Название: "Opera de Paris"
Автор франц. текста: Бенедикт Тезенас дю Монсель (Bénédicte Tézenas du Montcel)
Перевод на английский: Аманда Элвинс (Amanda Elvines)
Дата выхода: 2000 г.
Издательство: "L'Instant Durable"
Язык: французский/английский
Формат: мягкая обложка, 120 стр.
ISBN: 9782864040750

Нажмите на обложки, чтобы посмотреть их в увеличенном размере.


Картинки из личной коллекции администрации сайта. Пожалуйста, не копируйте без разрешения!


Нажмите на картинки, чтобы посмотреть в увеличенном размере

Это небольшая, но очень приятная книжка выпускается и реализуется как сувенирная продукция для посетителей Гранд Опера. Мягкая обложка, уменьшенный формат, но вместе с тем — довольно внушительная толщина и огромное количество интересных фактов, сопровождаемых прекрасным иллюстративным материалом.

Текст в книге подан сразу на двух языках: французском и английском. Французский текст для издания написала Бенедикт Тезенас дю Монсель (это уже вторая подобная книга на её счету, первая была посвящена Леонардо да Винчи), на английский язык текст перевела Аманда Элвинс, получившая степень бакалавра с отличием и магистра искусств в Университете Дарема (Великобритания).

Несмотря на вынужденную краткость подачи материала, в этом издании любопытствующий читатель найдёт всю необходимую, а порой и довольно неожиданную информацию о детище Шарля Гарнье.

Сначала идёт небольшая историческая справка о том, сколько зданий сменила Парижская опера с 1600 по 1875 годы и что происходило с оперным искусством в эти годы. Затем рассказывается о строительстве нового здания Оперы, приводится краткая биография Шарля Гарнье и небольшой рассказ о его команде. Говорится о том, какие трудности были связаны с подземными водами и строительством фундамента, а также о тех сложностях, с которыми в дальнейшем пришлось столкнуться строителям, из-за чего возведение Гранд Опера затянулось до 1875 года. Затрагивается и тот факт, что строительство нового здания стало частью реконструкции Парижа, затеянной по поручению Наполеона III под руководством барона Османа. Заканчивается исторический раздел рассказом о торжественном открытии нового здания 5 января 1875 года.

Иллюстрации из книги приводятся выборочно, на самом деле их намного больше.


Второй — самый большой — раздел посвящён самому зданию Гранд Опера, его интерьерам и техническим характеристикам. Читатель узнает, какую функцию несёт в себе каждый из четырёх фасадов Оперы, бюсты каких музыкантов можно увидеть на главном фасаде, прочитать про многочисленные скульптуры, узнать любопытные факты о строении крыши, для чего изначально предназначались ротонды, какие виды мрамора использовались для отделки парадной лестницы и вестибюля, какое значение вкладывали художники в роспись каждой из потолочных панелей, какие секреты хранит в себе интерьер "гранд фойе", на что нужно обратить особое внимание в зрительном зале, как устроено, для чего предназначено и чьими портретами украшено "танцевальное фойе", где раньше размещался буфет и что в нём подавали и многое-многое другое.

Особое внимание уделено знаменитой люстре и её техническим характеристикам, показаны плафоны — старый, работы Эжена Ленепвё, и новый, который расписал Марк Шагал. Как вы наверняка знаете, изначально в Опере было газовое освещение, полная электрификация здания была завершена лишь к 1887 году. Сколько километров газовых труб было проложено внутри, сколько угля сжигалось ежедневно в подвальных печах для отопления огромного здания, какие меры противопожарной безопасности ввёл Шарль Гарнье, а также другие интересные технические подробности — всё это есть в данном разделе.

Фотографии также приведены выборочно.


Третий раздел предлагает читателю побывать за сценой, приоткрывая некоторые секреты театрального закулисья. Вы узнаете, как раньше назначался директор Оперы и какую сумму кандидат в директора должен был внести в качестве залога (в скобочках подскажем, что эта сумма составляла 800 тысяч франков!). Приведены некоторые любопытные факты о некоторых директорах Гранд Опера. Далее рассказывается о создании декораций: как их разрабатывают, собирают, на чём привозят и как монтируют на сцене. Вы узнаете, чем техническое оснащение предыдущих оперных театров отличалось от новых устройств Оперы Гарнье, какие механизмы задействованы в тех или иных постановках и какие эффекты они позволяют воплотить на сцене. Отдельно рассказывается о костюмерной театра, сколько человек там работают и как именно создаются костюмы для спектаклей. Работе композиторов и либреттистов также уделено внимание, ибо самое главное в работе любого театра — определить, что именно стоит ставить на сцене. Новое время породило новые проблемы, о которых вам также расскажет эта книга. Ну и, конечно же, певцы и актёры. Характеристики голосов, самые известные певицы прошлого и любопытные факты их биографий, краткая история балета, а также особенности работы балетной школы при Парижской опере, самые известные балерины — обо всём рассказано кратко, но ёмко.


Последний, четвёртый раздел предлагает нам окунуться в атмосферу старинного оперного театра. Мне как поклоннику Призрака Оперы этот раздел, если честно, был особенно интересен, тем более что и нашего героя здесь не забыли.

В начале приводятся данные о стоимости билетов в XIX веке и начале XXI. Так, например, можно узнать, что годовой абонемент ложи стоил от 10'800 до 25'200 франков. Отсюда можете сами сделать вывод о том, какие неплохие аппетиты были у нашего дорогого Призрака Оперы — он в месяц просил себе столько же денег, сколько приносил годовой доход с одной ложи. И не забываем, что ложу № 5 он также требовал представить в своё полное распоряжение.

А кто из вас знает о том, кто такие клакеры? Между тем, эти люди играли немаловажную роль в театральной жизни вплоть до середины ХХ века. Далее особое внимание уделяется театральному этикету и негласным правилам поведения в театре. Ведь в Оперу ходили не столько для того, чтобы посмотреть спектакль, сколько "выходили в свет", на других посмотреть и себя показать. Как это всё происходило, чем именно занимались зрители за пределами зрительного зала — об этом вы тоже узнаете из книги. И не забудьте о балах-маскарадах, которые также являлись немаловажной частью жизни светского общества Парижа.


Ну и, наконец, "Призрак Оперы" Гастона Леру. Ему в книге отведены две страницы: абзац текста с краткой информацией, портрет Кристины Нильссон и иллюстрация к 3-й главе романа. Текст гласит следующее:

ПРИЗРАК ОПЕРЫ, ЗНАМЕНИТЫЙ РОМАН ГАСТОНА ЛЕРУ, опубликованный в 1910 году, несомненно, внёс свой вклад в очарование, которое окружает Дворец Гарнье. Кто же не знает историю оперной певицы Кристины Дааэ, которая разрывается между безопасной любовью своего друга детства Рауля де Шаньи и разрушительной страстью Эрика — чудовищного, но гениального музыканта, который живёт в таинственных лабиринтах под сценой?
Леру превратил обычный театр в фантастическую вселенную, где не существует нормальной логики и где самые обычные события внезапно превращаются в самые экстравагантные ситуации. И читатель, погружающийся в этот сюрреалистический мир, уже не удивляется, обнаружив, что герои, заблудившиеся в девственном лесу, пытаются разжечь огонь, чтобы защитить себя от диких зверей... и всё это под Дворцом Гарнье! Самое необычное – это тот факт, что плодотворное воображение автора использовало в качестве источника вдохновения реальных людей и исторические факты. Героиня, Кристина Дааэ, списана с примадонны Кристины Нильссон: она тоже шведка; она тоже в детстве пела на ярмарках, а её брат (в романе – отец) аккомпанировал ей на скрипке; она тоже обучалась вокалу благодаря щедрости своих покровителей. У обеих Кристин золотые волосы, голубые глаза и кристально чистый голос. Рассказ о смерти рабочего сцены, Жозефа Бюке, найденного повешенным в Опере, практически дословно взят из книги «Petits mémoires de l'Opera» Шарля де Буани (1857). Вполне себе историческое «подземелье Коммунаров» в романе послужило местом, где Призрак запирает Рауля; а озеро с его свинцовыми водами — это, конечно же, знаменитое водохранилище!


И напоследок — небольшой подарок от издания, схема для картонной игрушки — объёмной модели сцены Гранд Опера, созданной на основе литографии Courdet. Мы, в свою очередь, дарим её вам, выкладывая качественный скан без логотипа.
Порядок действий:
— Построй свою собственную "Новую Оперу" при помощи клея и ножниц.
— Распечатай эти два рисунка на плотном листе бумаги или на картоне.
— Раскрась картинки, как тебе захочется, прежде чем их вырезать.
— Разрежь картинки вдоль пунктирных линий, а также вырежи внутреннюю часть.
— Согни вдоль линий и сложи части вместе, как показано на диаграмме, а затем склей.

Наверх