Что делает финал счастливым? Я много лет размышляла над этим и особенно – с тех пор, как меня заинтересовал фандом ПО.

Очевидно, что есть традиционный романтический "хэппи-энд", когда герои решают все свои проблемы, преодолевают разногласия, прощают, забывают, сокрушают врагов и живут долго и счастливо.

Но я говорю не о таких финалах. Я имею в виду счастливый финал вообще, когда читаешь книгу или смотришь фильм и в итоге ощущаешь удовлетворение и позитивное настроение от того, как все закончилось. Но это две разные вещи. Чувство удовлетворения не говорит о том, что финал был счастливым. Это значить лишь, что финал оказался единственно возможным, "правильным". Ощущение счастья лежит за пределами этого. Оно зависит от того, сколько персонажей получили то, что хотели, и насколько сильно мы переживаем за них.

Сага о Видящих Вообще я придаю гораздо большее значение финалам, которые приносят удовлетворение, чем "хэппи-эндам". Я хочу, чтобы в финале история полностью завершилась, все сюжетные линии пришли бы к развязке, чтобы я могла поразмыслить над ними. Я помню, многие мои друзья были разочарованы финалом "Саги о Видящих" Робин Хобб, потому что главный герой в финале конченый калека, хотя он и спас весь мир. Меня же такой финал полностью уcтраивает, он логичен. И хотя я очень огорчилась за Фитца, у меня не возникло желания приписать к истории "хэппи-энд". (Печально, но Робин Хобб именно так и поступила, написав еще одну трилогию ради того, чтобы дать Фитцу совершенно нелепый "хэппи-энд", который я терпеть не могу, потому что в нем нет ни логики, ни смысла).

Абсолютно по той же причине поклонники "Призрака Оперы" терпеть не могут финал этой истории, потому что Призраку/Эрику не досталась девушка. Они прониклись персонажем, его отношениями с Кристиной, и в итоге их переживания не окупились. Лично мне нравится, как закончилась история, потому что меня эмоционально затрагивает не столько, завоюет ли Эрик девушку, сколько, сможет ли он измениться и искупить свои прошлые грехи. Финал, где Кристина выбирает Призрака (несмотря на все его преступления), был бы для меня абсолютно бессмысленным. Естественно, поклоннику, для которого это история романтических отношений, нужен финал, в котором происходит развязка этих отношений. В этом нет ничего неправильного, потому что все мы воспринимаем любое произведение абсолютно с субъективной точки зрения. Я совсем не против того, чтобы Призрак и Кристина были счастливы вместе, но для этого нужна другая история, или ее продолжение, где подобный финал служил бы логическим завершением сюжета и развития персонажей. На протяжении же фильма и, в зависимости от постановки, мюзикла, Призрак представляет собой не статического, неменяющегося персонажа, который стремится к определенной цели (завоевать Кристину), а человка, проделывающего эмоциональный путь *в процессе* стремления к этой цели. То есть, тут важна даже не сама цель, а то, что попытки достичь ее в итоге приводят к необходимому эмоциональному перелому. Именно из-за этого финал кажется мне настолько правильным и удовлетворительным - он отвечает на вопрос "может ли этот человек измениться", и ответ положителен. Да, может. Персонаж, наконец, стал способен признавать собственную неправоту, он "снял маску" и в прямом, и в переносном смысле. Что с ним будет дальше, мы не знаем, и тут я с удовольствием сама пофантазирую. Но это уже будет другая история, написанная с другой целью.

Я говорю именно о фильме. Потому что, по-моему, в книге другая тематика, и неспособность Эрика измениться фактически заложена в основу произведения. Там так же представлена трагедия непонимания и внутренней изуродованности как его последствия, но в отличии от фильма, ударения расставлены совсем по-другому (фильм акцентирует "неправильность" поведения Эрика, в то время как книга в первую очередь стыдит людей за то, что довели человека до полного сумасшествия. В книге мне Эрика жалко именно потому, что "выхода нет". А в фильме он явно есть). Но все это - тема для другого эссе.

Зена - Королева воинов В качестве примера, когда финал предполагался быть трагическим, но стал нелепым, приведу финал сериала "Зена – Королева воинов". В самом деле, сериал был о возложенном на плечи бремени за грехи прошлого, но в то же время, не о том, чтобы сосредодочиться на прошлом, а о том, что следует приложить все усилия, чтобы изменить настоящее. Когда по сценарию Зена в финале умирает и это было названо "искуплением" (она погибла, чтобы спасти 40 000 душ), я почувствовала себя обманутой. Я не считаю, что Зена должна была умереть, чтобы искупить грехи (это все равно, что лечить головную боль гильотиной). Финал не получился ни счастливым, ни трагическим. Это классический пример финала, не принесшего удовлетворения, потому что был не по теме.

Чтобы у истории был по-настоящему счастливый конец, во-первых, необходимо, чтобы автор заставил читателя сочувствовать персонажам, увлечься действиями, отношениями, чтобы читатель считал историю "своей", вот что важно. И ты читаешь, затаив дыхание, и ждешь финала, ты становишься сам как бы вовлечен в происходящие события. История "зацепила" тебя. В равной степени ты можешь жить долго и счастливо или разбиться о скалы. В последнем случае финал не столько трагичен, сколько гнетущ. Становится обидно, ведь это именно ты рисковал собой и проиграл.

Дорогой Френки В этом отношении у фильма "Дорогой Френки" настоящий "хэппи-энд". Для меня это история о людях, много страдавших в прошлом, поэтому они прячут свои самые драгоценные мечты там, куда не смеют даже заглядывать. Но мечты все равно есть. Главная идея истории, то, что требует "разрешения", - постепенное разрушение стены, которую герои возвели вокруг себя. Возникает чувство глубокого удовлетворения, когда в финале они полностью становятся уязвимы. Поскольку стены – единственное, что их разделяло, теперь, когда их не стало, они будут счастливы. Может быть не сразу, и не идеально, но так чудесно! Это такой же волшебный финал, как и в истории Александра Грина, когда появляется корабль с алыми парусами: ощущение исполнения тайного, невысказанного, наполовину невыполнимого желания.

В завершении затянувшихся разглагольствований скажу вот что. Большинство историй вообще не нуждается в счастливом финале, но все истории должны заканчиваться логично. Однако, бывает, что единственный логичный финал истории – счастливый, и развязка сюжета должна не только приносить удовлетворение, но также и позитивное настроение. Вот это самые настоящие счастливые финалы. И они-то как раз очень, очень редки.

Перевод с английского Елены ди Венериа при участии Tango


На верх страницы