Название: Le Fantôme (Призрак)
Страна: Франция
Производство: Opéra national de Paris и Les Films Pelléas

Режиссёр: Антуан Барильо (Antoine Barillot).
Сценарий:Джон Рашид (Jhon Rachid), Антуан Барильо (Antoine Barillot), Карим Боукерча (Karim Boukercha).
Дата выхода: 21 апреля 2019 г.
Продолжительность: 26 минут 32 сек.

В ролях: Юсcеф Хайди (Youssef Hajdi, Рани), Джон Рашид (Jhon Rachid, Софиан), Клементина Пойдац (Clémentine Poidatz, Кристина), Алексия Джордано (Alexia Giordano, Карлотта), Жан-Батист Менье (Jean-Baptiste Maunier, Эрик), Джонатан Чич (Jonathan Chiche, сторож 1), Винсент Десагнат (Vincent Desagnat, сторож 2), Фахми Гербаа (Fahmi Guerbaa, дилер), Вирджин Элана (Virgine Elana, клиент).


Как вы уже наверняка знаете, Парижская национальная опера владеет двумя театральными зданиями — Оперой Гарнье и Оперой Бастилии. На первой, хорошо нам известной, сцене сейчас ставятся преимущественно балеты, на второй — оперы. 15 сентября 2015 года в целях популяризации классического искусства Парижская опера открыла "Третью сцену" (la 3e Scène) — цифровую платформу, аудитория которой "живёт по всему миру, говорит на разных языках и любит искусство во всех его формах".

Третья сцена Парижской оперы открыла двери для художников, режиссёров, композиторов, фотографов, хореографов, писателей — любой сейчас может прийти к ним и создать собственные оригинальные произведения, которые имеют какое-либо отношение к Парижской опере. Взаимосвязь между Оперой и созданными произведениями может быть прямой, непосредственной, или подсознательной, неявной, ассоциативной. Главное — чтобы талантливые люди имели возможность показать зрителю собственную Оперу, использовали её ресурсы, бродили в её стенах и встречались с работающими здесь талантами, чтобы раскрыть места, цвета, историю, вопросы и людей через своё творчество. На данный момент выложено уже более полусотни короткометражных работ. Кстати, круг тем не ограничивается оперой и балетом. Создатели пространства принимают все инновационные идеи.

В 2019 году создатели "Третьей сцены" пригласили известного видеоблогера и ведущего YouTube-канала Джона Рашида, чтобы тот снял фильм именно об оперном театре. И Рашид взял за основу историю о Призраке Оперы, придав ей современное звучание. В его короткометражном фильме показан контраст "высокого" театрального искусства и проблем современного общества. В частности, Рашид затронул тему расизма. "Я хотел обратить внимание зрителей на эту проблему, — говорит Рашид. — Хотя, увы, я думаю, что в ближайшее время вряд ли что-то изменится". Маска здесь используется не в буквальном, а в метафорическом смысле, она играет символическую роль, знаменуя собой социальный барьер: раса, возраст, социальное положение и др. — всё то, что порой мешает людям просто быть вместе и любить друг друга.

Для поклонников "Призрака Оперы" особенно приятно видеть интерьеры Гранд Опера, слышать знакомые имена (хотя герои и "поменялись" друг с другом ролями, что порой воспринимается довольно забавно). Кроме того, несмотря на совершенно новую и современную трактовку, некоторые сюжетные ходы фильма очень бережно воспроизводят классический оригинал. Нашлось место в фильме и юмору, причём некоторые шутки на грани фола, на этой странице вы их не найдёте.

В результате получилось весьма необычное прочтение старой классической легенды на современный лад, но при этом фильм действительно заставляет о многом задуматься. Он доступен для бесплатного просмотра в сети. На сайте проекта можно посмотреть как сам фильм, так и интервью с его создателями. Оба видео также можно найти на канале проекта на YouTube.

А для тех, кто не владеет иностранными языками, мы предлагаем иллюстрированный синопсис.


Осторожно! Ниже раскрывается сюжет фильма. И, возможно, его концовка!



Мы в переулке рядом с Гранд Опера. Дилер и клиент обсуждают сделку, предметом служит… зелёный попугай-амазон. К ним подходит молодой араб по имени Софиан, который ищет одного "старого друга" по имени Рани. Дилер говорит, что, вроде, он ночует в подвале тут неподалеку.

Софиан проникает в подвалы Оперы, на которые ему указали. Тут всё выглядит заброшенным и полно хлама. Рани нигде нет. Софиан злится и случайно облокачивается о стену, на которой висит постер. Постер, как в истории про Буратино, рвётся и открывает пролом в стене, который ведёт в коридорчик. По нему Софиан попадает в технические помещения Оперы, проходит под сценой, затем мимо зрительного зала.


На сцене в это время репетирует балетная труппа. Скоро премьера. Солирует молодая балерина Карлотта. А руководит труппой мадам Кристина. Кристина слышит глубокий мужской голос, который уверяет её, что премьера пройдёт хорошо, труппа готова и номер получается отлично.

В перерыве между репетициями балерины слышат странный звук. Прибегает охрана. Карлотта уверена, что это "призрак" — судя по всему, ей нравится идея о том, что в театре водится привидение. Её партнер Эрик, наоборот, обеспокоен, если не сказать напуган. Кристина всех разгоняет — охрану отправляет искать, где техническая неисправность, своих подопечных отправляет репетировать.


Софиан попадает в одно из театральных фойе, мимоходом крадёт вазу. Охрана идёт по следу, попутно обсуждая происшествия в театре: кто-то постоянно крадёт еду, по ночам доносятся звуки пианино и т. п.

Софиан наталкивается на "Призрака" в плаще и белой полумаске. "Поставь вазу, она шестнадцатого века!" — велит "Призрак". — "Да плевал я на шестнадцатый век!" — отвечает Софиан и кидает вазу в Призрака.

Охрана вбегает, но "Призрак" ловко утаскивает Софиана в тень.


Оказывается, что Призрак — это и есть Рани, бывший друг отца Софиана. Когда-то они вместе ограбили банк, Рани сбежал с деньгами, а отец Софиана погиб. Софиан давно и безуспешно искал Рани, чтобы забрать отцовскую долю.

Рани отдает ему сумку. Софиан в шоке — деньги есть, но это… франки! Рани так и не удосужился поменять их на евро!

Рани угощает Софиана рыбой, выловленной в водном резервуаре театра. Софиан не понимает, почему Рани не воспользовался деньгами, почему живёт здесь, в подвале театра. Рани объясняет, что поначалу скрывался от полиции, потом привык, а деньги, посчитал он, не принесут ему блага, потому что они с отцом Софиана взяли слишком много, вот, отец даже погиб…


Но подлинный мотив раскрывается очень быстро. По маленькой портативной рации Кристина вызывает "Призрака", потому что ей надо кое-что ему сказать.

Софиан смекает, что побудило, точнее, кто именно побудил Рани задержаться в театре.

Кристина через зеркало в своей гримёрной говорит Рани, что после премьеры уходит из театра. Об этом еще никто из труппы не знает, но руководство уже наняло кого-то ей на замену. Рани подавлен. Кристина добавляет: "Я люблю тебя, Призрак", — но он молча отходит от зеркала.


Софиан примечает Карлотту. "Девчонки не западут на таких, как мы, — говорит он, — мы никто, гангстеры, арабы. Но они западут на "Призрака", давай переоденемся в "Призраков" и переспим с ними!"

Пока Рани в меланхолии, Софиан напяливает его полумаску. Карлотта и Эрик репетируют. Софиан показывается мельком — Эрик напуган и сбегает с репетиции с воплем: "Арабы в Опере! Охрана, охрана, арабы повсюду!"


Охранники тем временем в закутке скручивают косячок. "Ну, мы же типа обыскиваем помещения", — говорит один из них. — "Да скажем, кошка это была, и все", — отвечает другой. Однако первый охранник, менее крепкий духом, сообщает, что собирается увольняться, хватит с него, Опера проклята.

Софиан выходит к Карлотте, делает театрально-гротескный поклон. Девушка отвечает ему несколькими балетными па. Софиан включает рэп на телефоне, и они с Карлоттой полминуты увлечённо танцуют. Затем Карлотта уходит. "Ну, — говорит довольный Софиан, — она на меня запала. Твоя очередь".


Кристина собирает вещи, когда слышит ноктюрн Шопена. Она идет на звук. Это Рани играет на пианино. Кристина подходит, снимает с него маску и целует в губы.

Рани ведет её наверх, на крышу, где они, обнявшись, встречают рассвет.


Ну а на сцене Оперы премьера. После поклонов Карлотта возвращается за кулисы, там её ждёт Софиан в белой полумаске и какой-то накидке на плечах. Он снимает маску, и они с Карлоттой обмениваются взглядами.


Наверх