ПОЛУМУЖЧИНА-ПОЛУЖЕНЩИНА (МУЖЧИНА/ЖЕНЩИНА)


Эскиз Марии Бьорнсон


История этого костюма довольно любопытна. Самое раннее изображение такого рода нам удалось обнаружить на гравюре Николя де Лармессина II (Nicolas de Larmessin II, 1638-1694), созданной в конце XVII века. Серия гравюр "гротескные костюмы" (всего их около 70) представляла различные профессии. Этот гротескный костюм, в котором соединились предметы мужского и женского гардероба, представлял собой... профессию старьёвщика.

Но популярность этот образ обрёл веком позже, благодаря одному французскому дворянину: шевалье д’Эон (или де Еон), тайный агент, первую половину жизни провёл как мужчина, а вторую половину - как женщина. Вопрос о его истинной половой принадлежности остаётся открытым до сих пор. После выхода шевалье в отставку слухи о его принадлежности к женскому полу и конфликты с его участием получили большую огласку, и в печати стали появляться карикатуры на д’Эона. В середине 1770-х этот вопрос постоянно обсуждался в прессе, дошло до того, что ставки на то, к какому полу принадлежит д’Эон, начали оформляться на Лондонской фондовой бирже. Именно карикатурный образ д’Эона лёг в основу костюма, созданного Марией Бьорнсон, только она разместила гравюру в зеркальном отображении.


"Старьёвщик". Гравюра Николя де Лармессина II


Карикатура на шевалье д’Эона


В конце XIX - начале XX вв. образ "полумужчины-полуженщины" получил более широкое распространение. Люди-андрогины были весьма популярны в цирковой среде (самыми известными из них являются двуполые близнецы Альберт и Альберта), затем этот образ стал использоваться как костюм для Хэллоуина, а уж без танца "полумужчина-полуженщина" не обходилось ни одно уважающее себя бурлеск-шоу.


Но вернёмся к мюзиклу. Разумеется, Мария Бьорнсон видоизменила гравюру XVIII века, сделав костюм более современным и маскарадным, а также добавив к нему плащ и головной убор. Оригинальная лондонская версия этого костюма потребовала для своего создания 15 метров ткани и 60 метров тесьмы, первый костюм для Вест-Энда был сшит супружеской парой, при этом муж делал мужскую половину костюма, а жена, соответственно, женскую.

Мужская половина костюма представляет собой имитацию фрака: чёрные в полоску брюки, жилет и удлинённый пиджак, белая рубашка с воротником-стойкой и галстук-бабочка. Женская часть - яркое платье: имитация глубокого декольте, пышная многослойная юбка с оборками. "Женская" нога облачена в чулок (как правило, красного цвета) и яркую туфлю с огромной пряжкой-цветком. Для удобства танцора чёрная мужская туфля имеет каблук такой же высоты, как и женская.

Любопытнее всего решён вопрос с головным убором и лицом персонажа. Головной убор представляет собой наполовину цилиндр, другая половина - цветочная шляпка с короткой вуалью или сеткой. Парик также разделён надвое: справа - чёрная мужская укладка, слева - длинные светлые волосы, завитые в локоны. Стоит особо отметить, что костюм этот надевает танцор-мужчина (не все зрители могут сразу понять половую принадлежность персонажа). При этом правая половина лица закрывается полумаской с большими чёрными усами (вернее, одним усом), а на левую половину наносится подчёркнуто яркий "женский" макияж.

Плащ у персонажа чёрный с яркой (как правило, жёлто-красной) атласной подкладкой. Именно этим плащом он пугает Кристину во время маскарада - она в толпе принимает его за Призрака, чему способствует также и полумаска.






Наверх