На главную В раздел "Фильмы"
На страницу фильма 1925 года

"The Phantom of the Opera"
Премьера в Лос-Анджелесе 7 и 26 января 1925 г.


Для "Призрака Оперы" было разработано несколько сценариев, и в итоге съемки начались по третьей версии, написанной Эллиотом Клаусоном (Elliot Clawson). Когда к команде добавился Рэймонд Шрок, чтобы внести в мистический сюжет дополнительно комедийные и экшен-сцены, пришлось дополнительно снимать ряд сцен. Чейни лично руководил съемками большинства сцен, в которых он принимал участие. Таким образом, множество сцен было снято в двух вариантах.

У операторов оказалось около трехсот футов отснятой пленки. Монтировать начали, когда съемочный процесс еще не закончился.

Основная масса сцен была доснята в последнюю неделю декабря 1924 года. А сцены с Чейни закончили еще до Рождества, поскольку Чейни должен был сниматься у "Метро-Голдвин-Майер" в их фильме "The Unholy Three".

Леммле, воспользовавшись отсутствием Чейни, собирался смонтировать фильм по своему вкусу.

Сцена снятия маски была снята с двух разных углов, с двумя разными вариантами грима, а кроме того - в версии Техниколор. Чейни не хотел использовать версию Техниколора, потому что в ней были заметны огрехи грима. Чейни и оператор Ван Энгер настаивали на том, чтобы взять вариант, когда зритель смотрит на снятие маски прямо, а Леммле хотел, чтобы публика испытала двойной шок - сперва показать снятие маски напрямую, а затем еще раз - со стороны Мэри Филбин, когда Чейни без маски поворачивается к ней.

Сняли также и два варианта финала. Первый - когда Призрак умирает от шока после поцелуя Кристины, это было в сценарии Клаусона. И второй - когда Призрака убивает толпа, это была версия Шрока. Режиссер Руперт Джулиан настаивал именно на втором финале.

Планировалось снять сцену-флешбек об Эрике в Персии, однако, увы, ее так и не сняли.

В итоге после монтажа получилось 22 катушки, и было назначено превью для руководства "Юниверсал".

Меж тем Леммле начал рекламную кампанию. И для начала развесил билборды, анонсирующие премьеру "Призрака Оперы" в Нью-Йорке в феврале 1925 года. Леммле пытался договориться с Метрополитен-опера, чтобы провести премьеру в этом здании, но ему отказали.

Превью было проведено в театре Сида Громана (Sid Grauman) 7 января 1925 года. После фильм ушел на перемонтаж. Основная претензия зрителей была к финалу. Когда Призрак умирал от сердечного приступа - они чувствовали, что это как-то слишком мягко.

Во время второго превью 26 января 1925 года зрители увидели, как Перс застрелил Призрака. Все равно это было не то, несмотря на факт, что Карл Леммле придерживался близко к роману Леру.

Фильм сократили до 11,5 катушек, убрав сцену на кладбище (это оскорбляло религиозные чувства некоторых зрителей). Готовились к премьере в Нью-Йорке, когда Леммле велел отложить работу над фильмом. Ему нужно было подумать. Думал он до апреля - а затем показал очередную новую версию фильма в Сан-Франциско.

Что же увидели зрители в Лос-Анджелесе? Мы приведем здесь те сцены, которые впоследствии были вырезаны или изменены и не вошли в финальную версию фильма.


Картинки из частной коллекции администрации сайта. Пожалуйста, не копируйте без разрешения!


Нажмите на картинки, чтобы посмотреть в увеличенном размере


Филипп де Шаньи: Джон Сайнполис (John Sainpolis)
Мефистофель: Александр Бевани (Alexander Bevani)
Фауст: Эдвард Сесил (Edward Cecil)
Симон Буке: Гибсон Гоуланд (Gibson Gowland)
его брат Жозеф: Бернард Сигель (Bernard Siegel)
Сорелли: Олив Энн Алкорн (Olive Ann Alcorn)
матушка Валериус: Эдит Йорк (Edith Yorke)


На сцене театра - балетный номер, традиционно предшествующий опере. В Гранд Опера собралась изысканная публика - празднуют возвращение из-за границы военного полка, в котором служил лейтенант Рауль де Шаньи, младший брат графа Филиппа Августа де Брианна де Шаньи, представителя старой аристократии.


В этот день давали "Фауста" Гуно. За кулисами юные балерины увидели тень - это явно Призрак Оперы. Карлотта является в директорский кабинет и сообщает, что на сцену она не выйдет. Таким образом, вместо нее выходит Кристина. А тем временем Симон Буке и Флорин Папильон обсуждают вопросы безопасности театра - балеринки ведь не просто так пугаются теней, ведь действительно кто-то есть в подвалах. И Папильон подливает масла в огонь, рассказывая, что он якобы видел и слышал. И неизвестно, что пугает балерин больше - его рассказы или появление таинственного Перса, о котором никто ничего не знает, но который свободно ходит по театру.


В гримерной Кристина слышит голос своего Ангела Музыки, который говорит ей, что сегодня она раскроет перед публикой то искусство, которое он вложил в нее, но петь она должна только для него. И Кристина отвечает, что она всегда поет только для него.

Кристина играет Маргариту. И Рауль неотрывно смотрит на нее. "То есть два года за границей не избавили тебя от чувств к ней?" - спрашивает Филипп. Рауль говорит, что время настоящую любовь не убьет.


Между тем за кулисами найден труп Жозефа Буке с удавкой на шее. А Кристина, доиграв финал "Фауста", от избытка чувств теряет сознание.



Кристину несут в гримерную, туда же прибегает и Рауль. Кристина сначала обрадована его появлением, но затем вспоминает Ангела и делает вид, что не узнала Рауля. И доктор выпроваживает его вон. Рауль остается у двери гримерной и слышит голос: "Скоро, Кристина, мой дух обретет плоть и потребует любви".


В кабинет директоров пришел главный конюший Оперы - сообщить о том, что жеребец по кличке Цезарь был украден. А затем приходит и Симон Буке, рассказать о смерти своего брата от рук Призрака Оперы.


Рауль приезжает домой к Кристине. Ее нет дома, зато там есть матушка Валериус, ее старая нянька. Она говорит, что у Кристины есть "добрый гений", который запрещает ей выходить замуж.

Позднее матушка Валериус рассказывает Кристине о визите Рауля. Она советует Кристине навестить могилу ее отца в Вирофле, а Раулю написать записку и попросить не следовать за ней. "Виконт, я уезжаю в Вирофле, потому что завтра - годовщина смерти моего бедного папы, который очень вас любил. Его похоронили вместе со скрипкой на маленьком кладбище, где мы с вами играли, когда были детьми. Пожалуйста, не следуйте за мной".


Разумеется, Рауль понял записку правильно, и они встретились. Рауль попытался разузнать больше о таинственном голосе в гримерной у Кристины, а она увела разговор в сторону - принялась рассказывать об Ангеле Музыки, которого ей обещал прислать отец после смерти.

Неожиданно появляется граф Филипп. Он полон решимости пресечь отношения Рауля с девушкой, которая по происхождению намного ниже, чем де Шаньи, а значит, нужно уберечь честь семьи от подобных связей.

Рауль говорит, что чувства его серьезны, и Филипп уходит ни с чем (кстати, вопрос о том, как он узнал, где искать Рауля, остается открытым). Кристина же заканчивает свою мысль - что голос, который Рауль слышал у нее в гримерке, и есть голос Ангела Музыки.


Тем временем Карлотта получила записку от Призрака Оперы, в которой он настоятельно рекомендует ей сказаться больной и не выходить на сцену в ближайшем спектакле.


Ночью на кладбище Кристина молится на могиле своего отца, а Призрак играет на скрипке. Появляется Рауль и прогоняет его.


Разумеется, Карлотта игнорирует предупреждения Призрака и выходит в "Фаусте". Внезапно посреди спектакля раздается голос: "Смотрите, как Призрак накажет всех, кто слушает упрямую Карлотту!" И падает люстра! Народ в панике убегает из театра.


Рауль бросается в гримерную Кристины, но не успевает: девушка, пройдя через зеркало, исчезает из гримерной - и попадает в руки Призрака, который ведет ее в подвалы театра.




Через некоторое время Рауль получает от Кристины записку и приезжает на бал-маскарад. Во время веселья посреди парадной лестницы появляется Красная Смерть и наводит ужас на всех присутствующих. Кристина тянет Рауля на крышу и рассказывает о том, как побывала в логове Призрака и о том, что это не Ангел Музыки, а настоящий монстр! Сцена снятия маски - во время ее рассказа.


Рауль успокаивает девушку, и они уходят с крыши, не замечая притаившегося Призрака. Перс (в будущем он превратится в инспектора Леду) указывает им безопасный путь. Спускающийся следом за ними Призрак теряет их из виду, зато пугает веселящуюся толпу. Пребывая в шоке от услышанного на крыше, убитый горем Призрак возвращается на лодке в свое логово.





В следующем спектакле "Фауста" Кристина должна играть Маргариту. Она испытывает страх, и Рауль перед выходом на сцену ее утешает, напоминая о том, что сразу после спектакля они уедут навсегда. Призрак внимательно осматривает приготовленный Раулем экипаж - он прекрасно осведомлен об их планах. И после начала спектакля крадет Кристину прямо со сцены, погасив на несколько секунд свет. Когда свет зажигается обратно, на сцене остается только парик Маргариты.




За кулисами поднимается переполох, обнаруживают отключившихся электриков (перед этим Призрак подменил бутылки, из которых они утоляли жажду). Рауль пытается найти Кристину, и ему предлагает свою помощь Перс. Он говорит, что знает, где надо искать девушку, и показывает тайный проход за зеркалом. После чего учит Рауля, что необходимо постоянно держать руку на уровне глаз, и они отправляются в подвалы. По пути им попадается крысолов. А затем они попадают в комнату пыток.


Призрак слышит звонок, предупреждающий о вторжении в его подвалы, и покидает Кристину. Это Филипп подошел к подземному озеру. Призрак плывет под водой и топит Филиппа в озере. Вернувшись к Кристине, он говорит, что ее виконт теперь стал графом.

В одном из титров нам сообщается, что Эрик когда-то был главным инквизитором камеры пыток в кровавые дни Коммуны. Так что Перс и Рауль зря пытаются выбраться. В полу камеры пыток они находят люк, однако внизу оказывается не выход, а склад бочек с порохом. Призрак заминировал подвалы!


Симон собирает толпу, чтобы идти в подвалы и убивать Призрака. А тот предлагает Кристине выбор - скорпион или кузнечик. Скорпион означает согласие выйти за него замуж, кузнечик же взорвет Оперу.

Пока толпа пробирается к логову Призрака, тот рассказывает Кристине, что не знал материнской любви и его никогда не целовала женщина. Кристина же говорит, что станет его женой, если он отпустит Перса и Рауля.

И далее следует финал фильма, о котором мы рассказываем на отдельной странице.



ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ФИНАЛ

Наверх