Визуализация

Зловещим сооружением встречал Эрик непрошенных гостей — сооружением, созданным им когда-то для развлечения скучающей султанши, а теперь в точности восстановленным в стенах подвала. Небольшой зал, стены, покрытые зеркалами. Но по желанию Эрика эта комната могла мгновенно превращаться в экваториальные джунгли... и постепенно человеку, попавшему туда, уже с трудом верилось в то, что вокруг него иллюзия. Страшно? И все же... может... заглянем ?

Для просмотра необходим Flash Media Player


Камера пыток


Разумеется, это лишь наша вольная трактовка того, как мог выглядеть один из пейзажей знаменитой "камеры пыток" Призрака Оперы.

Создатели фильмов про Призрака тоже не могли обойти стороной это удивительное сооружение и пытались на свой лад изобразить интерьер комнаты:

1925 год. "Призрак Оперы"
Режиссер Руперт Джулиан.

2004 год. "Призрак Оперы"
Режиссер Джоэль Шумахер.

Камера пыток 1925
Камера пыток 2004

2009 год. "Ангел Музыки"
Режиссер Джон Вузли.

Камера пыток 2009



Описание в романе

А как же выглядела "камера пыток" на самом деле? Обратимся к первоисточнику и посмотрим, что пишет по этому поводу Леру:

Глава XXIII:

Мы находились в центре небольшого зала, по форме представлявшего правильный шестигранник, все шесть стен которого были сплошь покрыты зеркалами, от потолка до пола. По углам размещались вставки из наборных зеркальных пластинок, которые могли поворачиваться на барабанах... О, я тотчас узнал их... узнал железное дерево в углу, возле одного из зеркальных цилиндров, — дерево из железа с ветвями из железа, которые были предназначены для несчастных самоубийц...

Глава XXV:

Я уже сказал, что небольшой зал с зеркальными стенами, в котором находились мы с виконтом де Шаньи, имел правильную шестиугольную форму. Такие комнаты можно видеть на некоторых выставках, они называются "камеры чудес" или "дворцы иллюзий". Честь их изобретения полностью принадлежит Эрику, который на моих глазах построил первый такой зал во дворце Мазендарана. Достаточно разместить по углам какой-нибудь декоративный элемент, например колонну, чтобы получился дворец с тысячей колонн, поскольку благодаря зеркальному эффекту реальное пространство дробится на шесть шестигранных залов, каждый из которых, в свою очередь, множится до бесконечности. Когда-то, чтобы доставить удовольствие маленькой султанше, он устроил нечто подобное с "бесконечным храмом", но султанше скоро наскучила столь детская иллюзия, тогда Эрик переделал свое изобретение в "камеру пыток". Вместо архитектурного мотива, размещенного по углам, он поставил на переднем плане железное дерево. Почему это дерево с раскрашенными листьями, в совершенстве имитировавшее настоящее, было сделано из железа? Необходима была прочная конструкция, чтобы выдерживать все отчаянные атаки обезумевшего "пациента", которого запирали в "камере пыток". Мы увидим позже, каким образом два пейзажа мгновенно превращались в два других, затем в третий благодаря автоматически вращающимся барабанам, которые были установлены по углам, каждый из них имел три грани с различными пейзажами, так что по мере вращения цилиндров общая картина менялась.
Стены этого удушающего по воздействию зала было невозможно испортить, так как, кроме декоративных элементов исключительной прочности, они были сплошь зеркальными, причем достаточно прочными, чтобы отразить яростные атаки обреченного, брошенного сюда, к тому же без всякого оружия.
Никакой мебели. Светящийся потолок. Хорошо продуманная система электрического обогрева, которая позже нашла применение в обычных помещениях, позволяла повышать температуру стен и создавать в зале нужную атмосферу.


И вот какое впечатление оказывала "камера пыток" на тех, кто оказался внутри:

Когда потолок засветился и вокруг нас вспыхнул лесной пейзаж, изумлению виконта не было передела. Появление непроходимой чащи леса с бесчисленными деревьями, окружавшими нас со всех сторон, деревьями, которые множились до бесконечности, погрузило его в пугающее оцепенение.
[...]
Его отчаяние возрастало. И по мере этого он все больше забывал о том, что вокруг всего лишь зеркала, и сильнее ощущал, что находится в настоящем лесу.
[...]
Мы затерялись в лесу... ни тропы, ни компаса, ни проводника... О, как хорошо я знал, что ожидает нас, если никто не придет к нам на помощь... или если я не обнаружу пружину! Но как я ни искал ее — я натыкался лишь на ветви, прекрасные ветви, которые тянулись прямо ко мне или причудливо извивались над головой; но тени они не давали, да это и естественно, потому что мы находились в экваториальном лесу и солнце стояло прямо над нашими головами... Это был конголезский лес*...
[...]
На нас уже опускалась ночная тень. Это свершилось очень быстро, ведь ночь возле экватора наступает мгновенно, почти без сумерек.
Ночь в лесу на экваторе всегда опасна, особенно когда, как в нашем случае, нечем разжечь огонь, чтобы отпугивать хищных зверей. Оставив на время поиски пружины, я пытался наломать веток, которые я мог бы разжечь от своего фонаря, но столкнулся с гладкими зеркалами и тут вовремя вспомнил, что это только отражение...
В ночной тьме жара не спала, напротив... она усилилась в голубом свете луны.
[...]
Ночью мы проделали изрядный путь, а к утру вдруг оказались на краю пустыни, огромной пустыни из песка, камней и скал. Стоило ли выбираться из леса, чтобы попасть в пустыню!
[...]
Мы уже буквально начали умирать от жары, голода и жажды... особенно от жажды. И тут виконт приподнялся на локте и указал в сторону горизонта. Он обнаружил оазис!
Да, там, вдали, пустыня сменялась оазисом, оазисом с водой... прозрачной, как стекло, водой, в которой отражалось железное дерево. Но это — увы! — был рисованный мираж, я сразу узнал его: самый ужасный мираж. Никто не мог бы устоять при виде него, никто... Я изо всех сил боролся с искушением, с надеждой испить воды, зная, что мысль о воде, в которой отражается железное дерево, станет последней; после того как уткнешься в зеркало, останется только одно: повеситься на ветви этого дерева.

________________________________
* Конголезский лес — влажный тропический лес в Конго, самый обширный лесной массив в Африке, когда-то исследователи назвали его "зеленым адом".


Прототип, технические характеристики и чертежи

Откуда же Гастон Леру взял образец для этого удивительного сооружения? Оказывается, прообразом жуткой "камеры пыток" стал вполне реальный "Дворец Миражей", уникальный аттракцион в парижском Музее Гревен. Узнать более подробно об этом аттракционе, истории его создания, изучить принцип работы и полюбоваться многочисленными фотографиями вы можете в статье "Камеры чудес" Парижа, автор Алёна Иванова.

Наверх