Обложка CD



Текст © Елена ди Венериа


Roland Petit

Ролан Пети


Marcel Landowski

Марсель Ландовски


Rolf Liebermann

Рольф Либерман




Le Fantôme de l'Opéra
ПРИЗРАК ОПЕРЫ



Афиша спектакля

Премьера: февраль 1980 г.
Гранд Опера, Париж
2 акта, 12 сцен

Балетмейстер: Ролан Пети (Roland Petit)
Декорации: Джулио Кольтелаччи (Giulio Coltellacci)
Костюмы: Франка Скуарчьяпино (Franca Squarciapino)
Композитор: Марсель Ландовски (Marcel Landowski)
Дирижер: Патрик Флинн (Patrick Flynn)

Премьерный состав: Доминик Кальфуни (Dominique Khaltfouni, Юная Балерина), Петер Шауфус (Péter Schaufuss, Призрак), Патрик Дюпон (Patrick Dupont, Юноша), Сильви Клавье (Sylvie Clavier, мадам Карлотта) и др.

Второй состав: Жан Гизерли (Jean Guizerlix, Призрак), Клод де Вульпиан (Claude de Vulpian, Юная Балерина), Жан-Ив Лормо (Jean-Yves Lormeau, Юноша), Жан-Кристоф Паре (Jean-Christophe Pare, Юноша, дублер).

Постановка в Марселе 1988 г.
В ролях: Жан Броэк (Jan Broeckx, Призрак), Д. Граньо (D. Granyo, Призрак, второй состав), Карлотта Зампаро (Carlotta Zamparo, Юная Балерина), Жан-Шарль Вершар (Jean-Charles Verchere, Юноша), Паскаль Дойе (Pascale Doye, мадам Карлотта).


Рольф Либерман (Rolf Liebermann), главный администратор Гранд Опера с 1973 по 1980 гг., обратился к Марселю Ландовски (род. в 1915 г.), чтобы тот создал музыку к балету, который рассказывал бы о любви и сочетал в себе трагизм и комизм. Это было в 1978 году. Речь шла о балете, который будет поставлен в Гранд Опера мэтром Роланом Пети, и на сцене будут блистать звезды того времени. А история, положенная в основу балета, взята из романа Гастона Леру. Ландовски, очарованный романом, с радостью взялся за работу, тесно сотрудничая с Пети. Он весьма почитал творчество маэстро.


Ролан Пети возле Гранд Опера

Ролан Пети (13 января 1924, Виллемомбль, Сена — Сен-Дени — 10 июля 2011, Женева) — французский танцовщик и хореограф, классик, создавший более пятидесяти постановок. Он работал с такими звездами, как Барышников, Нуреев, Плисецкая, сотрудничал с Ивом Сен-Лораном, Диором, Сержем Гинзбургом, Пикассо, ставил балеты на либретто Сименона, Жака Превера, Жана Ануй, Жана Кокто. Пети — офицер Национального ордена за заслуги в области литературы и искусства (1965), кавалер Ордена Почётного легиона. (1974), лауреат главной Национальной премии Франции в области литературы и искусства (1975), лауреат Государственной премии Российской Федерации за постановку балета "Пиковая дама" в Большом театре (2001), лауреат многих других наград. Он проиграл борьбу с лейкемией, и с его уходом закончилась целая эпоха в балете.

Выпускник балетной школы Гранд Опера, в 1980 году он представил на подмостках этого театра спектакль по роману, чей персонаж олицетворяет собой квинтэссенцию детища Шарля Гарнье.

Итальянцы Кольтелаччи и Скуарчьяпино уже работали с Пети. Вместе они создали лаконичные и в то же время сильные декорации и костюмы. На сцене зрители видели и крышу оперного театра, и главную лестницу. Были в спектакле и так называемые спецэффекты: было организовано падение люстры, а Юная Балерина проходила сквозь зеркало, за которым ее ждал Призрак. Грим актеров был минималистичен. Особенно это касалось грима Призрака. У него была маска на лице, довольно символичная. Под ней — подчеркнутые скулы и подведенные глаза. Все остальное делали постановка танцев и актерская игра.

Премьеру в Гранд Опера посетила Мадлен, дочь Гастона Леру. В том же 1981 году свои впечатления она записала для журнала Revue Europe, где поделилась воспоминаниями об отце. На сцене, как сказала Мадлен, был Призрак, и его присутствие вызвало призрак моего отца, который появился в ложе номер пять.

Сначала спектакль состоял из трех актов, но позднее Пети переделал сценографию, кое-что убрал, и окончательная версия балета оказалась длиной в два акта. Так ее и записали на камеру, а позднее показали по французскому телевидению.

Синопсис и галерею балета можно посмотреть на этой странице.

ЗАПИСИ БАЛЕТА


• Видеозапись

Продолжительность: 100 мин.
Премьера: 28 декабря 1980 г.
Канал: Antenne 2
Постановка: Дирк Сандерс (Dirk Sanders)
Композитор: Марсель Ландовски
В ролях: Доминик Кальфуни (Dominique Khaltfouni, Юная Балерина), Петер Шауфус (Péter Schaufuss, Призрак), Патрик Дюпон (Patrick Dupont, Юноша), Сильви Клавье (Sylvie Clavier, мадам Карлотта) и др.
Поет: Дэвид Уилсон Джонсон (David Wilson Johnson)
Голос за кадром: Мишель Буге (Michael Bouget)

Изначально Пети планировал пригласить на роль Призрака неординарного Рудольфа Нуреева, но позднее отказался от этой идеи из-за капризов звезды, и Призраком стал датчанин Петер Шауфус. Главную женскую партию танцевала Доминик Кальфуни, для которой Пети и создал, собственно, спектакль и роль Юной Девушки. Кальфуни вдохновила его и на другие работы: "Моя Павлова" 1986 года, Valse triste 1994 года. Ученица балетной школы в Гранд Опера, Доминик в 1999 году была приглашена туда преподавать. На роль Юноши как нельзя лучше подошел Патрик Дюпон, сам в то время почти мальчик, но уже многообещающий танцор. Критики отмечали, что на сцене порой Дюпон затмевал Шауфуса, хотя, казалось бы, Призрак должен был доминировать над всеми, а уж над счастливым соперником — и подавно. Дублер Шауфуса, Гизерли, подает Призрака как сверхъестественное существо, одновременно привлекательное и отталкивающее в своем безумии. Вульпиан копировала старомодную манеру танца 1900-х годов, а Лормо выглядел менее юным, нежели Дюпон, но его Юноша — модник и завсегдатай балетного фойе Оперы, а вот Паре хорошо выражал настроение персонажа, но это не извиняло его технического несовершенства.

В спектакле персонажи не носят имен, кроме Карлотты. Главное трио, которое критики сравнивали с трио из другого балета Ролана Пети, "Собор Парижской Богоматери" — Квазимодо, Фролло и Эсмеральда, — безымянно, почти безлико, они скорее образы, нежели живые люди. Критики отмечают, что они ожидали от Пети, с его фантастическим вкусом и глубоким пониманием сути театра, нечто более сильного, нежели получившийся балет, а прекрасные декорации Кольтелаччи, которые можно было использовать активнее, оказались статичными. Наиболее интересный момент, как отмечалось, — сцена, когда Юноша спускается в подвалы Оперы в поисках возлюбленной, и его окружают крысы с длинными хвостами, которые, как хлысты, опутывают Юношу. Кое-кто даже называл эту сцену садомазохичной!

Наибольшая неудача всего спектакля, как писали критики в то время, — это музыка. Возможно, она и написана специально для истории о Призраке, но, тем не менее, она сложна для постановки танцев под нее. Дирижер Патрик Флинн, как мог, помогал и поддерживал танцоров. После премьеры спектакля была сделана аудиозапись, правда, дирижировал уже не Флинн. Ее выпустили на пластинке.



• Пластинка

Запись: декабрь, 1981 г.
Композитор: Марсель Ландовски
Дирижер: Марк Сюстро (Marc Soustrot)
Оркестр: Orchestre Philharmonique des pays de Loire
Запись сделана в театре Theatre municipal d'Anger


Спустя восемь лет после премьеры в Париже Ролан Пети представил балет в Марселе, с труппой Марсельского Национального балета, которой руководил с 1972 по 1998 гг. Для этой постановки были обновлены декорации, внесены дополнительные коррективы в хореографию. Еще спустя некоторое время музыку Ландовски к балету выпустили на более современном носителе, нежели пластинка.


• CD

Отрывки из оригинальной записи 1981 г.
Выпуск на диске: 1982 г.
Рисунок на обложке: Марсель Ландовски
Фото: Ги Вивьен (Guy Vivien)
Макет: Mister Brown
Компания: Erato Disques S.A.

Треки на диске:
1. L'Opera aux premieres heures du matin / Опера в предрассветные часы
2. Madame Carlotta danse a decroucher le lustre cer soir! / Карлотта этим вечером может заставить люстру упасть!
3. La Jeune Fille traverse le miroir / Юная Балерина проходит сквозь зеркало
4. Le Fantome conduite le bal / Призрак правит балом
5. Un premier baiser. Horreur... c'est in monstre! / Первый поцелуй? О, ужас! Это чудовище!
6. Les rats / Крысы
7. La messe de mariage ou la danse des morts / Свадебная месса или танец смерти

Посмотреть буклет к диску и прослушать отрывок можно на этой странице.

ВИДЕО

В представленном ниже видеоролике вы можете увидеть репортаж французского телевидения об этом балете: его история, постановка, репетиции.


Наверх