Режиссеры: Джим Таунз (Jim Towns), Майк МакКаун (Mike McKown)
Сценарист: Джим Таунз
Кинокомпании: "Mad Monkey Productions"
Дата выхода: 29 января 2009 г.
Продолжительность: 79 минут
Бюджет: $4000
Чёрно-белый, немой, с музыкальным сопровождением.

Композитор: Люсьен Дезар (Lucien Desar)
Оператор, монтаж: Майк МакКаун
Костюмы: Даниелла Имиллер (Daniella Imiller)
В ролях: Джош Эбел (Josh Ebel, Яник), Келли И. Линн (Kelly I. Lynn, Эсмеральда), Шон Морган (Shawn Morgan, Федор), Дейв Ярборо (Dave Yarborough, Манфред), Мелисса Трутцмантц (Melissa Troughtzmantz, Белинда), Марти МакАдамс (Marty McAdams, Лазло), Брюс Лентц (Bruce Lentz, Адольфо), Том Рипи (Tom Ripy, могильщик), Кейтлин Шоэб (Kaitlyn Shoeb, официантка), Алла Снодграсс (Alla Snodgrass, бургомистр) и др.

Нажмите на постер, чтобы посмотреть в увеличенном размере

"Прометей торжествующий: фуга в ключе плоти" - малобюджетный черно-белый немой фильм, выпущенный в 2009 году на видео. Об этом фильме можно сказать многое, и большая часть сказанного будет перечислением тех чудовищных ляпов, ошибок и несуразностей, которыми наполнен этот фильм. Пожалуй, это самая некачественная любительская кинолента из всех, что представлены на нашем сайте. В какой-то мере это можно оправдать малым бюджетом (4000 долларов США), но большая часть ошибок, увы, свидетельствуют лишь о небрежности и халатности его создателей. И даже стилизация под старое черно-белое немое кино дело не спасает. За два с половиной года, которые продолжались съемки фильма, можно было бы подготовиться и получше - даже с таким бюджетом. По крайней мере, мат. часть можно было бы изучить, благо информация в Интернете распространяется бесплатно.

Итак, пробежимся кратко по основным замеченным ошибкам. Начнем с самого первого титра, возвещающего о чуме 1890-го года. Увы - или, наоборот, к счастью, - в 1890 году эпидемии чумы в Европе не было вообще. Эпидемия конца XIX века прошла только по Азии. В Европе на протяжении всего века были лишь отдельные вспышки, которые никак нельзя было назвать "Великой эпидемией". Но это я готова списать на художественное допущение, как и существование в Германии вымышленных городов под названием Остштранд и Безирштадт.

А вот куда более кошмарное впечатление производит работа костюмера и гримеров. Заявлена эпоха - конец XIX века, 1890 год... И что мы тут видим? Пиджачные костюмы, жилеты и шейные платки у мужчин? Модные платья и сложные прически с изящными шляпками у женщин? О, нет! Нам демонстрируют моду какого-то дикого средневековья: серые балахоны, необработанные шкуры на голое тело, распущенные патлатые парики - как у мужчин, так и у женщин, и самый шик - обведенные черными тенями глаза, создающие прекрасный эффект свежих фингалов.
Если они специально зачернили область вокруг глаз, пытаясь сымитировать тот сложный грим, который применялся в эпоху немого кино для придания взгляду большей выразительности, то с треском провалились. Фингал - он и есть фингал. Никакой выразительности.

Думаю, бесполезно объяснять создателям фильма, что женщины в то время не носили волосы распущенными, поэтому Эсмеральда выглядит ужасно неприлично. Бесполезно говорить, что профессора медицины никогда бы не заявились в колледж без рубашки и прекрасно пошитого костюма, в шкурах на голое тело. Что у людей в то время была обувь, и во время эвакуации жители не стали бы покидать город пешком в одних портянках, опираясь на посох... Что вообще можно говорить людям, которые не удосужились ознакомиться с модой соответствующей эпохи?

На этом фоне остальные ошибки фильма выглядят уже сущим пустяком, но отметим и их. Скажем, батареи центрального отопления и электрические розетки на стенах университета слегка контрастируют с общей атмосферой почти средневекового варварства в сфере медицины.

И очень любопытно выглядит течение болезни Эсмеральды. Начинается всё с кровавого кашля - а ведь кашель при заболевании чумой фиксируется уже в агональном периоде, когда человек умирает! Далее мы видим "недели спустя её здоровье ухудшилось". Откуда взялись "недели"? Чума протекает за несколько дней, при легочной чуме смерть наступает уже на 2-3 сутки. Двойка вам, господа, за полное незнание матчасти.

Кладбище, на котором хоронят Эсмеральду, символически обозначено несколькими деревянными крестами без надписей, кое-как воткнутыми посреди чистого поля. Что, там не было принято прилично украшать и вообще хоть как-то отгораживать могилы умерших родственников? Даже имена не удосуживались вырезать, не говоря уж о памятниках?

Бедная Эсмеральда, когда её начинают закапывать, почему-то бурно и очень заметно дышит - не иначе, как от испуга. Когда Яник её раскапывает, она тоже сильно дышит - на этот раз, видимо, от радости.

Лаборатория Яника и производимая над телом Эсмеральды операция - это просто нет слов. Как можно вскрыть черепную коробку обычным ножом? Зачем тыкать в мозг бенгальскими свечами? И наконец, почему эта лаборатория освещается свечами?! Неужели Яник, используя электричество для оживления Эсмеральды, пожадничал выделить несколько киловатт на лампочку?

Наконец, последний (или первый - смотря как посмотреть) недостаток фильма - это техника съемки. Да, создатели усиленно старались стилизовать фильм под старое черно-белое немое кино, но все эти эффекты по "состариванию" - дергающийся кадр, помехи и зернистость - не скрывают современного вида картинки. Всё равно видно, что всё это снято сейчас, на современной технике, и состарено лишь искусственно. И не очень качественно. Более того, все эти эффекты лишь раздражают и утомляют глаза.

Но знаете, что самое любопытное? Я смеялась над несуразностью этой ленты почти целый час... А вот к концу мне смеяться расхотелось. Ибо при всех вопиющих и многочисленных недостатках этого фильма есть у него одно огромное и несомненное достоинство - это общий сюжет. И очень сильный по эмоциональному накалу финал. За который я, подумав, простила создателям все остальные недочеты.

А ещё мне очень понравилось название фильма. "Прометей Торжествующий" - почти как "Дон Жуан Торжествующий", пройти мимо такого совпадения нельзя. Да и обыгрывание музыкальной темы в названии тоже говорит само за себя.


Осторожно! Ниже раскрывается сюжет фильма. И, возможно, его концовка!



Итак, 1890 год, в Германии свирепствует чума. Бургомистр города Безирштадт получает сообщение, что соседний город Остштранд уже закрыли на карантин. Однако чума продолжает свое шествие из города в город. Светила медицины пытаются найти способ остановить болезнь.


В это время молодой доктор Яник Воллоф предъявляет старейшинам медицинского факультета результаты своих исследований: он установил, что электрический ток, пропущенный через тело, способен заставлять мертвые мышцы сокращаться - это ли не шаг на пути к бессмертию? Ещё немного исследований - и можно будет воскрешать людей из мертвых!


Однако консервативные доктора в ужасе, они объявляют Яника шарлатаном, а его исследования - богохульством. Лишь один из профессоров - Манфред, покровитель Яника, относится к нему с сочувствием, но и он не поддерживает молодого ученого. Яник уходит ни с чем.


Через некоторое время дочь Манфреда, прекрасная Эсмеральда, в которую был безумно влюблен Яник, тоже заболевает чумой. Заслуженные доктора ничем не могут ей помочь и, отчаявшись, вызывают обычного городского аптекаря. Далее нам демонстрируют весьма странные методы лечения и вообще содержания чумного больного. Среди столпившихся в комнате находится и другой претендент на руку девушки, Федор - богатый и амбициозный молодой человек, мечтающий благодаря женитьбе на Эсмеральде стать членом медицинского колледжа (знание медицины, видимо, дело уже второстепенное). Но этим надеждам сбыться не суждено - после продолжительной агонии Эсмеральда умирает.


В это время бургомистру Безирштадта сообщают, что в связи с усиленным налогообложением никакой помощи городу предоставлено не будет, ему рекомендуют эвакуировать из города всех здоровых людей. Начинается масштабная эвакуация всех жителей города - почему-то по направлению к Баварии, на радость тамошним обитателям.


Перед отъездом Манфред и Федор вдвоем, по-семейному, хоронят Эсмеральду. Вернее, они прощаются с ней на кладбище, опускают её в могилу и уходят, предоставив могильщику закончить процесс. В этот момент на кладбище появляется Яник - в белой маске, с тачкой и лопатой. Едва дождавшись ухода могильщика, он быстренько, пока любимая не протухла, раскапывает свежезакопанную могилу (которая, однако, уже успела зарасти прошлогодней травой), после чего погружает тело Эсмеральды на тачку и увозит.


Поначалу Яник очень торопится, чтобы тело не успело разложиться, однако вскоре мы видим, что уже наступила ночь - а он сидит у костра и предается красочным воспоминаниям о прошлом, о том, какой красивой была Эсмеральда, когда была живая... Под наплавом чувств он снимает с её тела всю одежду, раздевает её догола... Вы о чём подумали?! Нет-нет! Он сжигает её одежду, чтобы защититься от заражения чумой! (О том, что главным источником заразы является сам труп, молодой доктор как-то в порыве чувств забывает).


А вот после этого он танцует с мертвой Эсмеральной у костра, держа её обнажённое тело в своих объятиях. А потом вспоминает, как они с ней занимались любовью на берегу реки, и кладет тело в тачку. А потом он наклоняется над ней... Что было потом, создатели фильмы стыдливо умалчивают, но в свою лабораторию Яник везёт тело лишь наутро.


И вот мы видим его кабинет, его святая святых, его средневековую лабораторию, освещаемую заплывшими свечами... Яник зачем-то подвешивает тело Эсмеральды на крюки, катает его в таком виде по лаборатории, потом кладет на стол и начинает операцию. "Операция" заключается в том, что он обычным ножом как-то вскрывает её череп (подробности не показываются), вытаскивает её мозг, зачем-то тыкает в него зажженными бенгальскими свечами (я не вру! Именно бенгальскими свечами, а не электродами!), после чего опускает этот бедный мозг в ёмкость, наполненную какой-то жидкостью.


Оставив ненадолго Яника развлекаться в его лаборатории, нам демонстрируют жуткую картину, как разбойники нападают на бедных беженцев. Выражается это в том, что три странных типа долго гоняют бывшего аптекаря, окружают его и забивают камнями. Зачем, почему, с какой целью - не понятно. Эта сюжетная линия так и осталась оборванной.


А мы снова возвращаемся к Янику. Тот, старательно подражая походке Чарли Чаплина, тащит в лабораторию какой-то огромный ящик, собираясь проверить все свои теории. Любопытная особенность - с самого момента похищения тела он не снимает с себя белую маску! В этот момент, кстати, мы узнаем, где располагается его лаборатория - в подвальных этажах огромного заброшенного здания, похожего на бывший университет.


Вытащив из довольно неплохо оборудованного морга тело Эсмеральды, Яник собирается воскресить свою потерянную любовь. С момента её смерти прошло всего-то лишь чуть меньше двух недель - подумаешь, какая мелочь! Вытащив из ёмкости подготовленный должным образом мозг, Яник впихивает его обратно в голову Эсмеральды (видимо, вручную подсоединив все нервы и кровеносные сосуды - на глазок, при свете свечей) и зашивает это дело.


По какой-то причине тело не торопится сразу оживать, и Яник в гневном порыве принимается громить свою лабораторию. Отведя душу, он принимается за работу: мешает что-то палкой в грязной ванне, проверяет свою неработающую установку, читает умную книгу (судя по всему, им же самим написанную). После чего, размышляя обо всем, что прочитал, ремонтирует что-то в своей установке - и несёт туда тело Эсмеральды. Снова орудует палкой в ванне, снова читает свои научные выкладки, что-то где-то подкручивает... Ура! Тело начинает шевелиться! Оно подаёт признаки жизни!


Проходит ещё довольно продолжительное время - и вот процесс завершен. Наука позволила вернуть девушку из мертвых! Она ожила! Есть только одно маленькое "но" - Эсмеральда полностью потеряла не только память, но и все человеческие навыки и волю. Это создание надо всему обучить с нуля. "Обучение" Яник проводит весьма своеобразно: он подвешивает безвольное тело на цепи и орудует ею, как марионеткой, пытаясь добиться простейших действий - взять ложку и поесть. Дело это довольно трудозатратное и бесполезное (что, собственно, могла бы подтвердить любая мать, кормящая своего младенца. Попробуйте поуправлять им с помощью цепей - как думаете, получится?).


Однако вскоре Яник с изумлением понимает, что его старания не пропали даром - Эсмеральда сама идет к столу, садится и ест, без всяких цепей! На радостях он снимает с неё цепи (вместе с последним подобием одежды, оставляя её голой) и учит ходить, маня её к себе рукой. Та идёт.


В конце концов, его Эсмеральда вернулась в мир живых! И всё бы хорошо, кроме одной маленькой вещи: её лицо изуродовано во время предшествовавшей операции. Но Яника это не смущает (не забываем, что сам он почему-то до сих пор в маске). Он наконец одевает любимую в платье, везет её в полуразрушенный зал здания - и танцует с ней под мелодии вспоминаемой музыки... В экстазе Яник снова раздевает её и начинает ласкать её тело.


Эсмеральда целует его маску в губы - и тут к ней возвращаются воспоминания, она понимает, что это всего лишь маска, а не лицо её любимого. И Яник снимает маску... под которой скрывается страшное уродство! Оказывается, в тот день, покинув медицинский колледж после своего провала, Яник шел по лесной тропинке, когда на него накинулся какой-то разбойник и плеснул ему в лицо кислотой.


Обожженный и изуродованный Яник долго брел через лес, пока не наткнулся на это полуразрушенное здание бывшего университета, в подвале которого и устроил свою лабораторию. Увидев свое отражение в зеркале, Яник понял, что отныне ему всю жизнь придется носить маску. И сейчас молит лишь об одном - о сострадании.


Эсмеральда, с ужасом и отвращением выслушивающая его рассказ, долго размышляет, ощупывает собственное изуродованное лицо... Она тоже вспоминает прошлое, вспоминает, как счастливы они были раньше вдвоем... Потом берет его за руку и со словами: "Взглянем на шрамы друг друга, которыми мы оба покрыты изнутри и снаружи", - с чувством целует его в губы. Хеппи-енд.


На верх страницы