На главную В раздел "Призрак Оперы на сцене"
На стр. мюзикла "Фантом" в Южной Корее

Мюзикл "PHANTOM" (팬텀) Южная Корея
23 февраля 2017 г.

Рецензия © Мышь_полевая


Перейти к акту I


Акт II

Как и в мюзикле Уэббера, люстру здесь поднимают в конце антракта, перед началом второго акта — после чего вступает оркестр, звучит "Entr'acte". Занавес раздвигается — и мы оказываемся в подвале. Фантом несёт Кристину на руках, его сопровождают уродливые слуги-тени. Они держат фонари, подвозят лодку и всячески ему помогают. Эрик поёт "Without Your Music", желая укрыть Кристину от зла и яда внешнего мира, ибо без неё, без её музыки он ослепнет, его жизнь потеряет всякий смысл.

Сцена визуально очень красивая: когда лодка плывёт по озеру, всё вокруг находится в движении — и декорации, и видео-проекции, создавая почти полную иллюзию движения по подземному озеру. Если в мюзикле Уэббера эта сцена поражает и давит своей грандиозностью, то здесь всё очень нежно, романтично и таинственно.

Лодка причаливает к подземному дому, Кристину берёт на руки один из слуг Эрика и относит её в постель. Сам Эрик подходит лишь для того, чтобы укрыть её балдахином. Насколько я знаю, в других странах при постановке этого мюзикла Кристину обычно носит на руках сам Фантом — здесь, видимо, таким образом щадят ценного, но хрупкого певца.





В этот момент в доме Фантома появляется Жерар Каррьер. Он ругает Эрика и требует вернуть Кристину наверх. Эрик резко отказывается и в свою очередь обвиняет Каррьера, что тот допустил всю эту ситуацию, поясняя, что у Кристины голос сорвался вовсе не от нервов, её отравила Карлотта. Назад он её не вернёт, здесь девушка в безопасности. И вообще она — смысл его существования и так далее. И теперь уже вовсе не Эрик нуждается в защите, а люди наверху. Каррьер понимает, что Эрик невменяем, доводы разума на него не подействуют. В итоге Эрик благодарит Каррьера за всё, что тот для него сделал, но требует уйти и никогда больше сюда не возвращаться. Теперь Кристина — всё, что ему нужно.

После ухода Каррьера звучит реприза "Where In the World?" — Эрик горит жаждой мщения, он заставит заплатить тех, кто виновен в страданиях Кристины. Допев, Эрик надевает красную маску (в которой он убил Буке) и уплывает на лодке.

Вообще, во время этой сцены я стала проникаться всё большим восхищением к игре Пак Хё Сина. Он удивительно реалистично изображал неуравновешенность Эрика: вот он нежный и заботливый с Кристиной, а вот уже дрожит и срывается от ярости, набрасываясь на Каррьера. Кульминация мюзикла ещё не наступила, а я уже стала понимать, что с таким героем в подвалах бы не осталась: да, его очень жалко, но жить с таким психом — увольте. В общем, идеальная визуализация канона.




Как только Эрик уходит, Жерар Каррьер возвращается к Кристине — та как раз только что пришла в себя. Каррьер говорит девушке, что она находится в большой опасности, и им надо срочно убегать отсюда. Но Кристина требует объяснений. Жерар рассказывает: она сейчас находится в подвалах под Оперой, сюда её принёс Эрик — тот, кого она считает своим учителем, кто на самом деле является тем самым "Призраком Оперы". Он влюблён в неё — и влюблён гораздо дольше, чем можно себе представить. Женщина, изображённая на картине, — это мать Эрика, Белладова. А Кристина похожа на неё, как две капли воды. Эрик живёт в подвале по той же причине, по какой носит маску, — его лицо похоже на Смерть.

Когда Кристина спрашивает, откуда Жерар Каррьер всё это узнал, тот открывает ей правду: он — отец Эрика. Когда Каррьер был молодым и только пришёл работать в Оперу, то встретил там красавицу-балерину по имени Белладова (история сопровождается "картинкой", исполняемой танцорами). Они полюбили друг друга. Вскоре Жерар узнал, что Белладова очень красиво поёт, и посоветовал ей пройти прослушивания. Так начался её успех — она быстро стала знаменитой певицей. Но вскоре она призналась Жерару, что ждёт от него ребёнка. Однако Жерар не мог на ней жениться — он никогда ей не рассказывал, что приехал в Париж, уже будучи женатым.




Узнав эту чудовищную новость, Белладова бросилась за утешением в церковь, но не встретила там понимания. Тогда она обратилась к цыганке, чтобы та помогла ей прервать нежеланную беременность, и цыганка дала ей зелье. Белладова выпила зелье, но что-то пошло не так. Ребёнок всё-таки появился на свет, но родился уродливым монстром. Белладова не хотела замечать уродства сына и любила его всем сердцем. Мальчик рос в изоляции от общества, в подвалах под Оперой, окружённый любовью матери.

Но вскоре Белладова умерла от лихорадки, и мальчик остался один. Каррьер стал присматривать за ним. Однажды маленький Эрик увидел своё отражение в воде и сильно испугался. Тогда Каррьер подарил ему маску. Эрик так и остался жить в подвалах под Оперой, всю жизнь вспоминая любимую мать и фанатично поклоняясь её памяти. Иногда люди слышали его плач, и так родилась легенда о Призраке. Каррьер защищал его от внешнего мира, но так и не осмелился признаться, что он — его отец.

Эта сцена, пожалуй, является самой душераздирающей в спектакле, даже хуже финала. Смерть Белладовы и дикий крик, страдания мальчика, играющего Эрика, в сочетании с пронзительной музыкой почти невыносимы. Плакала не только я — плакали все зрители вокруг.

В общем, после этого рассказа Жерар Каррьер уговаривает Кристину бежать из подвалов — Эрик её ни за что не отпустит, потому что она похожа на его мать. Однако Кристина упирается: она любит Эрика. И если его мать, любя сына, могла не замечать его уродства, то и Кристина так сможет. Девушка искренне в этом убеждена. Она не оставит Эрика в одиночестве. Жерар Каррьер вынужден оставить её и уйти ни с чем.




Рауль и Ален Шоле обеспокоены исчезновением Кристины, они привлекают к поискам инспектора Леру, Шоле просит не поднимать шумиху. Тем временем Эрик приходит к Карлотте под видом поклонника, с букетом цветов. Увидев маску, Карлотта понимает, кто перед ней, и пугается. Фантом даёт ей выбор: или она остаётся в театре и умирает, и тогда он положит эти цветы на её могилу, либо она навсегда покидает его Оперу, и тогда может просто забрать букет себе на добрую память. Услышав, что он называет Оперу своей, Карлотта приходит в ярость и велит ему самому убираться, иначе она на его могилу этот букетик положит. "Ты сделала свой выбор", — заявляет Эрик и бросается на неё. В панике убегая от Эрика, Карлотта залезает на металлическую конструкцию, Эрик же хватает провода и убивает её током.

Пак Хё Син в этой сцене был по-настоящему страшен. Психопатический маньяк, я не знаю вообще, как у Карлотты хватило духу на него ругаться в этой ситуации. Тут я окончательно убедилась, что с этим Призраком ничего хорошего Кристине не светит, зря она ждёт его там в подвале. Когда у такого человека сносит крышу — вокруг действительно остаются лишь трупы. Это не Чарльз Дэнс, даже близко.


Эрик возвращается к Кристине — и я поражаюсь его полному перевоплощению. То чудовище, которое минуту назад с особой жестокостью и цинизмом убило Карлотту, превратилось в обворожительного, обаятельного и остроумного кавалера. Заботливого, нежного и чуткого, обладающего отменным чувством юмора и харизмой. Как это всё можно настолько передать жестами и игрой — ума не приложу.

Эрик приглашает девушку на пикник, и они отправляются на прогулку по его владениям. По дороге Эрик рассказывает о том, как преобразил эти мрачные подвалы в волшебный лес, где звучит птичий щебет и не менее волшебная музыка. И сама Кристина тоже волшебная, она принадлежит этому месту. Эрик постоянно вызывает смех Кристины, он настолько очарователен в этот момент, что в это невозможно поверить. Они устраиваются на любимой полянке Эрика, он угощает Кристину и радуется совпадению их вкусов. Затем достаёт книгу стихов своего любимого поэта Уильяма Блейка. Кристина признаётся, что не читала его стихов. Эрик говорит, что этот поэт знает его сердце, "прочитай эту книгу — и ты узнаешь меня". Кристина читает отрывок о матери и её ребёнке...





Услышав стихи, Эрик вспоминает свою мать, звучит первая часть "My Mother Bore Me". На заднем плане мы видим его воспоминания — Белладову и маленького сына. Здесь я согласна с корейцами, такое разделение арии психологически более оправдано, чем исполнение её целиком в следующей сцене, как это предусмотрено оригинальным либретто.

Затем Эрик просит Кристину спеть для него, как пела мать, а девушка просит об ответной услуге — показать ей лицо. Эрик отказывает, но Кристина начинает его умолять — она видела его глаза, она знает его сердце, он дал ей так много, она любит его... И тут Кристина прибегает к запрещённому приёму: напоминает о матери, которая любила его и потому не замечала его уродства. А значит, и она, Кристина, сумеет так же. Звучит "My True Love".

Во время этой сцены Фантом снова преображается: вместо обаятельного кавалера появляется испуганный, закомплексованный человек, при уговорах Кристины у него начинается самая настоящая паника. В итоге девушке всё-таки удаётся его убедить в своей искренности — и Эрик сам снимает перед ней маску. А Кристина не выдерживает. Не знаю уж, что там у него с лицом (в этом мюзикле уродство Фантома не показывают), но к такому она была не готова. Кристина с испуганным вскриком убегает, а над залом летит полный отчаяния и боли вопль Эрика.




Охваченный болью и яростью, Эрик крушит свои владения, а затем рыдает, обняв пеньюар Кристины. Звучит вторая часть часть "My Mother Bore Me". И снова я не могу не отметить актёрский талант Пак Хё Сина, его боль ощущается как своя собственная. Суметь так передать эмоции персонажа — это дорогого стоит. В этот момент ты не смотришь спектакль, ты живёшь чувствами Эрика, и от этого становится плохо почти физически.


По контрасту с неторопливым развитием событий в предыдущих эпизодах, следующая сцена вышла довольно сумбурной, вместив в себя сразу несколько событий. Шоле бегает по театру и ищет Карлотту. Филипп в гримёрной Кристины пытается найти потайной проход в подвалы — и в этот момент за зеркалом появляется сама Кристина, стучит и просит впустить её. С помощью Каррьера им удаётся открыть зеркало, и Кристина падает в объятия Филиппа. Плача, Кристина им рассказывает о том, что Эрик ей доверился и открыл лицо, но она не смогла вынести его вида. Она винит себя и раскаивается, Филипп уводит её из гримёрной.

Шоле в итоге находит Карлотту. Вернее, её труп. У него истерика.

В это время Эрик выбегает вслед за Кристиной в гримёрную через зеркало, но театр уже наводнён полицией. Эрик пытается сбежать в подвалы, но один из полицейских успевает его подстрелить — пуля попадает в бок.




Раненый Эрик пытается спрятаться от полиции, но полицейские идут по кровавому следу, который он оставляет. Жерар Каррьер помогает ему, направляя полицию в другую сторону. Между Эриком и Жераром происходит трогательное объяснение: Эрик сожалеет, что напугал Кристину, благодарит Жерара за всё, что тот для него сделал. Речь заходит о матери Эрика. Жерар Каррьер признаётся ему, что он — его отец. Эрик отвечает, что давно об этом знает, потому что у них глаза похожи. Звучит "My Own". Оба понимают, что Эрик умирает, и умудряются ещё и шутить напоследок, — смех сквозь слёзы. Вообще, в мюзикле этот момент выглядит куда более достоверно, чем в фильме, где он умирал неизвестно от чего. Здесь же пуля в боку, рубашка в крови — всё ясно и просто. Эрик просит похоронить его очень глубоко, чтобы его никогда не нашли, Каррьер обещает исполнить его просьбу.




Каррьер пытается увести Эрика в безопасное место, но в этот момент на них натыкаются Кристина и Филипп. Кристина с изумлением смотрит на них, а Филипп зовёт полицию. Эрик бросается на Филиппа, завязывается драка. Эрик смертельно ранен, но злость и отчаяние придают ему силы, дерутся жестоко, в какой-то момент Эрик даже выхватывает из-за голенища нож, но убить Филиппа не получается. Вокруг собираются зеваки и полиция. По ходу драки оба забираются на колосники (Эрик просто пытается сбежать, но Филипп ему не позволяет), и Эрик едва не скидывает Филиппа вниз, но Кристина умоляет его пощадить графа, и Эрик в последний момент спасает Филиппа.

Поняв, что Фантом загнал себя в ловушку, полиция не хочет стрелять — отдан приказ захватить его живым. Но Эрик этого не хочет — он умоляет Жерара застрелить его, чтобы не попасть в руки полиции живьём, чтобы его не выставили не всеобщее обозрение. Жерар выхватывает из рук полицейского пистолет и стреляет в Эрика. Тот падает вниз (в Корее этот момент изобразили как бы "замедленной съёмкой", актёра плавно опускают на тросе, и все движения вокруг замедлены, Эрик летит картинно, раскинув руки, выглядит очень реалистично).

Каррьер признаётся инспектору Леду, что Эрик — его сын, и Леду позволяет близким попрощаться с Эриком. Полицейские отходят от умирающего. К Эрику подбегает Кристина, обнимает его и приподнимает маску, несмотря на его сопротивление. Она поёт ему, как пела его мать, оба рыдают (зал рыдает тоже). Кристина целует его, возвращает маску на место, и Эрик умирает у неё на руках. К Кристине подходит Филипп, а тело Эрика судорожно прижимает к себе его отец, Жерар Каррьер. Занавес.





Но на этом представление не заканчивается. Зрители в зале всхлипывают и шмыгают носами, отпускать таких зрителей из театра нельзя. Поэтому наступает заключительная часть шоу — поклоны. Поклоны заслуживают отдельных слов, поскольку исполнены просто мастерски. Выходит по очереди вся труппа, последним на сцене появляется исполнитель роли Фантома — Пак Хё Син. Разумеется, он срывает бурю аплодисментов и в финале устраивает своё представление: он даёт понять публике, что сейчас снимет маску. Все замирают в ожидании (напомню, лица Фантома никто не видел). В зале устанавливается полнейшая тишина. Артист поворачивается к зрителям спиной, СНИМАЕТ маску, широко разводит руки в стороны — и резко разворачивается к нам лицом! Но! Именно в этот момент гаснет свет, и мы не успеваем ничего увидеть! Обманутые ожидания, разочарование и восторг одновременно — да, мой голос тоже влился в громкий вопль зрительного зала. Зато стало не так грустно. Спасибо им большое.



Наверх