Анализу будут подвергнуты следующие фильмы: с Лоном Чейни, Клодом Рейнсом, Робертом Инглундом, Джулианом Сэндзом и Джерардом Батлером. Критерии сравнения: музыка, сценарий, визуальный ряд, находки создателей фильма. Игра актеров - дело вкуса, а потому в расчет не брется. Если вам интересно частное мнение автора анализа - милости прошу в гостевую книгу.


Итак, начнем. Что нам интересно в первую очередь? Сценарий, а точнее, схожесть с первоисточником.

ЧейниГод 1925. Эпоха немого черно-белого кино. Неискушенная публика поражена самим фактом движущейся картинки на белом полотне. И все же... и все же качество фильмов в те времена было зачастую много выше, чем даже в эпоху повальной компьютеризации. В фильме с Чейни четко прослеживается сюжетная линия, заданная Леру. Эрик, Призрак Оперы, уродлив с рождения, музыкально одарен. Вспыльчив, скор на расправу. В фильме есть и Рауль, и его брат Филипп. В этом фильме, пожалуй, единственном, Филипп погибает. Чейни И погибает так, как описано у Леру. Правда, добавлены подробности: мы видим, что его убивает именно Эрик. В книге же вопрос так и остался открытым. Далее. В фильме есть таинственный Перс. Однако, его роль видоизменена: он начальник полиции по имени Леду. Крыша Оперы, маскарад. Кристина поет партию Маргариты в постановке "Фауста". Камера пыток, куда попадают Перс и Рауль. Поклонникам книги, безусловно, понравится то, что в фильме присутствует сцена нелегкого выбора Кристины - выбора между кузнечиком и скорпионом. Финал истории в первоначальном варианте был таков: Эрик отпускает Кристину, а сам умирает. Мы видим его лежащим на клавишах органа. Сцену пересняли, и Эрик во втором варианте финала погибает от рук разъяренной толпы.

Рейнс Год 1943. Война. И все же кинокомпания находит возможность - и деньги! - снять фильм в цвете. В фильме с Клодом Рейнсом мы видим кардинальные изменения в истории по сравнению с первоисточником. Эрик Клоден - скрипач в оперном оркестре. Узнав, что его музыкальное сочинение украдено, он приходит в ярость, и как следствие драки - ему плеснули в лицо кислотой. Рауль в этом фильме - начальник полиции Сюрте. Однако - сюрприз для поклонников книги, - у него есть еще один соперник помимо Призрака. Это оперный тенор по имени Анатоль. Кристина берет уроки пения, за которые платил в свое время Эрик Клоден. Призрак убивает Карлотту и ее служанку. Маскарада в этом фильме нет, как нет и сцен на крыше. Сам Призрак погибает по обвалом, устроенным Раулем, который неудачно выстрелил в стену.

ИнглундГод 1989. О, этот фильм появился на свет во времена расцвета так называемого жанра "хоррор". Еще нет нарисованных на компьютере спецэффектов и мультяшных монстров, но это не мешает художникам-постановщикам под руководством режиссера пугать зрителей. История начинается в наше время, но основное действие все же происходит в прошлом. Место действия из Парижа перенесено в Лондон. Рауля зовут Ричард. У него нет брата, зато есть компаньон, ведь они - совладельцы Оперы. Есть некий прообраз Перса - вновь комиссар полиции. Кстати, довольно привлекательная фигура. Эрик Десслер, музыкант, заключил сделку с Дьяволом - мир будет любить Эрика только за его музыку, ибо его лицо становится обезображенным. Ну то есть обезображенным настолько, что Эрик вынужден пришивать к нему куски чужой кожи. Призрак чрезмерно кровожаден. Из книги взято посещение Кристиной могилы ее отца. И Призрак, который играет ей на скрипке. Есть и маскарад. А вот объяснений между Кристиной и Ричардом на крыше нет. Как нет и падения люстры. В кульминационный момент борьбы Кристины и Призрака действие вновь возвращается в настоящее. Кристина встречает Призрака вновь, он музыкальный продюсер шоу, в которое она проходит пробы. У него дома происходит финальная схватка. Кристина уничтожает его труд (а по легенде уничтожить Призрака можно только так).

СэндзГод 1998. Фильм снят мастером своего жанра Дарио Ардженто. Фильм семейный, т.к. в нем снималась дочь режиссера, Ася. Эрика в младенчестве приютили под Оперой крысы. Он обладает телепатическими способностями, к тому же музыкально одарен - в его логове стоит орган. А вот лицо у него не изуродовано. У Рауля в этом фильме есть брат, который, заботясь о том, чтобы брат выкинул из головы певичку, ведет его в бордель. Кристина явно испытывет вожделение к Призраку - в фильме есть постельные сцены. Маскарада в фильме нет. В финале Призрак отпускает Кристину и Рауля, погибая от рук толпы.

БатлерГод 2004. К услугам режиссера новейшие компьютерные технологии, возможность пририсовать то, чего не было в кадре, исправить дефекты голоса и сделать фильм безупречным. Этот фильм снят по мотивам мюзикла. Но поскольку мюзикл-то ставился по книге Леру, то и критерий сравнения тот же. Схожесть с первоисточником. Призрак родился с обезображенным лицом. В детстве его выставляли на потеху толпе на ярмарках. В Оперу его мальчиком привела мадам Жири, коей отведена роль хореографа и наставницы балерин в отличие от мадам Жири-капельдинерши при ложах у Леру. Перса в этой версии нет, нет брата Рауля, а сам Рауль - покровитель Оперы. Есть маскарад, есть объяснение на крыше. В отличие от книжного варианта, Призрак, закончивший свою оперу, настоял на ее постановке. Более того, вышел на сцену, где и был изобличен Кристиной. Далее в подвале Оперы Призрак заставляет Кристину выбирать, угрожая убить Рауля. Финал истории раскрывает нам судьбы главных персонажей, тогда как у Леру их дальнейшая жизнь остается для читателя загадкой.

Далее - визуальный ряд и грим Призрака.

ЧейниФильм с Лоном Чейни.
О, этот фильм - безусловно, классика жанра. Чейни сам создал свой грим с помощью стерженьков и проволочек, которые задрали ему нос и скулы, растянули рот и превратили его, вполне привлекательного мужчину, в Призрака. В этом фильме Призрак наиболее соответствует описанию, приводимому на страницах книги. В остальном работа художника-постановщика так же, как и грим Призрака, достойна похвалы. Нам, живущим в новом веке, конечно, смешно теперь смотреть на комбинированные съемки начала прошлого столетия. Камера неподвижна, спецэффектов в нашем понимании нет, к тому же несомненный колорит вносят черно-белое полотно и титры, поскольку звук изобрели позже. Однако взглянем на все глазами современников фильма. Некоторые впечатлительные женщины падали в обморок при виде Призрака без маски. Декорации зрительного зала так основательны, что их использовали повторно в фильме с Рейнсом. Падение люстры, подвалы оперы, погоня за Призраком - все это выглядит вполне натурально на заре кинематографии. К тому же несколько лет спустя некоторые сцены фильма раскрасили в студии "Техниколор" - вручную! До нас дошла только сцена маскарада. А вот роскошный с малиновым подбоем плащ Призрака в сцене на крыше мы, к сожалению, не увидим.

Фильм с Клодом Рейнсом.
Рейнс Рейнс Яркий, как все фильмы того периода (дело в качестве пленки, такую уже давно не производят), этот фильм интересен в первую очередь тем, что показал нам в цвете декорации зрительного зала из фильма с Чейни. В каждой новой сцене на Кристине новое платье. Костюмы, декорации - кажется, все призвано отвлечь зрителя от повседневных тревог. Маску Призрак украл из запасников театра, она была частью театрального костюма. Грим Призрака хорош, но довольно зауряден. Но сама история, как мне кажется, в этом фильме вторична - она просто меркнет на фоне музыкального сопровождения.

Фильм с Робертом Инглундом.
ИнглундБьющиеся зеркала, натуралистичные съемки убийств, содранная кожа, окровавленные трупы, отрезанная голова в супнице, безумие, пришитые куски кожи, пожирающий плоть огонь... Вам страшно? Смешно? Это перечень сцен, присутствующих в этом фильме. Режиссер не поскупился на них. Здесь тоже история вторична, но не по отношению к музыке, а по отношению к визуальному ряду. Определенным успехом фильм обязан, безусловно, участию в нем Инглунда, на чьем счету знаменитый Фредди Крюгер. Заурядная внешность Инглунда тому способствует - нанесенный на нее грим смотрится как "свое лицо". Общую невыразительность спишем на качество пленки и осветительных приборов.

Фильм с Джулианом Сэндзом.
СэндзСамое главное отличие данного фильма от прочих - отсутствие "канонического", то есть, уродливого лица Призрака. Гримировать Сэндза не стали, ограничившись только париком. В остальном фильм визуально довольно беден. Заслуживают внимания только сцены в подвалах, крысы как дань жанру, пожалуй, сцены на театральных подмостках.

Фильм с Джерардом Батлером.
БатлерБезусловно, в визуальном плане этот фильм хорош. Сцены в опере масштабны, немного стационарны, но это можно объяснить стилизацией под театральную постановку. Фильм полон символов: ангелы, черепа, повторяющиеся в элементах декора, удачное решение сцены маскарада - преобладание золотого, черного и белого. Яркий, стилизованный под театральный, грим и впечатляющие декорации. Из интервью с Батлером нам известно, что на грим Призрака уходило четыре часа. Он накладывался только на одну половину лица, потому что, как уже было упомянуто, фильм поставлен по мюзиклу, в котором у Призрака обезображенной была именно половина лица, а не все лицо. Критики отмечают некоторую нарочитость и аляповатость картинки, но вцелом фильм довольно удачен.

Перейдем к находкам создателей фильма.

Фильм с Чейни.
Чейни Безусловной находкой создателей является их решение снять в фильме Лона Чейни. Безусловной находкой Лона Чейни является грим. Особая благодарность сценаристам за то, что они старались не отходить от первоисточника. Успеху фильма способствовала и находка продюсера - альтернативная концовка. Уж он-то знал, что любит зритель, даже если этот вариант уводит нас далеко от книги Леру. В остальном фильм использовал все новаторские по тому времени находки пионеров киноиндустрии, а следовательно по тем временам был, во-первых, коммерчески успешным, а во-вторых, добротно сделанным.

Фильм с Рейнсом.
Рейнс Вольно или невольно, но создатели привнесли в фильм много юмора. Дуэт Рауля и Анатоля - логичен и удачен. Карлотта появляется эпизодически, но также привносит нотки юмора. Фильм непритязателен, легок и необременителен. Его главное достоинство - яркая картинка и музыка, о которой будет сказано ниже.

Фильм с Инглундом.
Инглунд Не будем касаться сцен, отдающих дань жанру. Придумать что-то новое сложно. А вот использовать старое, но с пользой и к месту - сложнее вдвойне. К находкам режиссера в этой области можно отнести способ, которым действие переносится из настоящего в прошлое - через разбитые зеркала. Прием не новый, но смотрится органично. Не нов, но довольно мил эпизод, когда сквозь ноты на старой партитуре проступает кровь. Хочется верить, что это дань не жанру, но книге, где, как мы помним, Призрак писал свою оперу красными чернилами, похожими на кровь. Ну и, безусловно, заслуживает внимания финальный эпизод. Призрак повержен, но Кристина, уходя прочь от его жилища, вдруг слышит, как совершенно посторонний скрипач играет его мелодию.

Фильм с Сэндзом.
Сэндз В этом фильме приемы еще более заштампованы. Отыскать что-то на самом деле удачное и новое затруднительно. Пожалуй, интересным решением можно назвать как раз отсутствие грима у Призрака. Довольно интересно, каким образом подбирали актеров на роли. Оставим вопрос открытым, заметим только, что и Рауль, и Карлотта выглядят довольно курьезно.

Фильм с Батлером.
Батлером Не будем касаться исполнителей главных ролей, заметим только, что подбор актеров второго плана очень удачен. К еще одной удаче можно отнести цветное решение сцен из прошлого и черно-белое, стилизованное под фильмы начала прошлого века, решение сцен из настоящего. Также к удачам можно отнести подъем люстры под звуки увертюры, несмотря на то, что прием не нов. Уже упомянутая выше сцена маскарада - удачная находка с цветовым решением. К сожалению, количество ляпов в фильме превышает все мыслимые размеры.

И в заключение - музыка.

Фильм с Чейни.
Чейни Изначально фильм был немым. Но прогресс шел вперед неумолимо, и позднее вместе с цветным изображением к фильму добавили и звук, окрасив сцены еще и музыкальным сопровождением. Сами по себе композиции просты и безыскусны, но трогательны и представляют для нас несомненный интерес как мелодии, созданные в начале прошлого века. Визуально же в фильме мы видим Кристину в роли Маргариты из "Фауста" - и это тоже любопытно, поскольку дает нам представление о том, какие костюмы использовались в начале века для данной постановки.

Фильм с Рейнсом.
Рейнс Фильм буквально наполнен музыкой. Классической музыкой, уточним. Кажется, сюжет является удачным обрамлением музыкальных номеров. В фильме мы видим отрывки из классических опер - костюмные постановки с хорошими вокалистами: актеры, занятые в фильме, занимались пением профессионально. Примечательно, что в фильме звучит и русская речь. Рейнс Включать в фильм номер "а ля рюс" было довольно популярно в те времена, вспомним, например, фильм "Сестра его дворецкого". В этом плане фильм представляет для зрителя несомненный интерес, поскольку дает возможность виртуально побывать на оперном представлении. Все музыкальные номера продолжительны, все арии звучат в сопровождении оркестра и хора. Помимо классического репертуара в фильме звучит и оригинальная музыка - например, в одном из финальных эпизодов в подвале театра.

Фильм с Инглундом.
Инглунд Инглунд В этом фильме тоже есть сцены из "Фауста": первый разговор Фауста и Мефистофеля, а также знаменитая ария Маргариты "Песня драгоценностей". Главная музыкальная тема фильма написана Мишей Сигалом и носит название "Ты видишь только мою тень"/"Your Eyes See But My Shadow". Эту песню выбирает Кристина для прослушивания, эту музыку пишет Призрак, эту мелодию слышит Кристина в финале. Напев лиричен, в сочетании со словами представляет оригинальный и удачный номер. Еще к удачному музыкальному решению можно отнести мелодию, которую играл Призрак до того, как к нему явился Дьявол. В целом же музыкальный рисунок слабовыражен и статичен.

Фильм с Сэндзом.
Сэндз И в этом фильме мы тоже видим сцены из "Фауста". Впрочем, на самом деле сцены очень условны, а музыка не имеет никакого отношения к классической. Композитор Эннио Морриконе, однако, к сожалению, за общим низким уровнем фильма его музыка теряется и не может быть оценена по достоинству.

Фильм с Батлером.
Батлером Композитор Эндрю Ллойд Уэббер. Для фильма он написал новую композицию и два различных текста к ней - No One Would Listen (исполняет Батлер-Призрак) и Learn To Be Lonely (исполняет Минни Драйвер, песня идет вне фильма, в титрах). Оценивать качество музыки Уэббера и вокальных данных актеров мы не будем. Скажем только, что в фильме визуальный ряд достойно сочетается с музыкальным рядом, создавая целостную картину.

Подводя итоги.

Мы рассмотрели пять фильмов, посвященных одной теме - Призраку Оперы. Все пять фильмов, включая и фильм 2004 года, несомненно, можно отнести к классике, каждый из них довольно широко известен не только поклонникам Призрака, но и просто зрителям, какой-то фильм больше, какой-то - меньше, разумеется. В каждом фильме мы постарались выявить положительные моменты, поскольку ругать что-то может каждый, и это сродни расхожей поговорке - так можно с водой выплеснуть ребенка. Фильм с Чейни представялет для нас несомненный интерес в первую очередь как классика немого кинематографа. В нем блистательно сыграл Лон Чейни. Кроме того, сюжет фильма наиболее близок к первоисточнику. Фильм с Клодом Рейнсом нам интересен прежде всего музыкальными номерами и мягким юмором. Фильм с Инглундом можно отнести к классике жанра хоррор, его можно рекомендовать в копилку поклонников творчества Инглунда. Кроме того весьма достойно звучит главная музыкальная тема. Фильм с Джулианом Сэндзом можно положить в копилку поклонников самого актера, а также режиссера Дарио Ардженто. Фильм же с Джерардом Батлером можно охарактеризовать как вариацию на тему Призрака Оперы и довольно удачную иллюстрацию мюзикла Уэббера.


На верх страницы