Северная часть Ирана

В романе "Призрак Оперы" Гастон Леру наделил своего персонажа, Эрика, богатой биографией, "отослав" скитаться по белому свету и совершать поступки разной степени тяжести. В работе писателя почти нет случайностей, все испровизации основаны на фактах и знаниях, в Россию Эрик попал "благодаря" собственному опыту Леру. Ну а Персия? Не просто Персия, а очень даже конкретная ее часть - Мазендеран. Как мне кажется, эта географическая область (а в Иране ее называют останом) появилась в романе благодаря тогдашнему правителю Ирана (Иран и Персия - это одна и та же страна, только второе название - устаревшее). Как мы помним, в романе Эрик строил для шаха дворец, равного которому не было на свете, устроил там для него зеркальную комнату пыток, которую позже повторил в своем доме под Гранд Опера, а еще он развлекал маленькую султаншу - фаворитку шаха, и названо все это было очень поэтично: "розовые часы Мазендерана" (heures roses).


Индра на боевом слоне

Вперед, читатель, в Персию!

Иран - одно из древнейших государств в мире, его столица - Тегеран, а Мазендеран - всего лишь один из тридцати останов. С севера Мазендеран омывается Каспийским морем. Вдоль южной границы остана протягивается горная цепь Эльбурс, где расположена высочайшая точка Ирана — гора Дамаванд (самая высокая точка страны, 5610 м над уровнем моря). Официальный язык – фарси.

Название происходит от др.-перс. mahs Indra, что означает Великий, Большой Индра. Индра - центральный персонаж ведийской мифологии, божество грома и молнии, предводитель богов-дэвов в их безначальной войне с демонами-асурами, воплощение воинской доблести и признанный "царь богов", впоследствии один из основных хранителей мира, ответственный за восток.

Официальная история не знает событий, которые бы назывались "розовыми часами Мазендерана", это выдумка Леру, но выдумка талантливая, выросшая из маленьких деталек, в целом весьма безобидных.

Это необычайный край. Густые леса - буки и самшиты, клены и грабы, плодородные поля - чай и табак, хлопок и рис, сахарный тростник и цитрусовые, богатые недра - нефть и железная руда, серебро и золото.

Демаванд

Мост, транс-иранская железная дорога
Фото Maziyar Pazouki

Вид на остан

Лес Мазендерана
Фото Zohreh Ghaemi

В то время, когда, согласно Леру, Эрик жил на востоке, Персией правил Насреддин-шах из династии Каджар. Каджары — тюркская династия, правившая Ираном с 1781 по 1925 год.


Насреддин-шах Каджар

Наср-эд-Дин-шах, или Насреддин-шах, Каджар (16 июля 1831 — 1 мая 1896) правил с 17 сентября 1848 до самой смерти в 1896. 47-летнее правление Насреддина — самое долгое в новой истории Ирана и третье по продолжительности во всей трёхтысячелетней истории Персии. Гастон Леру называет его шахиншах, что в переводе значит "царь всех царей", это древний персидский (мидийского происхождения, заимствованный Ахеменидами), позже иранский монархический титул.

Насреддин, если можно так сказать, был поклонников европейской цивилизации и за время своего правления старался привнести в мусульманский мир Персии европейские блага. Трижды он предпринимал путешествия по Европе (в 1873, 1878 и 1889 гг.), самолично вел дневники, которые потом были опубликованы. По своей стране Насреддин тоже путешествовал и тоже вел путевые заметки. Отдельным томом было опубликовано "Путешествие шаха Наср-Эддина по Мазандерану. Собственный его величества дневник" (так было переведено название на русском в издании СПб., 1887). Не эти ли дневники вдохновили Леру?..


Насреддин-шах Каджар

В Тегеране усилиями шаха была основана французская школа, в которой преподавались история, география, химия, медицина, из Франции пригласили военного инструктора для обучения военным дисциплинам. В Персии появился телеграф, музеи. Вполне логично, что такой человек мог нанять на работу и французского архитектора - Эрика, а что до внешности, кому какая разница, если хороший архитектор.

Помимо созидательной деятельности, Насреддин вел и военные действия. На родине он почти полностью разгромил секту бабидов за неоднократные покушения на его венценосную голову. Кроме того, он ввязался в войну с Англией в 50-х гг., приняв сторону России. Война закончилась поражением Персии и заключением мира в Париже в 1857 году. Более удачны были военные предприятия Насреддин против хивинского хана, туркменов салар и москатского имама.

19 апреля 1896 г. Насреддин пал от руки убийцы. Похоронен в "Уголке Карим-хана" ("Халват-е Карим-хан") во дворце Голестан в Тегеране.

Таким он был, четвёртый шах Ирана династии Каджаров. Интересная фигура, известная в Европе, прогрессивный настолько, чтобы приглашать иностранных специалистов в глубоко мусульманскую страну, воинственный и скорый на расправу, имеющий множество врагов как внутренних, так и внешних. При нем страна фактически превратилась в европейскую колонию, иностранцы имели здесь больше прав, чем коренные жители. Некогда великая империя увядала день за днем, и ее увядание наблюдал и даже способствовал Насреддин.


Иранские деньги с изображением Насреддин-шаха

В Мазендеране есть ряд прекрасных дворцов, но все они были построены задолго до правления Наср-эд-Дин-шаха. Впрочем, можно обратить свои взоры в другую сторону, например, в Тегеран, и поискать прототипы для дворца Эрика. Что могло вдохновить Гастона Леру и подстегнуть его фантазию?

...И вот перед нами прекрасный Голестан. Его название переводится как "дворец роз". Построен он был при Тахмасапе I (1524—1576), постоянно перестраивался вплоть до XIX века. Насреддин-шах привез из Европы идею создать в Тегеране картинные галереи, и Голестан, помимо резиденции Каджаров превратился в музей. Дворец роз - иначе, розовый дворец, а кроме того, в Персии есть и остан Голестан - тоже "розовый". Не отсюда ли выросли "розовые" часы Мазендерана?

Условно дворец делится на несколько частей, куда входит около 20 зданий. Все залы дворца по-персидски роскошно обставлены и украшены росписями, фресками, мрамором, резьбой, зеркалами... Одно из помещений так и называется - Зеркальный зал (Talar-e Aineh). Зал был построен между 1874 и 1877 годами, параллельно с постройкой зала для приемов. Строительством занимался Хадж Абдул ХУссейн Мемар-баши (Haj Abdoul Hossein Memar bashi / Sanie-ol-Molk), а консультировал его сам министр архитектуры Мутамад оль Мольк (Yahaya Khan Moetamed-ol-Molk).

Камаль оль Мольк (наст. имя Мухаммад Гаффари), известный иранский художник создал в этом зале одну из своих самых лучших картин - портрет Насреддина в интерьере.

Не этот ли богато украшенный зеркалами зал вдохновил Гастона Леру? Кто знает.


Зеркальный зал.
Фото с оф. страницы Голестана


Наср-эд-Дин-шах в Зеркальном зале.
Фото 1895 г.


Наср-эд-Дин-шах в Зеркальном зале.
Камаль оль Мольк, 1885-1890

Ну а кто же мог претендовать на роль маленькой султанши? По мусульманскому обычаю у Насреддин-шаха было несколько жен. В романе Леру пишет, что маленькая султанша была фавориткой шаха. Любимой женой? Любимой наложницей? А кроме того, этой султаншей вполне могла быть и родная сестра, и одна из дочерей шаха. Правда, глядя на фотографии, трудно назвать каждую из женщин "маленькой". Вот разве что Анизо, о которой говорили, что она самая прекрасная жена Насреддин-шаха...


Мать Насреддин-шаха


Fakhr-ol-Dowleh и Forouq-ol-Dowleh - дочери




Жены шаха


Жены шаха


Taj-al-Saltaneh, дочь




Aniso-doleh, жена


Aniso-doleh, жена


Шахская танцовщица



Отрывки из романа:

– Вы помните, что обещали мне, Эрик, – больше никаких убийств!
– Разве я когда нибудь убивал? – спросил он добродушно.
– Негодяй! – воскликнул я. – Вы забыли «розовые часы» в Мазендеране?
– Да, – ответил он, внезапно опечалившись. – Я предпочел забыть их, хотя тогда, помнится, я заставлял смеяться маленькую султаншу. [...]

...что он сделал с мазендеранским дворцом: он превратил его в дом дьявола, где никто не мог сказать слова без того, чтобы его не подслушали и эхо его не повторило. Сколько бурных семейных сцен и кровавых трагедий оставил монстр после себя со своими люками. Во дворце, который Эрик «перестроил», вы никогда не знали точно, где находитесь. У него были поистине страшные изобретения, но наиболее ужасным из всех являлась камера пыток. За редким исключением, когда маленькая султанша развлекалась, заставляя страдать некоторых представителей среднего класса – своих подданных, в камеру помещали только заключенных, осужденных на смерть. По моему мнению, это была наиболее жестоко задуманная часть "розовых часов" Мазендерана. Правда, когда кто либо в камере пыток "получал достаточно", ему всегда разрешали прекратить свои страдания пенджабским лассо. [...]

Эрик был виновен в нескольких ужасных преступлениях, поскольку он, кажется, не знал разницы между справедливостью и несправедливостью. Он принял участие в ряде политических покушений и использовал свои дьявольские изобретения против короля Афганистана, который вел войну с империей. Шах проникся к Эрику симпатией. Это было время "розовых часов" Мазендерана, о которых мы читали в истории перса. У Эрика были весьма оригинальные идеи в архитектуре, и он задумал возвести дворец, как фокусник мог задумать сделать волшебный ящик, и шах приказал ему построить такой дворец. Он построил, и результат, кажется, был таким, что повелитель мог идти в своем дворце куда угодно и его не видели, мог исчезать таким образом, что его невозможно было обнаружить.

На верх страницы.