На главную В раздел "Статьи"
Русская постановка мюзикла

Парижские тайны

Статья © Марина Савельева


"HELLO!"
№ 37, сентябрь 2014 года.


Журнал "HELLO!" продолжает радовать своих читателей отчётами о поездке наших актёров в Париж. Предыдущая статья на эту тему вышла в 35 номере, и уже через один выпуск мы снова встречаемся с нашими актёрами - и снова видим новые, ранее не публиковавшиеся фотографии. Особенно привлекает взгляд Елена Бахтиярова в чудесных нарядах на фоне великолепных интерьеров Гранд Опера.

Ну а мы, как всегда, предлагаем вашему вниманию саму статью. В качестве традиционного комментария отметим, что написала она очень хорошо, читается с интересом, да и привычных глазу ошибок, которыми так грешат многие СМИ, мы на этот раз почти не уловили - разве что небольшую путаницу в сюжетах романа и экранизации мюзикла (обстоятельства падения люстры), а также распространение слухов и выдуманных баек, особенно связанных с якобы найденным скелетом и запретом продавать билеты в ложу № 5. Но писать о театральных легендах для привлечения зрительского внимания - вполне естественная практика для журналистов, так что простим журналу "HELLO!" эту маленькую слабость, тем более что их статьи на тему "Призрака Оперы" наиболее приятны, интересны и познавательны, а фотографии неизменно радуют глаз, за что мы им искренне благодарны.


ПАРИЖСКИЕ ТАЙНЫ

В преддверии московской премьеры мюзикла "Призрак Оперы", которая состоится уже 4 октября в театре МДМ, исполнители главных ролей Елена Бахтиярова и Дмитрий Ермак отправились в парижскую "Опера Гарнье", где и разворачивается действие знаменитого романа Гастона Леру

В девятом округе Парижа, недалеко от Галереи Lafayette, возвышается роскошный дворец XIX века - знаменитая "Опера Гарнье". Это то самое здание, которое было описано в романе Гастона Леру "Призрак Оперы", увидевшем свет в 1909 году. За долгое время, прошедшее с первой публикации романа, обстоятельства его создания забылись и потерялись, однако сама история невероятно популярна по сей день. Елена Бахтиярова и Дмитрий Ермак, исполняющие в российской версии мюзикла главные роли, отправились в Париж, чтобы найти ту нить, что связывает прошлое с настоящим, писательскую фантазию - с реальными событиями.

Эта история началась в декабре 1907 года, когда в подземных лабиринтах парижской Оперы был обнаружен скелет человека с асимметричным строением черепа и обручальным кольцом на пальце. Директор театра был в ужасе - находка могла навредить репутации заведения. Решив, что огласки не избежать, он обратился к знакомому журналисту криминальной хроники Гастону Леру и попросил его придумать, как можно выйти из этой неприятной истории с минимальными потерями. Леру согласился помочь и даже провел мини-расследование, стараясь понять, откуда в застенках Оперы взялись останки. По одной из версий, они принадлежали рабочему, сильно обгоревшему при пожаре, случившемся во время строительства здания. Изуродованного человека не смогла принять жена, и, решив больше не показываться на глаза людям, он остался жить в подвалах театра. Описывая историю, Леру увлекся: добавил в сюжет несчастную любовь, немного магии и музыки, и в итоге получилась не новостная заметка, а целый роман, который газета Le Gaulois публиковала частями в течение нескольких месяцев. Парижане были в восторге, и популярность Оперы возросла. Леру, который до этого уже получил некоторую известность благодаря своему роману "Тайна желтой комнаты", с выходом "Призрака" стал знаменит далеко за пределами Франции. В России роман был напечатал в 1911 году и встречен благосклонно. Руководство театра, понимая, какую пользу приносит ореол загадочности, приняло историю Призрака: на одной из лож даже появилась табличка "Ложа Призрака", и билеты в нее не продавались. Этого по сюжету романа требовал сам Призрак, желая иметь возможность наблюдать за представлениями, когда ему вздумается. Леру так искусно вписал в повествование свои фантазии, что сложно понять, что было на самом деле, а чего не существовало никогда. Например, описанное в романе озеро находится в фундаменте здания на самом деле - в этом смогли убедиться Дмитрий Ермак и Елена Бахтиярова, отправившись на экскурсию по Опере. Огромный резервуар выполняет не эстетическую, а исключительно практическую функцию - обеспечивает устойчивость здания. Узнав, что Елена и Дмитрий актеры, приехавшие, чтобы лучше понять своих героев, сотрудники Оперы позволили им попасть в святая святых - ложу Призрака (которая по-прежнему всегда закрыта). Ложа - самое удачное место для того, чтобы внимательно рассмотреть и сцену, и зрительный зал. Роскошная - именно это слово приходит в голову, когда оказываешься в Опере. Все, от статуй в фойе до кресел в зрительном зале, напоминает о том, что театр строился для публики из высшего света. "Опера Гарнье" была открыта в 1875 году и уже тогда произвела неизгладимое впечатление. Возможно ли было сделать дворец еще красивее? Да. В 1964 году, почти через 100 лет, Марк Шагал расписал потолок, а точнее, прикрепленный к нему плафон, в основном зале Оперы. В рисунке Шагала навсегда замерли герои самых известных постановок, идущих в театре, - "Лебединого озера" Чайковского, "Тристана и Изольды" Вагнера и других. Там же, на высоте 20 метров, возвышается люстра весом восемь тонн. Та самая, которая по сюжету романа упала в зрительный зал во время пожара в Опере. На самом деле люстра никогда с места не двигалась, но однажды упал один из ее противовесов. Тогда пострадала одна зрительница, однако эта история широко освещалась в прессе, и Леру о ней знал. При написании романа он решил использовать этот факт, однако даже само слово "противовес" не подразумевает никакой загадочности, неудивительно, что Леру на стал мелочиться и "уронил" на головы зрителей на страницах романа саму люстру.

Как ни странно, современные французы больше знают Гастона Леру по другим его романам, нежели по "Призраку Оперы", а потомки автора не получают никаких роялти от десятков постановок, идущих по всему миру. Правнучка человека, сочинившего одну из самых загадочных в мировой литературе историй любви, скромно живет на Монмартре - по соседству с домом, где 100 лет назад вместе со своим кумиром Александром Дюма пил вино ее знаменитый прадед. Вероник Леру признается, что не переживает по этому поводу и счастлива оттого, что городская легенда, придуманная ее предком, стала символом не только Парижа, но и самой любви - пусть не взаимной, но обязательно чистой и дарящей надежду.

Статья © Марина Савельева
Фото © Андрей Федечко

Фотографии

* Две главные достопримечательности "Опера Гарнье" - потолок, расписанный Марком Шагалом, и огромная люстра, описанная в романе Гастона Леру

* В российской постановке роль Призрака исполнит Дмитрий Ермак, а его возлюбленную, оперную певицу Кристин, сыграет Елена Бахтиярова

* Елена Бахтиярова и Дмитрий Ермак в той самой ложе Призрака

* Дмитрий Ермак размышляет над судьбой своего героя: "Его мир - подземелье, ее - сцена оперного театра. К ее ногам - цветы и поклонники, ему - лишь тягость одиночества. Был ли у него хоть один шанс обрести счастье?"

* Елена Бахтиярова: "Я счастлива, что попала в эту удивительную постановку, стала частью грандиозной истории. Раньше я никогда не участвовала в мюзиклах, ведь я получила классическое музыкальное образование и не планировала переходить в другой жанр. На кастинг в "Призрак Оперы" я пришла ради интереса и, признаюсь, даже не думала, что пройду его - конкуренция была слишком велика"

* "Опера Гарнье" была построена по приказу Наполеона III в конце XIX века. Грандиозное сооружение занимает площадь около 22 тысяч. кв. м и является не просто памятником архитектуры, но и одним из самых посещаемых туристами мест в Париже. Несмотря на внушительное внутреннее убранство - многометровые мраморные лестницы, зеркальные галереи, украшенные позолотой, - снаружи перед Оперой идет обычная городская жизнь. Никто не благоговеет, восхищаясь ее величием, напротив, когда проходила съемка HELLO!, прямо на ступенях "Опера Гарнье" расположился с концертом уличный музыкант. Узнав, что фотографируют русских актеров, он предложил Елене Бахтияровой микрофон - возможно, она что-нибудь споет? "Нет проблем", - улыбнулась Лена и исполнила вокализ Кристин из мюзикла. Бегущие мимо прохожие невольно замедлили шаг, услышав, как ее сильный голос наполнил площадь перед Оперой, словно напоминая этим местам о таинственном Призраке, который жил здесь более 100 лет назад.

* Поездка в Париж накануне московской премьеры мюзикла "Призрак Оперы" позволила Елене Бахтияровой проникнуться историей своей героини и понять ее чувства

Наверх