Эдгар Дега.
Слева Музыканты в оркестре, 1874-1976 гг.
Справа Оркестр оперы, 1867-1868 гг.
Музей д'Орсэ, Париж, Франция.

Когда Холмс удалился от дел и занялся пчеловодством в Сассексе, к нему приехал старый друг доктор Ватсон. Он упросил Холмса рассказать о тех нескольких годах, когда все думали, что профессор Мориарти убил знаменитого сыщика, а он в то время путешествовал инкогнито по Европе. И Шерлок поддается на уговоры.

Во-первых, выясняется, что никакого Мориарти не было. Холмс страдал неким заболеванием мозга и сперва лечился у доктора Фрейда. Пройдя курс, Холмс под чужим именем едет во Францию, где устраивается в Гранд Опера скрипачом. Предыдущий скрипач покинул театр с воплем "Ноги моей здесь больше не будет", и администрация устроила прослушивание, которое проводил дирижер оркестра по имени Гастон Леру. Он сидел в соседней комнате и оценивал игру претендентов. Игра Холмса ему понравилась больше всего.

Через некоторое время начинают происходить несчастные случаи. В это время идут репетиции "Кармен", на главную роль в которой пригласили Ирэн Адлер. Холмс беспокоится, что она может раскрыть его инкогнито. После неприятностей на премьере Холмс возвращается в квартиру, которую снимал, и видит Ирэн. Она окликает его и говорит, что узнала - благодаря картине Эдгара Дега, висевшей в музее. Дега приходил на репетиции и рисовал оркестр, и на переднем плане у него оказался Холмс. (См. репродукции картин.)

Ирэн просит Холмса присмотреть за Кристиной Дааэ, молоденькой певицей, которой Ирэн покровительствовала, за что чуть не поплатилась жизнью: нож, которым Хосе должен был ударить Кармен, оказался не бутафорским, а настоящим, и только благодаря Холмсу, который оттолкнул Ирэн, не произошло трагедии. Ирэн уезжает, и Холмс вынужден присматривать за Кристиной.

Холмс встречается с виконтом, который изображен в принципе очаровательным человеком, не злым, не надменным, просто очень-очень молоденьким. Холмс вытащил его из ресторана, где тот напивался, расспросил и привел домой, где их встретил граф. Граф показан таким же неприятным типом, как и в романе Сэма Сицилиано. Холмс навещает Кристину в доме матушки Валериус, которая хорошо к нему отнеслась, так как посчитала другом Ирэн Адлер, которой безгранично доверяла. Она рассказывает об Ангеле Музыки. Холмс делает выводы, что тот использует канализационные трубы, таким образом путешествуя по всему Парижу без необходимости подниматься на поверхность.

Холмс спрашивает работников Оперы, не было ли здесь несчастных случаев, и ему рассказывают, что при строительстве-де были обвалы, и одного из конструкторов придавило. А из подвалов то и дело доносятся звуки органа и бас-баритон что-то поет. Холмс подозревает, что в театре хозяйничает сам Гарнье. Он подбивает своего коллегу по оркестру вскрыть могилу архитектора. По остаткам волос тот опознает Гарнье. Холмс в замешательстве, а потом припоминает, что был еще один конструктор, который таинственно исчез. Он идет в библиотеку и обнаруживает, что планы Оперы кем-то уничтожены.

После "Фауста" Холмс отправляется в подвалы, где происходит его финальное противостояние с Ангелом Музыки. Ангел называет себя английским словом "nobody", которое Кристина не понимает, а потому никаких вопросов у нее не возникает. Ангел уже почти придушил Холмса, но тому удается сдернуть с него маску, от чего тот впал в заторможенное состояние. Выяснилось, что на него так повлияла в детстве мать: Ангел не может говорить без маски. Ангел не подтверждает версию Холмса о пропавшем конструкторе, а расспросить поточнее тот уже не успевает: начинает рушиться потолок и заваливает Ангела.

В финале рассказа Холмс говорит Ватсону, что так и не выяснил, кто этот человек, не понял, что он там говорил про мать и маску, и считает его психом.

Пересказ Masquerade.

Скачать перевод Targhis


Иллюстрации © Fabian Frohlich
Пожалуйста, не копируйте на свой сайт без нашего разрешения!



На верх страницы