Постер


Обложка DVD



Саундтрек


Где купить:

Amazon.com
Ozon.ru
Ebay.com


Текст © Елена ди Венериа



Дуайт Эйч Литтл



Миша Сегал



Менахем Голан



Кевин Ягер



Роберт Энглунд



Джилл Скёлен



Алекс Хайд-Уайт



Билл Найи



Стефани Лоуренс


Pray for them who giveth their immortal 
soul unto Satan...
For each is damned to relive that wretched life...
through all times.
St.Jean Vitius of Rouen
written the day of his execution 
March 7, 1544



ПРИЗРАК ОПЕРЫ
The Phantom of the Opera
1989 г.


Эпиграф к фильму:

"Молитесь за тех, кто душу свою бессмертную отдал Сатане... Ибо каждый из них осужден снова переживать свою проклятую жизнь... вечно на все времена".
Святой Иоанн Витий Руанский, написано в день его казни 7 марта 1544 года.


США. 1989. 93 минуты. Цветной.

Язык оригинала: Английский.

Мировая премьера фильма состоялась в 4 ноября 1989 года.


Слоганы этого фильма

The final curtain is about to drop. (Вот-вот падет финальный занавес)

Only love and music are forever. (Только любовь и музыка вечны)

Robert Englund Was "Freddy." Now he's the... Phantom of the Opera! An all new nightmare! (Роберт Энглунд был Фредди. Теперь он... Призрак Оперы. Совершенно новый кошмар!)

Общая информация
Интересные факты


Продолжение обзора


Режиссер: Дуайт Эйч Литтл (Dwight H. Little)
Сценарий: Дюк Сандефур (Duke Sandefur), на основе сценария Джерри О'Хары (Gerry O'Hara)

Исполнительный продюсер - Менахем Голан (Menahem Golan)
Продюсер - Гарри Алан Тауэрс (Harry Alan Towers)

Производство - Менахем Голан (Menahem Golan) в ассоциации с Breton Film Productions, Ltd. при участии Dee Gee Productions, Inc., Нью-Йорк

Натурные съемки: Нью-Йорк (США), Будапешт (ВНР) и театр имени Йожефа Катоны (Кечкемет, ВНР) Постановка трюков: Тамаш Пинтер (Tamas Pinter)
Трюковой дублер Роберта Энглунда: Дьёрдь Кивеш (Gyorgy Kives) Специальные эффекты на площадке: Майкл Дик (Michael Deak)
Пиротехник: Ференц Хабетлер (Ferenc Habetler)
Парики: Джозефин Тёрнер (Josephine Turner)
Создатель гримэффектов: Кевин Ягер (Kevin Yagher)
Гримэффекты: студия Kevin Yagher Productions, Inc.
Дополнительные пластические гримэффекты: Magical Media Industries, Inc.
Грим: Гордон Кэй (Gordon Kay)
Костюмы: Джон Блумфилд (John Bloomfield)
Художник: Тивадар Берталан (Tivadar Bertalan)
Оператор: Эльмер Рагальи (Elemer Ragalyi)
Оператор (Нью-Йорк): Питер Коллистер (Peter Collister)
Монтаж: Чарльз Борнштейн (Charles Bornstein)

Композитор и дирижер - Миша Сегал (Misha Segal)

Ариетта Don Juan Triumphant: музыка - Миша Сегал, текст - Гарриет Шок (Harriet Schock). Исполнение (без указания в титрах): Нэнси Фонтана (Nancy Fontana)

Увертюра, сцена "Фауст вызывает Мефистофеля", "Баллада о Фульском короле", "Ария с жемчугом" из оперы "Фауст" (Faust) Шарля Гуно, либретто - Жюль Барбье (Jules Barbier) и Мишель Карре (Michel Carré):
Симфонический оркестр Баварского радио, дирижер - Колин Дэвис (Collin Davis), исполняют: Евгений Нестеренко (Мефистофель), Франcиско Арайса (Francisco Araiza, Фауст), Стефани Лоуренс (Stephanie Lawrence, Маргарита), Нэнси Фонтана (Nancy Fontana Маргарита в "Арии с жемчугом" - без указания в титрах)

Режиссер оперных сцен - Андраш Мико (Andras Miko)
Хореограф - Дьёрдь Гааль (Gyorgy Gaal)
Звукорежиссер - Эрик Томлинсон (Eric Tomlinson)

В ролях: Роберт Энглунд (Robert Englund, Призрак), Джилл Скёлен (Jill Schoelen, Кристина Дэй), Алекс Хайд-Уайт (Alex Hyde-White, Ричард Даттон), Билл Найи (Bill Nighy, Мартин Бартон), Теренс Харви (Terence Harvey, инспектор Хоукинг), Стефани Лоуренс (Stephanie Lawrence, Карлотта), Натан Льюис (Nathan Lewis, констебль Дэвис), Питеp Клэпам (Peter Clapham, критик Харрисон), Молли Шеннон (Molly Shannon, Мег в Нью-Йорке), Эмма Роусон (Emma Rawson, Мег в Лондоне), Марк Райан (Mark Ryan, Мотт, Йегуда Эфpоний (Yehuda Efroni, крысолов), Теpенс Бисли (Terence Beesley, Джозеф), Рэй Джюэрс (Ray Jewers, Элиза Клайн), Робин Хантер (Robin Hunter, Роланд), Вирджиния Файол (Virginia Fiol, Сара), Кэти Мерфи (Cathy Murphy, Эстер), Андре Торнтон Граймс (Andre Thornton Grimes, бармен), Жаклин Мендоса (Jaclyn Mendoza, Мэдди), Джон Гаван (John Ghavan, карлик), Мики Эппс (Mickey Epps, картежник), Ласло Сили (Laszlo Szili, картежник), Патрик Бёрк (Patrick Burke), Джонатан Линсли (Jonathan Linsley) и Томми Райт (Tommy Wright) - рабочие сцены, Ласло Бараньи (Laszlo Baranyi, помощник), Оттилия Борбат (Ottilia Borbath, домохозяйка), Лайош Добак (Lajos Dobak, метрдотель).


Кристина исполняет на прослушивании ариетту из неизвестной оперы неизвестного композитора, и мистическая сила заставляет ее вернуться на сто лет назад, в другой город и другой театр, во власть таинственного Призрака, который дает ей уроки вокала, а сам по ночам охотится на людей, чтобы скрыть страшную правду - свое лицо, отмеченное печатью дьявола... Полный синопсис и иллюстрации к фильму - на отдельной странице.


В 1980 году Дуайт Литтл закончил университет Южной Калифорнии и пустился в плавание по водам киноиндустрии. В 1986 году, после нескольких документальных работ, он снимает свой первый игровой фильм. В 1988 году он выпустил на экраны "Хеллоуин-4" и получил звонок от Менахема Голана (Menahem Golan) из продюсерской компании Cannon Films. Оказалось, у них есть виды на Роберта Энглунда, с которым Голан подписал контракт на два фильма. Они захотели сделать из него Призрака Оперы. Литтл прочитал сценарий, встретился с Энглундом - и согласился сесть в кресло режиссера. Но сначала он снял Энглунда в одном из эпизодов сериала "Кошмар на улице Вязов" (Do Dreams Bleed?), вышедшей 8 января 1989 года. Самое интересное - актер по натуре очень добродушный человек, сторонник ненасилия, вообще бывший хиппи! Как ему при этом удается создавать правдивые образы маньяков и монстров - уму непостижимо. При этом Энглунд много и охотно импровизировал на съемочной площадке, с удовольствием превнося в образ своего героя неучтенные сценарием аспекты. Тем привлекательнее персонажи у него получались: добрые, глаза, светящиеся безмятежностью - и ужасающие поступки... Бытует мнение, что именно Энглунд хотел, чтобы образ Призрака Оперы был приближен к книжному. Впрочем, в интервью он говорил, что ему нравится именно хоррор-составляющая романа, Призрак - маньяк, его страсть к музыке и Кристине - интересна и внушает даже уважение. Кроме того, страсть сексуальна. В общем, образ Призрака Оперы был весьма по душе актеру.

К тому времени, как Литтл готов был приступить к работе над "Призраком Оперы", "Cannon Films" развалилась, и у Голана внезапно не оказалось достаточно средств, чтобы снимать четко по имевшемуся сценарию Джерри О'Хары (Gerry O'Hara). В частности, не было денег на люстру, чтобы устроить ее падение, и от этого эффектного, но, увы, дорогостоящего эпизода отказались. Для переделки сценария пригласили Дюка Сандефур (Duke Sandefur).

Для экономии бюджета съемки решили не проводить в Лондоне, который прекрасно заменил собой Будапешт. В интервью Литтл откровенно признавался, что стоимость съемок там меньше, а декорации там ничуть не хуже, не говоря уже об историческом антураже. В кечкеметском театре имени Йожефа Котоны, где снимали театральные сцены, декорации с предыдущих съемок сохранились, что очень пригодилось. Заново создавались только декорации лондонского логова Призрака, коридоры оперного театра, а также съемочная группа привезла с собой реквизит.


Журнал "Mad Movie",
март 1990 года


О том, когда именно продюсеры решили снимать фильм, информации нет, но интересно, что в 1988 году на Бродвее появился "Призрак Оперы" Уэббера и в том же году стартует проект фильма. Чтобы подчеркнуть, что все-таки никакого отношения к мюзиклу их творение не имеет, было решено донести эту информацию через титры. Во-первых, в название фильма внесли имя Гастона Леру как автора романа, легшего в основу фильма, а во-вторых, в финальных титрах белым по черному было написано, что данное произведение не имеет ничего общего ни со спектаклями, ни с фильмами с таким названием. Неясно, на какой эффект рассчитывали продюсеры, но когда фильм вышел в прокат, многие восприняли его именно как экранизацию мюзикла Уэббера.

Любопытно, что дистанцироваться от Фредди Крюгера актеру Роберту Энглунду так и не удалось. Более того, создатели фильма намеренно использовали этот образ, создав слоган "Роберт Энглунд был Фредди. Теперь он... Призрак Оперы". После выхода фильма многие журналы (например, "Mad Movie") выпустили статьи о фильме с подзаголовками "Фредди: серия продолжается" или "Фредди снимает маску".

Кассовые сборы в кинопрокате США составили 3953745 долларов. В переводе на русский язык это означает, что фильм провалился. Связано ли это было с разочарованием от того, что фильм не похож на мюзикл Уэббера, или с общим спадом интереса к хоррору, не известно. Зато когда фильм вышел на кассетах, а потом на дисках, он заработал гораздо больше.

Еще на этапе подготовки к съемке продюсеры держали в уме создание сиквела. Идея так и осталась идеей, а вместо сиквела Энглунд снялся в фильме Dance Macabre у того же Голана.


НАГРАДЫ

Премия "Брит" (Brit Award) (Великобритания) за саундтрек



ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Осторожно! Спойлеры!

• Это первый фильм о Призраке Оперы, который попал на российский экран. Вторым стал фильм 1998 года в постановке Дарио Ардженто с Джулианом Сэндсом, а третьим и пока последним - экранизация мюзикла Эндрю Ллойда Уэббера 2004 год а в постановке Джоэла Шумахера.

• Это первый фильм о Призраке Оперы, вышедший после триумфальной премьеры мюзикла Уэббера на Бродвее в 1988.

•  Это один из последних в мире фильмов, в начальных титрах которого после имени главной звезды стоит предлог in: Robert Englund in - "The Phantom of the Opera".


Театр имени Йожефа Катоны

•  В этом фильме у Призрака Оперы есть имя и фамилия - его зовут Эрик Дестлер.

•  В роли Лондонской оперы в фильме выступил театр имени Йожефа Катоны в Кечкемете (ВНР).

• Время действия фильма по информации из буклета, прилагающегося к компакт-диску с саундтреком, - "приблизительно" 1889 год. Однако в фильме мы видим газету, в которой критик Харрис опубликовал свою статью, и газета датирована 6 марта 1885 года.

• Это первая и пока единственная экранизация романа Гастона Леру "Призрак Оперы", в которой присутствует мистика в явном виде.

•  Это первая и пока единственная версия "Призрака Оперы", где Призрак убивает своего соперника, жениха Кристины.

• В этом фильме Призрак убивает 10 человек, это самый плодовитый маньяк из всех прочих Призраков. На его счету монтер Джозеф, 2 полицейских, 3 грабителя, крысолов, оперный критик, жених Кристины.

• Энглунд отмечает, что самые, на его взгляд, опасные съемки были в декорациях логова Призрака в Лондоне из-за повышенной пожароопасности. Тогда же случилась травма на производстве: горячий растопленный воск случайно пролился на актрису Джилл Скёлен и обжег ей руку и плечо. После этого Литтл сделал еще два дубля этого эпизода.


Альбом Сергея Пенкина

• Многие отмечают, что в фильме прекрасная музыка. В России она тоже хорошо знакома. Более того, ариетту "Your Eyes See But My Shadow" исполнял в свое время Сергей Пенкин, она также есть в его альбоме "Триумф Дон-Жуана". Кроме того, ее блестяще исполняет Ирина Сакне в сопровождении Академического большого хора РХТУ им. Д. И. Менделеева. Аудио записано 19 августа 2009 года.

• Несмотря на то, что в этом фильме отсутствует эпизод с падением люстры, другие элементы из романа Леру все-таки имеются. Например, бал-маскарад, на который Призрак является в костюме Красной Смерти. Кроме того, Кристина, как и в оригинальной версии, исполняет партию Зибеля в опере "Фауст". А еще Призрак сочиняет свое собственное произведение - "Триумф Дон Жуана". Некоторые считают отсылкой к роману также тот факт, что в своем гриме Призрак использует протез - стеклянный нос, поскольку собственный почти полностью отсутствует. Помимо этого в фильме есть крысолов, а в эпизоде на кладбище мы встречаем таинственного скрипача.

• При работе над ролью Энглунд прочитал роман Леру, а также посмотрел некоторые имеющиеся экранизации, в том числе фильм с Лоном Чейни (1925) и "Призрак Рая" (1974).

• Энглунд в то время был на пике своей популярности, его Фредди Крюгер был одним из самых узнаваемых персон у американских подростков. Тем не менее в лицо актера мало кто знал. И фильм о Призраке Оперы стал его первым фильмом, в котором он показывается не в страшном гриме, а с собственным лицом (не считая двух коротких появлений в "Кошмаре на улице Вязов-4" и "Кошмаре на улице Вязов: Дитя сновидений").

• Кадр, на котором Призрак снимает с изуродованного лица маску-череп, отсутствует в фильме. По словам актера, постер сделали специально, чтобы создать иллюзию схожести Призрака и Крюгера. Впрочем, несмотря на то, что сам Энглунд хотел отойти от привычной роли маньяка из сновидений, критики писали о нем так: "Кошмар Оперы" (A Nightmare of the Opera) и "Фредди идет в Оперу" (Freddy goes to the Opera).

• Роль Призрака стала первой в серии картин Энглунда, когда он появлялся на экране в сложном гриме и с собственным лицом: "Dance Macabre" (1991), "Tobe Hooper's Night Terrors" (1993), "Wes Craven's New Nightmare" (1994).

Продолжение обзора


Несколько иностранных постеров и обложек:


Английский постер


Английский постер


Немецкий постер



Французский постер


Обложка лазерного видеодиска


Обложка английской видеокассеты


Обложка ДВД


Обложка ДВД


Обложка исп. видеокассеты


Обложка нем. ДВД


Обложка нем. ДВД


Обложка нем. видеокассеты


На верх страницы