На главную В раздел "Люди и маски"
На страницу фильма

"Les yeux sans visage" / "Глаза без лица"
1960 г.

ГАЛЕРЕЯ И СИНОПСИС


Осторожно! Ниже раскрывается сюжет фильма. И, возможно, его концовка!



Фильм начинается с загадочных кадров — некая женщина отвозит на машине подальше от города и кидает в реку труп девушки.


Спустя некоторое время двое сотрудников бюро медицинского опознания обсуждают последний случай: рыбаки нашли в Сене тело молодой женщины. У неё обезображено лицо, нетронутыми остались только глаза. По описанию тело соответствует двум пропавшим девушкам. Одна из них — дочь профессора Женесси, исчезнувшая из клиники после автокатастрофы, вторая — дочь мсье Тессо, Симона, пропавшая десять дней назад. Правда, есть одна странность: ткани лица сняты настолько профессионально, как будто кто-то действовал скальпелем. На опознание приглашают обоих отцов.


Профессор Женесси в это время как раз делает доклад о последних достижениях в области восстановления молодости человека. Достигается это за счёт трансплантации живых тканей и органов от одного человека к другому. Проблема отторжения тканей может быть решена за счет радиационного облучения для уничтожения антител. Правда, необходимая для этого доза облучения является смертельной для человека, поэтому проблема пока ещё не решена до конца.


Сразу после окончания доклада профессор едет в морг и с первого взгляда без колебаний опознаёт в погибшей свою дочь, Кристиан. Второго отца — мсье Тессо — в морг не впускают, говоря ему, что профессор тело уже опознал.


Во время похорон Кристиан рядом с профессором стоит её жених Жак (тоже доктор, работающий в клинике профессора) и та самая женщина, которая в начале фильма избавлялась от трупа. Оказывается, это ассистентка доктора, Луиза.


После похорон профессор и Луиза возвращаются в клинику. Здание клиники стоит обособленно, родственники к пациентам не допускаются, территория охраняется множеством собак. Профессор поднимается наверх, в комнату своей дочери. Кристиан... находится там, живая. Однако лица её не видно. Из их разговора становится ясно, что несколько дней назад была проведена операция по пересадке лица, в результате которой девушка-донор — та самая Симона Тессо — умерла. Профессор решил выдать мадемуазель Тессо за собственную дочь и похоронить её под именем Кристиан, чтобы ни у кого в будущем не возникало вопросов. Однако проблема отторжения тканей не решена до сих пор, поэтому Кристиан теперь должна постоянно носить маску, пока операция не станет успешной. Кристиан говорит, что не верит в успех операции, на что профессор заявляет, что она не имеет права сомневаться, у неё будет настоящее лицо.


Когда профессор уходит, Кристиан жалуется Луизе, что не верит отцу, она считает, что он её обманывает, потому что жалеет и чувствует свою вину — ибо авария, в которой она пострадала, произошла из-за него. Она говорит, что хотела бы лучше ослепнуть или умереть. Луиза утешает её, что у профессора всё получится — ведь ей самой он уже когда-то помог. После чего надевает на девушку маску.


Кристиан спускается вниз. Из дома убраны все зеркала. Она набирает номер своего жениха и молча слушает в трубке его голос. После чего смотрит на свой портрет.


А Луиза находит новую жертву: ею оказывается студентка Эдна Грубер, пытающаяся найти жильё подешевле. Луиза знакомится с ней, входит в доверие и вскоре сообщает, что нашла для неё комнату у своих друзей. После чего привозит в клинику. Доктор Женесси представляется ей другим именем, и пока Луиза отвлекает девушку разговором о якобы ждущей её комнате, он достаёт хлороформ и усыпляет свою жертву.


Кристиан видит, как отец с ассистенткой относят тело в тайную операционную, располагающуюся в подвале особняка. Она подслушивает разговор профессора и Луизы: он сообщает, что проведёт операцию после обеда и обдумывает технические детали. Когда они уходят, она спускается в подвал и видит привязанную к операционному столу Эдну.


Затем Кристиан проходит в соседнее помещение, где содержатся подопытные собаки. Погладив собак, она возвращается в операционную, подходит к зеркалу, снимает маску и смотрит на своё отражение. После чего снова идёт к Эдне и жадно любуется её лицом. Эдна приходит в себя и, увидев Кристиан, кричит от ужаса. На следующий день профессор Женесси проводит операцию по пересадке лица.


Через два дня Луиза сообщает, что Кристиан хорошо себя чувствует и выглядит намного лучше. Кажется, на этот раз всё. Профессор говорит, что цена за это чудо слишком велика, и он не уверен, сможет ли оправдаться перед Всевышним. Луиза спрашивает, что делать с Эдной. Профессор приказывает ей пока ухаживать за девушкой — он позже решит, как с ней поступить.

Когда Луиза привозит Эдне в изолированную камеру ужин, девушка, улучив момент, бьёт её по голове и сбегает. Из гаража ей выбраться не удаётся — как раз в этот момент подъезжает профессор, и девушка бежит наверх, в дом. Женесси бежит следом за ней, но Эдна его опережает. Пытаясь выбраться через окно, девушка падает вниз и разбивается насмерть.


Профессор и Луиза отвозят тело на кладбище и прячут его в "склепе Кристиан", где уже покоится тело Симоны Тессо.

Эдну начинает разыскивать её подруга. В полиции она сообщает приметы Луизы.


Новое лицо Кристиан прижилось. Ей предстоит начать новую жизнь. Отец предлагает ей отправиться в поездку, он обещает подготовить новые документы. Луиза замечает, что девушка стала красивее, чем раньше, в её облике появилось что-то ангельское. Кристиан отвечает, что когда она смотрится в зеркало, оттуда на неё глядит чужой человек, и смотрит отнюдь не с приязнью. А затем она спрашивает — как же Жак, её жених? Профессор обещает рассказать Жаку о том, что она жива. Жак очень любит Кристиан, он должен всё понять. Но тут профессор замечает, что ткани лица вновь начинают отторгаться.


Кристиан снова теряет своё лицо и надевает маску. Профессор недоумевает — ведь на собаках операция проходит совершенно благополучно, все ткани приживаются.

Кристиан снова звонит Жаку и, не удержавшись, произносит в трубку его имя. Луиза застаёт её за этим занятием и ругает. Кристиан говорит, что больше не может — отец экспериментирует над ней, как над своими собаками. Она хочет умереть и просит Луизу сделать ей инъекцию смертельного препарата.


Жак рассказывает о странном звонке профессору, но тот убеждает его, что Кристиан мертва. Жак идёт в полицию и сообщает о телефонном шутнике. В разговоре с инспектором заходит речь о пропавших девушках, и инспектор упоминает приметы подозреваемой в похищениях — Луизы. Жак сразу понимает, о ком идёт речь. А Луиза тем временем снова выходит на охоту, выискивая очередную жертву.


В полиции решают подослать профессору Женесси "подсадную утку" — через Жака в клинику устраивают девушку по имени Полетт Мирадон. Во время обхода профессор сразу обращает внимание на Полетт — тип её лица идеально подходит для Кристиан. Обследование Полетт показывает, что никаких серьёзных заболеваний у неё нет, и профессор отдаёт распоряжение немедленно выписать её.


Полетт выходит из клиники и направляется к автобусной остановке. Возле неё притормаживает машина — Луиза предлагает подвезти её до Парижа.


Жак звонит инспектору и сообщает, что Полетт выписана. Инспектор обещает проследить, добралась ли девушка до дома.


В тот момент, когда профессор уже начинает операцию по пересадке лица, Луиза сообщает, что пришли двое из полиции и требуют немедленной с ним встречи. Полицейские спрашивают о Полетт — девушка пропала сразу после выписки из клиники.

Профессор невозмутимо сообщаем им, что Полетт Мирадон выписана из клиники, а больше ему ничего о ней не известно. Он просит Жака проводить полицейских. Жак приносит извинения полицейским за ложный вызов, и они прощаются.


В это время Полетт приходит в себя и начинает плакать и метаться на операционном столе. За этим наблюдает Кристиан, и в этот момент её психика не выдерживает. Девушка освобождает пленницу. Вбегает Луиза и пытается им помешать, и Кристиан убивает её скальпелем. Полетт убегает.


Затем Кристиан выпускает из соседнего помещения всех подопытных собак, те набрасываются на профессора и загрызают его насмерть.


Кристиан выпускает из клетки своих голубей и, пройдя мимо растерзанного тела своего отца, уходит в ночь следом за белыми птицами.


Наверх