На главную В раздел "Фильмы"

"Призрак Оперы"
1990 г.

Запись мюзикла Фальштейна/Розена/Шъерхорна.

Синопсис. Галерея.

Пролог фильма показан в балете. Титры: Побережье Кале, Франция. 1901 год. За кадром звучит мелодия Дух Музыки, поют Элизабет Уолш (Кристина) и Эрик Уолк (Дааэ). На экране мы видим маленькую Кристину и ее отца, скрипача Дааэ. Он играет на скрипке, она сидит с шарфом у его ног. В песне поется о Духе Музыки, который дарует истинную музыку. Дааэ уходит, Кристина одна, и ветер уносит ее шарф, который находит Рауль. Он возвращает шарф, и они с Кристиной идут рука об руку. Но вот Кристина исчезает, и за кадром мы слышим голос Кристофера Рата (Рауль): "Однажды я найду ее снова".

Подросшая Кристина в своей комнате разучивает по нотам партию. Она слышит голос, который говорит: "Пусть музыка ведет тебя!" Кристина в недоумении, она спрашивает, не дух ли ее отца снизошел на нее. Девушка хочет, чтобы таинственный некто ушел, но он говорит, что здесь его дом и объясняет, что выбрал ее и пришел дать ей дар истинной музыки. Обладатель голоса замолкает, и в комнату заходит мадам Жири. Кристина рассказывает ей о таинственном посетителе, и мадам Жири напоминает ей слова Дааэ о Духе Музыки, который владеет истинной музыкой. Она предостерегает Кристину. "Но что может случиться?" - спрашивает девушка. - "Все, что угодно", - вздыхает мадам Жири. "Кто ты?" - спрашивает Кристина. - "Я тот, кем ты хочешь, чтобы я был", - отвечает голос. Кристина спрашивает, как она может оплатить уроки музыки. Голос отвечает, что ее платой будет ее пение: она должна петь только для него одного. Он велит ей выпустить ангела, сокрытого внутри нее, и она начинает петь. В зеркале появляется Призрак, и они поют с Кристиной дуэтом "Дух Музыки".

Десять лет спустя. Театральную сцену готовят к спектаклю. Снуют рабочие, тут же идет репетиция кордебалета. Строгая мадам Жири поправляет своих воспитанниц. Меркнет свет, раздается смех, и через сцену проносится Призрак, закутанный в плащ. Девочки начинают перешептываться. Они поют о слухах, которыми полнится Опера, о том, как выглядит Призрак: он похож на скелет, кто-то видел, что у него две головы, а еще он приносит смерть... Мадам Жири недовольна.

Появляется смешной человечек с тросточкой, записной книжкой и в котелке. Он задает разные вопросы Буке, который уверен, что перед ним страховой агент. Человечек отмалчивается: "Я тут просто смотрю, как и что". Появляется Карлотта в сопровождении директоров. Она не в духе, отказывается петь на представлении, у нее легкое недомогание и вообще. Мадам Жири предлагает заменить Карлотту Кристиной. "Никто не поет лучше Карлотты", - надменно говорит примадонна, и тут же падает часть декорации, и звучит смех Призрака.

Директора в своем кабинете обсуждают театральные дела. Раскрываются дверки в бюро, появляется рука Призрака, и он крадет со стола ручку, очки Ришара и программку Моншармена. Пока те выясняют, кто у кого что украл, нам становится видно, что Призрак стоит за портретом, который висит над столом, и пишет что-то в программке. Затем он ловко возвращает украденное в руки директоров. Моншармен зачитывает его требования - двадцать тысяч франков в месяц и ложу номер пять, иначе случится "страшное несчастье". Призрак тем временем роняет на пол очки Ришара, на которые тот незамедлительно наступает. Далее следует дуэт директоров "Как устраивают шоу", в их диалог вклинивается Призрак, и становится понятно, кто на самом деле устраивает тут шоу.

Карлотта на вечернем спектакле поет арию "Песня Драгоценностей" из "Фауста". На сцену что-то падает, но Карлотта мужественно начинает петь сначала. Призрак пугает рабочего, и тот роняет на пол ящик. И снова Карлотта начинает петь сначала. Призрак разговаривает с пьяным Буке, у которого двоится в глазах, в результате он бежит с топором по сцене, чем окончательно приводит Карлотту в негодование, и она уходит. Петь Маргариту просят Кристину. "Иди и блистай", - говорит ей Призрак.

Кристину видит Рауль и вспоминает девочку, которой вернул когда-то шарф. С противоположной стороны Кристину слушает Призрак. От избытка чувств в конце выступления Кристина падает в обморок. Карлотта расстроена, она поет о том, как трудно порой быть примадонной, особенно если тебя так и норовят обидеть конкурентки. К гримуборной Кристины идет Ришар с букетом. Карлотта ошибочно думает, что цветы для нее. Она разочарована. Кристина в своей комнате говорит мадам Жири, что на представлении как будто голос жил отдельно от нее и она очень довольна, но очень устала. Входит Рауль. Следует церемония представления, и мадам Жири замечает: "Конечно, я слышала о вас, виконт. Ваш брат - покровитель Оперы". Рауль напоминает Кристине давнюю историю с шарфом, а она говорит ему, что хранит тот шарф у себя. Рауль приглашает девушку на бал, который должен состояться вот-вот, буквально вечером. Она согласна. Мадам Жири напоминает об уроках музыки, но Кристина уверена, что ничего плохого не случиться, если она примет приглашение Рауля. Она остается одна, и появляется Призрак. Он говорит, что сделает Кристину величайшей певицей. Она идет за ним через зеркало. Рауль входит в опустевшую комнату. Появляется смешной человечек с неизменной тросточкой. Он говорит, что он - дарога, на его родном языке это означает полицейский чин. Пока Рауль в недоумении, куда делась Кристина, за его спиной дарога тоже скрывается в проходе за зеркалом, и Рауль вообще перестает что-либо понимать.

Дарога следует за Призраком. А тот приводит Кристину в свой подземный дом. "Кто ты? - спрашивает Кристина. - Девочки из кордебалета считают тебя демоном, Буке говорит, что ты привидение". И Призрак рассказывает о том, что бывал когда-то в Санкт-Петербурге, где потряс всех своим волшебством, что жил в Персии, где строил прекрасные дворцы. Его жизнь была бурной и интересной. "Так ты архитектор, волшебник, солдат, музыкант?" - "Музыкант в первую очередь!" Призрак делится с Кристиной размышлениями на тему своего творения - "Дон Жуан торжествующий". Его "Дон Жуан" потрясает своей силой, накалом страстей. А вовсе он не сумасшедший или охотник за плотскими удовольствиями, как его считают некоторые. Призрак поет Кристине "Истинная музыка, истинная любовь". Он запрещает девушке видеться с виконтом за пределами Оперы. Она же требует, чтобы он снял маску. Он отказывается, мотивируя тем, что, сняв маску, она отвергнет его как прочие. Она не слушается, срывает маску, в ужасе отворачивается. Призрак расстроен, он садится, опустив плечи, и Кристина через какое-то время кладет маску на пол, а сама присаживается рядом с Призраком, накрывая его ладонь своей ладонью.

На маскараде Рауль спрашивает у Кристины, куда она исчезла и кто обладатель мужского голоса, который он слышал. Девушка уводит Рауля на крышу, где собирается рассказать "удивительную историю". На маскараде появляется Призрак в маске чудовища. Директора перешептываются. "Кто этот человек?" - "Не знаю, он же в маске". Буке видит Призрака и узнает его. Призрак утаскивает Буке за кулисы. "Какая мощь, какая грация", - говорит Карлотта, когда Призрак возвращается. Он слышит ее слова и спотыкается. Он делает замечание директорам, потому как они не выплатили ему жалование и не оставили ложу. Появляется дарога. Призрак дает Карлотте какое-то снадобье, и она покорно его принимает. А затем поет арию из "Волшебной Флейты" для увеселения публики. Увеселение удается, потому что от снадобья у нее ломается голос, и она поет то своим, то мужским. "Кажется, мы потеряли нашу примадонну", - вздыхают директора. Призрак танцует с Карлоттой, а затем велит дароге дать ей другое снадобье. Он уходит, а из-за кулис вываливается тело Буке с топором в спине.

Рауль и Кристина на крыше Оперы. Он говорит девушке: "Я не против, чтобы ты пела, пока сама этого хочешь". Затем объясняется с ней словами песни "Куда бы ты ни шла, я последую за тобой". Она же рассказывает ему, что ее учитель не позволит ей уйти с Раулем. Нет, она не боится его, он часть ее, свои чувства к нему она не может объяснить. "Есть что-то за пределами этого мира", пытается объяснить она Раулю. Появляется Призрак. Он бросает под ноги Раулю дымовую шашку, и пока тот кашляет, уводит Кристину. Появляется Перс. Он предлагает Раулю следовать за собой в жилище Призрака, но предупреждает, что это может быть опасно.

Кристина и Призрак репетируют "Отелло" Она сердится, говорит, что не хочет быть пленницей. Призрак утверждает, что она должна выбрать между обыденностью и вдохновением, между обычными звуками и музыкой. К жилищу Призрака идут Перс и Рауль, Перс говорит, что справиться с Призраком трудно, надо брать его хитростью. Призрак слышит их и взрывает на их пути еще одну шашку. Перс притормаживает, а Рауль добирается до его дома с требованием отпустить Кристину. Призрак говорит, что не удерживает ее, она останется с ним добровольно. Он дает Кристине возможность выбирать, и она кидается на грудь Раулю. Тот уводит Кристину, но Призрак окликает ее, и она пожимает его руку со словами "Ваша музыка слишком хороша для нашего мира, она божественна". И уходит.

Призрак в сердцах срывает маску, рвет партитуру своего творения. И тут появляется дарога. Он предлагает Призраку стать его аудиторией. Протягивает ему маску, говорит, что ему было приятно ловить его. "Я нашел вас сейчас и снова найду", - замечает он. "Я скрылся от вас тогда, скроюсь и сейчас", - отвечает Призрак. "Борьба - это так весело", - кивает дарога. Они раскланиваются, и Призрак приглашает его последовать за собой во тьму, если дарога, конечно, не боится. И скрывается в облаке дыма за потайной дверью.

Вне Оперы Кристина говорит Раулю, что пойдет с ним, куда он захочет, что петь отныне будет только для него. Они целуются.

В луче прожектора танцует балерина. Она слышит голос, который говорит: "Пусть музыка ведет тебя". - "Кто ты?" - спрашивает она. "Я тот, кем ты хочешь, чтобы я был", - смеется Призрак.


На верх страницы