При просмотре этого фильма неизбежны сравнения с двумя другими любительскими экранизациями — фильмами "Ангел Музыки" Джона Вузли и "Портрет живого трупа" Райана Бижана. Все эти фильмы малобюджетны (со всеми вытекающими), все они не очень строго придерживаются сюжета первоисточника (в этом смысле фильм Манна стоит между Бижаном, который старался более-менее следовать роману Леру, и Вузли, который от него оставил рожки да ножки). Но если в фильмах Вузли и Бижана создатели озаботились декорациями и костюмами, пытаясь воссоздать атмосферу XIX века (не всегда успешно, но это уже другой вопрос), то в фильме Манна исторические костюмы весьма условны, декорации как таковые отсутствуют (разве что орган в логове Призрака впечатлил), всё действие происходит в трёх-четырёх локациях. Но при этом фильм Манна в целом на меня произвёл довольно благоприятное впечатление благодаря хорошей игре большинства актёров, особенно это касается самого Энтони Манна и Илке Хинкера — исполнителя роли Перса. И зря они не сыграли на этом персонаже, поскольку и актёр очень хорош, и возможностей для развития было очень много.

Основным недостатком фильма является отсутствие действия, лишь бесконечные диалоги, диалоги и снова диалоги. На протяжении почти всего просмотра жутко хотелось, чтобы всё шло побыстрее и подинамичнее. В фильме есть очень удачные и даже атмосферные сцены, но их можно пересчитать по пальцам. Кроме того, никак нельзя оправдать безумно размазанный финал с кучей глупых сюжетных ходов и логических ляпов. Тем не менее, в целом фильм неплох, и если вы не являетесь противником любительских фильмов, то можно смело рекомендовать его для просмотра.


Осторожно! Масса спойлеров!

Просьба не копировать материалы без разрешения



В прологе фильма мы видим прошлое, начало 1930-х годов. Логово Призрака, где стоит орган, за органом восседает сам Призрак, а возле него — привязанный к стулу мужчина. Жозеф Буке. Призрак, поигрывая огромным охотничьим кинжалом, заводит с ним беседу о композиторе Пучинни, в частности, о его последнем незавершенном детище — "Турандот". Этот спектакль, по словам Призрака, начинается с того, что людям Пекина, мечтающим о руке принцессы Турандот, объявляют: если один из них правильно ответит на три загадки, то получит девушку в жены. Если же нет, то не сносить ему головы... Призрак предлагает и Жозефу поиграть в эту занимательную игру.

Он обещает отпустить Буке, если тот правильно ответит на три вопроса. До смерти испуганный Буке готов отвечать. Вопрос первый: зачем ты пришел сюда? (Ответ — хотел узнать, правдива ли легенда о Призраке Оперы). Вопрос второй: ты пришёл один или нет? (Ответ — один). Вопрос третий: говорил ли ещё кому-нибудь о моём логове? (Ответ — нет, не говорил).
— Хорошо, — говорит Призрак, разрезая верёвки и освобождая Буке, — ты можешь идти.
Не могу не отметить, что актёр хорошо играет голосом — его интонации будто говорят нам, что напряжение спало. Призрак уверен, что ему ничего не угрожает, а на пленника ему будто бы наплевать. Но вот улепетывающему Буке достается ещё один, дополнительный вопрос, и он не столь прост:
— Кто, по твоему мнению, величайший тенор всех времен? — спрашивает Призрак отчуждённо, словно между делом.
— А, ну это просто! — облегчённо восклицает Буке. — Карузо!
В ту же секунду Призрак одним движением отсекает ему голову. Ответ неправильный. А на стене мы видим афишу оперы Верди "Трубадур", датированную 1910 годом, в главной роли — блистательный Эрик Лагос.

Начинаются открывающие титры. Здесь стоит заметить неплохое музыкальное сопровождение, в ансамбле с видеорядом создающее атмосферу, очень напоминающую старые фильмы ужасов студии Хаммер. На мой взгляд, это проявление хорошего вкуса и обещание, что картина повторит лучшие традиции старых хорроров.


Действие переносится в наше время. Старый заброшенный театр. Мы видим пустой зрительский зал и слышим едва заметное, призрачное дыхание... В зал заходит директор. Встревоженно оглядываясь, он заявляет, что ненавидит это место.

В это время снаружи двое молодых репортёров ведут репортаж о местном оперном театре, где в прошлом происходили таинственные происшествия, повлекшие за собой убийства и безумие. И, конечно, в театре есть собственное привидение! Репортаж снимается для развлекательной передачи о призраках "Truly Haunted".

Ведущую, Миранду Скарлет, прерывает владелец театра, Габриэль Фирмин, явно обеспокоенный появлением молодых людей с видеокамерой. Миранда представляется и Фирмин узнаёт её — он видел её по ТВ. Директор соглашается дать интервью Миранде и её оператору и звуковику, Ричарду Дойлу. Фирмин очень тепло отзывается о годах своей молодости, когда ему самому приходилось работать за сценой, настраивать технику и так далее. Сейчас театр действует от случая к случаю — в основном, его арендуют под школьные постановки, отчетные концерты и конкурсы. Фирмин хотел бы продать место, но никто не захочет купить его — здание нуждается в реновации, да и слухи о Призраке не сильно помогают.


Габриэль Фирмин запускает репортёров внутрь, но вид у него по-прежнему нервный. Будто ведет ягнят на заклание. В интервью Габриэль рассказывает, что его отец долгие годы был директором. Театр когда-то был очень популярен и ценен своей природной акустикой (что бы это ни значило). В 1919 здесь даже выступал Карузо. Позже отец Габриэля стал показывать в этом здании фильмы, и театр утратил свое значение. Миранда уточняет: разве не легенда о Призраке заставила театр потерять своих зрителей? И вновь Фирмин нервничает, поясняя, что дело скорее в том, что аудитория с годами поменялась. Миранда просит рассказать о покровителе театра, более известном как Призрак, но разговор прерывает появление девушки Ричарда (она принесла всем кофе). Идя к ним по коридорам театра, она поет, и её голос прекрасен.

Ричард снимает на камеру свою девушку, Каризму (Charisma) Райан, называя ее будущей Патти Люпон (известная бродвейская дива). Он просит дать комментарий, "пока она еще не отправилась по великому белому пути". Так называют квартал Бродвея, где расположена большая часть театров. Каризма смущается. Она очень милая и мечтательная девушка, которой нравится атмосфера, царящая в театре. Ричард пророчит ей прекрасную карьеру певицы.

Миранда продолжает интервью с Габриэлем. Да, в 1920-х слух о Призраке был очень популярен в этом театре. Что касается внешности Призрака, то от шеи и до пят он абсолютно человечен. А вот от шеи и до головы... говорили, что Призрак носит маску, что у него лицо мертвеца, и даже что вместо головы у него — огненный шар. Последний раз его видели в 40-х, но приезжающие в театр актёры до сих пор слышат странные звуки и якобы видят Призрака.

Миранда спрашивает, видел ли его когда-нибудь Фирмин. Тот мешкает. Наконец, отвечает, что детям мерещатся самые мифические существа в самых обычных местах.


Флэшбек. Маленький Габриэль из-за кулис наблюдает за оперой вместе с папой. Неожиданно мальчик видит на стропилах мужчину. Это Призрак, мечтательно дирижирующий оркестром. На вопрос сына, кто это такой, Астор Фирмин нервно смеётся и говорит, что это один из рабочих сцены, напяливший для смеха костюм...

После спектакля директор выходит на пустую сцену, чтобы поговорить с Призраком. Тот жалуется, что сегодняшняя опера прошла ужасно, чего не скажешь по совершенно нейтральному виду, с которым он стоял на стропилах. Директор спрашивает, куда пропал Жозеф Буке и жив ли он. Призрак отвечает, что "Жозеф уже не тот, кем был раньше. Поищите замену". Директор истерит, что нельзя убивать людей направо и налево, и Призрак терпеливо объясняет, что Жозеф нарушил его территорию, за что и поплатился головой. Это его театр, и правила здесь устанавливает он. Напоследок Призрак просит, чтобы директор уволил главную сопрано, мадам Сорелли. Или её уволит Фирмин — или Призрак сам от неё избавится. Несмотря на её прекрасную технику, она плохо интерпретирует смысл арий. Фирмин спрашивает, кто же тогда будет собирать кассу театра. Призрак обещает прислать ему новую певицу, которой суждено завоевывать сердца.

Из-за кулис выходит уборщик. Ему кажется, что он слышал, как директор говорил сам с собой. Директор с безумным смехом заявляет, что точно этого не делал. "Если бы я только мог сойти с ума!"


Настоящее время. Интервью продолжается. Габриэль показывает Миранде люк, ведущий в подземелья Оперы. Он приглашает репортёров исследовать подвалы. Миранда решает продолжить интервью в кабинете. Мы видим, что Призрак наблюдает за оставшейся у люка Каризмой и зовёт её "Кристиной".

Во время перерыва Каризма жалуется Ричарду, что постоянно ошибается, у неё ничего не получается, что, может, эта работа вовсе не для неё. Она признаётся, что этот театр снился ей раньше, причём не раз. Во сне она ощущала себя другой женщиной, живущей в иную эпоху. За ней наблюдал человек с ужасным лицом и звал её Кристиной.

Подошедшая Миранда просит Каризму спуститься в подвал и записать там какие-нибудь странные и необычные звуки. В одиночестве, поскольку им с Ричардом предстоит дальше интервьюировать директора театра. Миранда спрашивает Габриэля, что случилось в прошлом с солисткой театра, Кристиной Дэй. Директор отнекивается, что трудно установить истину спустя столько лет, она наверняка просто сбежала с любовником. Кристина была молодой, невинной и очень талантливой, а слухи о покровительстве Призрака и о её дальнейшей судьбе, — скорее всего лишь зависть соперниц.


Флэшбек. Женщина с очень нордическими, но совсем не "невинными" чертами наблюдает, как директор Астор Фирмин отсчитывает деньги мужчине восточной внешности с повязкой на глазу. Вздыхаю с облегчением, когда оказывается, что эта дама всего лишь миссис Грей, наставница Кристины. А саму мисс Дэйр играет та же актриса, что и Каризму. Миссис Грей пытается выведать, куда Кристина постоянно отлучается — не на свидания ли? Та отвечает, что в её жизни нет времени на мужчин, только на занятия вокалом.


Мег — дочь миссис Грей — просит мать отстать от Кристины. Но миссис Грей не успокаивается — у Кристины навыки отличной швеи, пусть прекращает мечтать о сцене. После её ухода Мег начинает расспрашивать, кто же этот таинственный учитель Кристины — она прозанималась с ним год, но так и не назвала имя! Кристина ничего сказать не может, но в одном она уверена точно — учитель послан ей папой с небес, это обещанный Ангел Музыки, о котором говорил отец перед смертью. Мег беспокоится за подругу. Она точно знает, что учитель вовсе не дух, он реален — она сама однажды слышала его голос.


Кристина разбирает костюмы, когда к ней вдруг подходит мужчина с повязкой на глазу. Он жаждет познакомиться. Выспрашивает имя, фамилию, род деятельности Кристины... Мужик, ты же видишь, что она собралась стирать и штопать костюмы, ну чем она может в театре заниматься?.. Затем вдруг спрашивает, есть ли у Кристины муж или любовник. Дальше у Кристины на лице застывает выражение, которое можно трактовать очень по-разному... тем не менее, мужчина извиняется за слишком личный вопрос. Своё имя он назвать отказывается.

Всё с тем же неоднозначным выражением Кристина протискивается мимо него (и почему ей не страшно?) и спускается по лестнице в подвал. Там с ней заговаривает Призрак. Кристина жалуется ему на недосыпание — она не может нормально уснуть, ей постоянно мерещится его музыка. В награду за внимательность на уроках, Призрак играет Кристине на скрипке, чтобы она отдохнула.

Настоящее. Каризма, переговариваясь по рации с Ричардом, спускается в подвал по той же самой лестнице. Призрак снова следит за ней, слышится шёпот: "Кристина". Каризма решает, что ей почудилось.


Флэшбек. Мег и её мать судачат о Призраке, в это же время некая дама предъявляет претензии директору: её муж-концертмейстер не готов работать в Опере при таких жутких условиях. Концертмейстер получил от Призрака записку, критикующую оркестр, мол, исправьте звучание, иначе я вам глаза выцарапаю. Тут к спору подключается подоспевшая примадонна Карлотта Сорелли. Ей тоже прислали оскорбительную записку. Вдобавок ещё Фирмин по какой-то причине отказывается отдать ей — лучшему сопрано Парижа — роль Маргариты! Устраивает прослушивания! Это оскорбительно! Фирмин явно не справляется с претензиями своих работников. Актёры очень театрально изображают истерику, но... им не веришь. Это представление, а не переживание.

Настоящее. Призрак подсовывает Каризме ноты (да, прямо в подвале, под дверь, под её носом!). Произведение называется "Красавица и Чудовище", автор — Эрик Лагос. Каризма напевает мелодию. Затем слышит звуки заигравшего органа из заколоченной комнаты и со страху удирает.

Тем временем Миранда расспрашивает Габриэля о певце и композиторе по имени Эрик Лагос. Габриэль сравнивает его талант с Карузо. Вроде бы что-то страшное случилось с его лицом, и его гений был позабыт... Миранда предполагает, что дух Эрика, погибшего во время Первой Мировой войны, вернулся в театр и хозяйничает в нём по сей день.


Флэшбек. Идёт кастинг в новую постановку "Фауста". Первая претендентка поёт очень плохо, а следующую за ней Кристину директор не желает даже слушать. После комментария Призрака он меняет своё мнение. (Мне бы не понравилось на месте Кристины, что при ней же ей "купили" прослушивание). Она поёт арию Маргариты из никому не известного произведения "Красавица и Чудовище" (мы уже понимаем, что это опера Лагоса). Её голос ужасно срывается, но Призрак настраивает её на уверенность, и она показывает разительное отличие. Тем не менее, голос девушки сложно назвать оперным, и вся партия написана в довольно среднем регистре. В общем, не ясно, чем люди так восхищены и какое ей место в "Фаусте". Пока она поёт, мужчина в повязке пытается найти Призрака, но тот уже исчез.

Врывается Карлотта Сорелли. Её на кастинг не пригласили, и она в шоке. Тем не менее, она решает "для формальности" спеть, ведь роль в любом случае суждена ей. Фальшивит много и уверенно. Призрак недоволен. Мужчина с повязкой спрашивает Фирмина: "Мне и её тоже убить?" — "Я как раз думаю об этом", — отвечает директор. Диалог наводит на мысль, что директор нанял его для охоты за Призраком.

Призрак перерезает верёвку, и Карлотте чем-то отрезает нос (?). А от её душераздирающего вопля у концертмейстера лопаются глаза (?!). В общем, трэш. Фирмин спокойно говорит: "По-моему, пора приступить к выполнению плана, Дарога".


Настоящее. Габриэль говорит, что в тот же день, когда произошло несчастье с носом Сорелли, исчезла Кристина Дэйр.

Флэшбек. Маленький Габриэль ошивается возле миссис Грей и становится свидетелем её беседы с Кристиной. Девушка жалуется на жестокость Сорелли, и тут раздается истошный крик Мег. Миссис Грей уходит проверить, что стряслось, а Кристина остается одна. Тут её и похищает Призрак. Сцена похищения чем-то напоминает знаменитую сцену из фильма Хичкока.

Настоящее. Миранда с командой остаются в здании на ночь, утром они должны оставить ключи в кассе. Ричард не может найти Каризму.


Флэшбек. Кристина просыпается в логове Призрака. Выглядит оно не слишком романтично: у стены лежат куски деревянного ящика, Кристина спит на непонятной кушетке, стены белые и обшарпанные. Тем не менее, Кристина уверена, что перед ней Ангел! И что она в Раю! И сразу переходит к делу: "Хочу увидеть твоё лицо!"

Призрак говорит, что она не должна об этом просить, если хочет продолжить жить здесь. У меня вырывается смешок. Кристина тоже озадачена — а в этом стрёмном помещении можно жить?.. Призрак запрещает ей возвращаться на поверхность. Логика страдает немного. То ли "прогоню, если будешь спрашивать про маску", то ли "ты обязана остаться здесь".

У Кристины начинается истерика. Жить здесь она не намерена. Она зовёт на помощь, но никто не слышит. Призрак дежурно предлагает ей попеть вместо криков. Ну да, после визга на связках — самое лучшее занятие! Кристина отказывается. Призрака циклит, неповиновение его явно раздражает. Только теперь Кристина понимает, что перед ней Призрак Оперы. Он говорит, что долгое время любил её, и либо она споёт, либо умрёт.


Фирмин и Дарога спускаются в подземелья. Фирмин говорит спутнику, что у него чёрное сердце, но при этом Дарога ему — почти что настоящий друг. Довольно странно, что они болтают посреди лестницы в подвалы, но мне слишком нравится Дарога, чтобы жаловаться. Затем Фирмин рассказывает подробнее о Призраке, его внешности и его таланте, при этом создаётся впечатление, что он им скорее восхищается, нежели ужасается. Однако задача Дароги — убить Призрака. Мужчины слышат вдалеке голос Кристины. Дарога спрашивает, что ему делать с девчонкой, но на это Фирмину наплевать.

Кристина поёт повыше и получше, чем на кастинге, что странно. Призрак её ругает, мол, она не едина с музыкой, которую он написал для неё. Он разочарован и приходит к выводу, что иногда нужно уничтожать вещи, к которым испытываешь чрезмерную привязанность. Затем он уходит, а Кристина беспомощно плачет.


Призрак нападает на Дарогу в туннеле и связывает его. Какой-то плохой из него ассасин. Призрак спрашивает, кто он. Дарога пытается шутливо предположить: "А вдруг я — друг". Призрак в ответ смеется: "Не, не думаю". Дарога обещает, что они смогут договориться против Фирмина, если Призрак его развяжет. Дарога раньше служил в тайной полиции персидского шаха, а как докатился до нынешней жизни — неизвестно. Все его переговоры с Призраком ни к чему не приводят, хотя Эрику явно приятно беседовать с Персом. Он решает наградить собеседника таким же лицом, как у него самого. Дарога просит его показаться. Мы видим абсолютно нормальное лицо с парой шрамов. Даже Батлеру повезло меньше, чем этому господину.

Наплакавшись и осознав, что смерть всё не идет, Кристина берёт свечку и сама отправляется на поиски.

Призрак выплескивает в лицо Дароге легковоспламеняющуюся жидкость и зажигает спичку. Лицо Перса загорается. В комнату входит Кристина и видит горящего Дарогу и Призрака с открытым лицом. Она визжит от ужаса — причём лицо Призрака, похоже, пугает её сильнее, чем заживо горящий человек.


Настоящее. Ричард находит Каризму где-то за кулисами. Та рыдает из-за приснившегося сна о смерти Кристины. Закончив работу, ребята покидают театр. Позже Ричард спрашивает Каризму, что она решила петь на прослушивании (куда-то). Конечно, она выбрала ноты Эрика.

Ричард приглашает Каризму на бал-маскарад в театре. Там у девушки начинаются глюки, в толпе она видит Мег и других людей из прошлого, жестами призывающих её уйти. Призрак тоже на балу — он прячется за маской Алого Дьявола в стиле японского театра кабуки. Каризма уединяется в дамской комнате и там видит в зеркале Призрака. Он похищает её.


Флэшбек. Призрак рыдает. Он довольно упитан, кстати. Мало спорта в подземельях. Кристина извиняется перед ним, очевидно, за свою реакцию на лицо. Эрик жутко переигрывает в своих страданиях, поэтому диалог смотрится комично.

Настоящее. Фирмин ведет Ричарда в туннели, параллельно объясняя, что подобное уже происходило много лет назад.

Флэшбек. Кристина говорит с Призраком о своём отце. Она помнит лишь то, что он любил музыку. Призрак говорит, что он и есть её отец, многие годы следивший за ней, как он и обещал. И тут вроде должен быть катарсис из серии "Люк, я твой отец", но... не выходит. Просто сидишь и думаешь, что в предыдущих сценах у актёров получилось немного химии, и теперь это всё коту под хвост.


Дальше начинается сюр. Следите за пальцами. Из соседней комнаты выползает обожжённый (совсем чуть-чуть, даже борода не пострадала) Дарога. Кристина обнимается с папулей, но вдруг вспоминает, что он убийца. Когда он говорит, что убивал только ради неё и ради музыки, девушка заявляет, что он очернил музыку и вообще монстр. Отличные перепады настроения. Дарога стреляет… в Кристину! В Призрака он потом стрелять даже не пытается, наблюдая за последующей сценой.

Вы знаете, я питала слабую надежду, что застрелят папку, а Кристина сбежит с Дарогой, раз уж он проявил к ней какое-то внимание, но нет. Умирая, Кристина говорит Призраку: "Мой отец умер на войне". Он поёт ей колыбельную. Ну, голос действительно приятный. Слушая его, Кристина снова меняет своё мнение и произносит: "Ангел Музыки..."

Кристина умирает. Дарога умирает. Призрак садится играть траурную мессу на органе. Из органа идёт отравленный дым (даже не спрашивайте), и, вдыхая его, Призрак тоже умирает, упав лицом на клавиши. Фирмин находит трупы и велит забить помещение досками, чтобы их никогда не обнаружили. И лишь маленький Габриэль становится свидетелем этой сцены.


Настоящее. Ричард и Габриэль ломают доски и врываются в заколоченный до этого наглухо подвал, там они находят Каризму, баюкающую обветшалый скелет Призрака. Каризма говорит, что он не был монстром и не убивал Кристину, и что его дух достоин упокоения. Конец.

Текст © rosemarycountess
& Мышь_полевая

Наверх