Пожалуйста, не копируйте материалы на свой сайт без разрешения!


Официальный сайт Йорна Педерсена

Йорн Педерсен родился в 1956 году в городе Вайле (Дания). В 1984 году он закончил Датскую Оперную академию и стал работать в театрах Орхуса и Копенгагена.

На его счету главные роли в операх: "Риголетто", "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан", "Мадам Баттерфляй", "Сказки Гофмана", "Евгений Онегин", "Фальстаф", "Фауст", "Севильский цирюльник", "Тоска", "Кармен", "Травиата", "Гибель богов" и многих других. Помимо опер, Педерсен играл также в опереттах и мюзиклах. Больше всего из которых нас интересует, конечно же, "Призрак Оперы".

В мюзикле Педерсен играл с 2000 по 2002 год, исполняя сразу несколько мужских ролей: Фирмена, Лефевра и Пассарино, а также являясь андестади Призрака. В начале 2002 года, когда Флемминга Эневольда сменял Пребен Кристенсен, Йорн Педерсен ненадолго был включен в основной состав в главной роли. В общей сложности он вышел на сцену в роли Призрака 60 раз.

К сожалению, Йорн Педерсен крайне редко попадает в объективы фотокамер, и ни одной его фотографии из "Призрака Оперы" не сохранилось - как, впрочем, и видеозаписей. Зато сохранился его рассказ о трудностях "призрачных" будней, наполненный искрометным юмором и душераздирающими подробностями. Предлагаем этот рассказ вашему вниманию.

Уходя, Призрак должен закрыть дверь и выключить свет

О каких условиях приходится говорить, если искусство полностью контролируется технической средой, в которой команда унифицированных обезьян с промытыми мозгами ездит по миру с одной единственной целью - превратить артистов в таких же обученных обезьян? Заглянем за маску Йорна Педерсена, одного из четырех Призраков в "Det Ny Teater".

Маскарад... Масок красочный парад...

Шляпа съезжает. Маска вызывает зуд в шее. Обувь жмёт. Но это должно сработать снова - как срабатывает обычно. Поднимаюсь на лифте. Маска сильно ограничивает обзор, зато у меня огромная папка с нотами. Спасибо, Эффи. Маленький лифт, похожий на тележку с мягкой спинкой, припарковывается на своем месте за парадной лестницей - "ЛЕСТНИЦА!!!" - где весь ансамбль танцует и поет на открытии второго акта. "Маскараааад..." Затем рывок, и я на пугающей скорости поднимаюсь на более высокий уровень лестницы, скрываясь за спиной самого высокого актера из массовки. Быстро поджать ноги и втянуть живот - если этого не сделать, то окажешься зажат между лестницей и тележкой. Но меня не зажало - на этот раз. Спасибо, Аллан.

Когда череп разговаривает

Красная Смерть делает свой выход (сетки безопасности нет, а до пола три метра, так что постарайся сохранять устойчивость...). Все дрожат от ужаса. Или, вернее, имитируют ужас, поскольку эту сцену они до этого проходили уже не менее 200 раз. Каждый вечер, кроме понедельника, и дважды в субботу - и так на протяжении нескольких лет. Да, сюрприз симулированный, но всё равно зрелищный. Может быть, они дрожат от ужаса, представляя, что им предстоит изображать это ещё 200 раз?

Красная Смерть встаёт в позу, ждёт сигнала и движется на негнущихся ногах, в строгом соответствии с указаниями хореографа, с нотами в руках и с черепом на голове, вниз по лестнице. Преувеличенные движения нижней челюсти - как предполагается, разговор черепа должен быть синхронизирован с заранее записанной лентой, которую слышат в зале - если это сработает. Это срабатывает. Надо же, а у меня сегодня хорошо звучит голос... Более того, шляпа сидит там, где полагается, и ступеньки находятся ИМЕННО ТАМ, куда я поставил свою ногу! Очень многообещающе. Это великий вечер. Швыряю ноты директору Андре, и ему даже удаётся их поймать! Я вижу выражение его лица, которое зрители не видят - счастливчики... Но я продолжаю спускаться с каменным лицом. Красная Смерть вылавливает Кристину, бросает ей свои требования и срывает с неё цепочку.

Если заглянуть в глазницы маски смерти, то можно увидеть пару нервных глаз, которые начинают рыскать по полу в поисках белых отметин. Выглядит совершенно естественным, когда Красная Смерть стоит на полу, скрестив руки на груди, - но скрещенные руки дают сигнал режиссеру. "Бум" - дым, туман, и Призрак исчезает. Или, вернее, уходит сквозь пол на другом подъемнике. Теперь всё время движемся вниз, в подвалы, под сценический пол. Щёлк - пол закрывается над нашими головами. Шляпа с меня свалилась, но и на этот раз я остался в живых... Меня уже ждут компетентные помощники и нежные костюмерши, они освобождают меня от плаща, шляпы и прочего барахла. Надо спешить - следующей будет сцена на кладбище, со всеми его техническими эффектами и оборудованием, и это требует нового костюма.

Но ещё до сцены с Красной Смертью Призрак появляется несколько раз, и каждый раз он каким-то магическим образом очаровывает Кристину и поражает зрителей. Вспомните сцену, где они с Кристиной плывут по подземному озеру, освещенному тысячами (на самом деле, 105) мерцающими свечами (светодиодами, конечно), в стелющемся тумане (сценический дым) - они плывут на гондоле навстречу большому органу и "Музыке ночи". Плывут на гондоле... Правильнее будет сказать, на имитации гондолы. Кто захочет плыть в шатающейся полулодке на колесах, управляемой женщиной-техником с пультом дистанционного управления от Toys"R"Us? Нет, конечно, это не совсем верно, что пульт дистанционного управления куплен в магазине игрушек. Но что правда, то правда - нам уже не раз приходилось "идти вброд" к логову, потому что лодка ехала не туда, куда мы хотели попасть - или вообще не ехала... Вполне естественно ходить по воде, если ты Иисус, но не в том случае, если ты Призрак. Однако благодаря новому пульту дистанционного управления у нас теперь стало намного меньше прогулок вброд. Спасибо, Тина.

Не забудь включить орган

"Теперь ты будешь Призраком, Йорн - вот тебе две книги, одна тонкая и одна толстая". Тонкая - это партитура. А толстая? О, это техническое руководство...

Конечно, на самом деле такой книги не существует, но она ДОЛЖНА существовать, потому что большинство функций Призрака требует знаний ненамного меньших, чем у режиссера. "Не забудь включить орган, прежде чем петь - и не забудь выключить его снова". "Помни, что переключатель на свечке поворачивается в обратном направлении, и, пожалуйста, не целься в Томаса (Кофода). То же самое относится и к посоху в сцене на кладбище. Петер (Йорде) вчера едва не попал в техника!". "Пожалуйста, не ходи по полу в тех местах, откуда появляются большие канделябры - ни в коем случае, даже если ты бежишь. Результат может быть весьма неприятным". Список можно продолжать до бесконечности...

Неужели у техника Луизы ван Томсен совершенно нет времени для размышлений? Конечно, есть. Но не в самых комфортабельных условиях, хотя там тепло и безопасно. Ну, по крайней мере, тепло... Я мог бы упомянуть о весьма скользкой поездке на ангеле, но мы сейчас говорим о сцене на кладбище. Кристина исполняет душераздирающий музыкальный хит у могилы своего отца. Но она не одинока - о, нет, она под наблюдением вездесущего Призрака. Где он? Крест, крест... Скрытый в темноте Призрак одет в чёрный плащ и шляпу, вооружившись палкой с набалдашником в виде черепа. Но этого страшного героя должна упаковать в крест техник - как мать укутывает ночью своего ребенка одеялом. С одним большим исключением - это не уютная постель, а полый крест высоко над полом. Техник находится здесь, чтобы убедиться, что Призрак на месте, укрытый плащом. Затем она должна спросить: "Вам удобно?". Если ответ: "НЕЕЕЕТ!", - то она знает, что всё в порядке. Спасибо, Луиза. А потом ты стоишь в одиночестве. Стоишь в одиночестве очень долго. Что ты делаешь внутри креста?

Подрезаны ли крылья творчеству?

Можно стоять и напевать, чтобы сохранить голосовые связки гибкими и разогретыми. Можно стоять и размышлять о том, каково это - быть кирпичом, таким крошечным кирпичиком в таком большом и техническом шоу. Думать о том, что будет, если не ограничивать творческое развитие актера, например, включением и выключением света. Если не сбивать с настроя поручением вставать на строго определенное место, чтобы предотвратить падение через люк - или, наоборот, УПРАВИТЬСЯ с падением через люк. Насколько расстраивает необходимость смириться со всеми техническими ограничениями и всеми инструкциями - не говоря уже о необходимости синхронизировать движения губ с голосом? Размышляешь, размышляешь... Хм - нет, не совсем. На самом деле, разница между обычным среднестатистическим представлением и "Призраком Оперы" не такая уж большая. Если только не сравнивать ограничения. В любом театре ты должен искать луч прожектора - иначе тебя не увидят. А если тебе при этом приходится самому включать свет или считать "три-четыре", прежде чем начать петь - какая разница? Иногда дирижеру после этого приходится постараться, чтобы синхронизировать музыку и действия - и это, вероятно, самое большое ограничение, но к этому ты привыкаешь. Художественное выражение оживает даже в стуке метронома. Мы живем, мы преодолеваем трудности, мы боремся, выживаем - и снова живём. И сначала надо решить, когда, где и с чем именно мы должны справляться - прежде чем мы задумаемся о том, как это сделать.

О каких условиях приходится говорить, если искусство полностью контролируется технической средой, в которой команда унифицированных обезьян с промытыми мозгами ездит по миру с одной единственной целью - превратить артистов в таких же обученных обезьян? Если режиссер-постановщик каждый вечер должен лично контролировать представление, а поток желтых стикеров на зеркале никогда не уменьшается? Чувствуй, чувствуй, думай, думай... Ведь это действительно возможно. Очевидно. Спасибо тебе, Сюзанна. Жизнь и искусство действительно оживают, когда есть ограничения. Благодаря ограничениям поток творчества каждый вечер выплескивается - через кабели, вокруг шестерёнок, сквозь решетки, поверх оркестровой ямы - к зрителям. И зрители отвечают. Всё время возникают какие-то нюансы, которое воспринимается не только товарищами по команде, но и зрителями. И каждый раз это что-то новое. Спасибо вам, Эндрю Ллойд-Уэббер.

Стреляй! Я чуть было не забыл про свой посох... Призраку пора выйти из креста. Три-четыре... "Wandering child..." Две ступеньки вниз. Прицелиться. "Бум, вспышка, бум!" И не забудь выключить свет, когда будешь уходить.

Текст © Jørn Pedersen

На верх страницы