На главную В раздел "Статьи"

"Тайна Призрака Оперы"

Статья © Егор Симачев


"Модерн"
№ 5(23), октябрь-ноябрь 2006 года.


В 2006 году журнал духовного поиска "Модерн" опубликовал на своих страницах статью, посвященную Гранд Опера и легенде о Призраке Оперы. Статья написана солистом балета Большого театра Егором Симачевым, которому посчастливилось самому побывать в Опера Гарнье, собрать факты и легенды — и преподнести их читателям в весьма увлекательной форме.

Большая часть статьи посвящена самому зданию Гранд Опера — его истории, строению, внутреннему убранству и пр. А поскольку история здания неотделима от легенд о Призраке, автор рассказывает и о нем. Конечно, многое из того, что написано в этой статье о Призраке, — выдумка. Так, например, мы уже опровергали на страницах нашего сайта расхожую байку о "зловещей ложе № 5", которую строжайше запрещено сдавать — иначе случится какое-то несчастье. Разумеется, это не так, и билеты туда спокойно продаются по сей день, пугают этой байкой лишь доверчивых туристов. Рассказанная автором история о падении противовеса люстры действительно имела место, но только не в 1869, а в 1896 году, и давали тогда не "Фауста", а "Геллу", и Призрак со своей ложей не имел к этому ни малейшего отношения.

Однако все эти — и некоторые другие — неточности не отменяют того факта, что статья написана очень увлекательно и местами даже захватывающе. Особо также хочется отметить оформление статьи: порхающие на страницах привидения и грандиозные интерьеры Гранд Опера невольно привлекают взгляд даже самого искушенного читателя. А теперь предлагаем вам ознакомиться со статьей.


УВИДЕТЬ ПАРИЖ И УМЕРЕТЬ

Париж — город множества тайн, загадок и легенд. Кажется, с самых древних времен камни его улочек и домов впитали в себя секреты дворцовых интриг и политических заговоров, тайных обществ и религиозных культов; его мостовые помнят кровь, капающую с мушкетерских шпаг, площади — рев толпы, глазеющей на публичную казнь, а стены — гул революционных волнений. Загадочные символы старинных церквей и соборов; священные реликвии и величайшие шедевры искусства, литературы и архитектуры; тайны подземных тоннелей, старинных кладбищ и королевских дворцов — все это наполняет Париж атмосферой мистики и романтики.

Пожалуй, одна из самых ярких и живых историй мистического Парижа — это легенда о Призраке Оперы. По сей день в парижском театре Гранд-опера запрещается сдавать ложу № 5 в первом ярусе кому бы то ни было. Это — пожизненная ложа Эрика, загадочного Призрака Оперы. Утверждают, что он регулярно появляется в ней, приходя незаметно после начала спектакля, тихонько усаживаясь во тьме зала на роскошные, обитые красным бархатом кресла. Хранители театральных анналов в своих рассказах ссылаются на множество случаев, когда появление в этой ложе случайного зрителя приводило к роковым последствиям. Однако, давайте сначала выясним, что же это за Призрак, и что за Опера?


АРХИТЕКТУРНЫЙ АРЛЕКИН

Гранд-опера, или «Опера Гарнье» (Opera Garnier), издалека встречает посетителей огромным и сверкающим золотом куполом и многочисленными, необычайно искусно выполненными скульптурами на своем фасаде.

Самый знаменитый театр Франции был построен в 1875 году известным архитектором Шарлем Гарнье. После того, как на площади Бастилии появилась еще одна Опера, старое помпезное здание стали называть именем своего родителя — «Опера Гарнье». До 70-х годов нашего века «Опера Гарнье» являлась крупнейшей в Европе. По крайней мере, достоверно известно, что парижский театр «Комеди Франсез» мог бы легко поместиться целиком в одних только ее подсобных помещениях.

До сих пор вид Оперы впечатляет даже искушенного путешественника. В том числе, и своими размерами. Ведь здание театра на 13 метров выше Триумфальной арки. Высота его от основания фундамента до венчающей зеленый с позолотой купол лиры Аполлона составляет 63 метра.

Сотни туристов, представителей неформальной молодежи и студентов приезжают на Площадь Оперы, чтобы полюбоваться на великолепное здание. Они располагаются на ступенях перед театром.

Площадь, между тем, давно уже обжита старыми хозяевами — голубями, которые, деловито воркуя, с высоты скульптур фасада взирают на снующие туда-сюда перед театром толпы и автомобили, живым кольцом облепившие площадь в вечном и неостановимом «круговом» движении.

А к вечеру, когда волны туристов-зевак отступают в просторы разгульной парижской ночи, на площади появляется светская публика, одетая в смокинги и роскошные вечерние платья, искрящиеся бриллиантовым блеском бесценных колье, достойных особ королевских кровей. Это истинные обитатели «Оперы Гарнье», завсегдатаи модных премьер и гурманы репертуара. Последуем же вслед за ними под своды старой Оперы и посмотрим, что кроется в ее недрах.

А внутри есть на что полюбоваться. Например, плафон Парижской Оперы был расписан в 1964 году Марком Шагалом. Многие посетители приходят сюда лишь для того, чтобы посмотреть на это интереснейшее творение известного мастера.

Для изысканной декоративной отделки внутренних помещений Оперы в Париж были свезены различные материалы — гранит, белый и цветной мрамор, хрусталь, дерево ценнейших пород, бархат и прочее — со всего мира. Для возведения помпезного здания потребовалось более 33 километров архитектурных чертежей!

Гранд-опера вмещает под сводами своего зала две тысячи зрителей. Причем 200 зрительских мест, откуда ничего не видно и не слышно, были добавлены к проекту Гарнье позднее, одним из директоров театра, озабоченным повышением прибылей.

Общая площадь «Оперы Гарнье» — 11 тыс. кв. метров — включает в себя просторные кабинеты администрации, репетиционные залы -— отдельно для хора, отдельно — для балета, также отдельные ложи для танцовщиков и певцов, поистине гигантскую сцену, оркестровую яму и, наконец, великолепную парадную лестницу! Здесь, прямо перед мраморными ступенями этого архитектурного шедевра, проходят роскошные приемы-банкеты для высокопоставленных гостей, здесь чествуют успехи блистательных прим и талантливейших актеров и торжественно отмечают громкие театральные премьеры. А праздновать всегда было что: в разные годы в Гранд-опера выступали такие замечательные личности, как Федор Шаляпин, Вацлав Нижинский, Сергей Лифарь, а Рудольф Нуриев даже в течение нескольких лет руководил балетной труппой.

Автору посчастливилось побывать на одном из таких приемов, устроенном по случаю успешных гастролей Большого театра. Впечатление такое, будто попал на сказочный пир во дворце короля. Столы, накрытые на огромном балконе, с которого открывается завораживающий вид на парадный холл и знаменитую лестницу, буквально ломятся от изысканных вин и деликатесов, а чудесные галереи наполнены звуками играющих музыкантов. И, глядя на великолепие интерьеров Оперы, трудно поверить, что в свое время Шарлю Гарнье пришлось с боем отстаивать свой необычный и эклектичный проект. «Какая безвкусица! Ни греческая, ни римская традиция... В этом нет стиля!» — с негодованием осудила его творение императрица Евгения, жена императора Наполеона. «Но, мадам, позвольте, это же стиль Наполеона Третьего, новый стиль нашего императора!» — ответил находчивый архитектор, и надо думать, эта его реплика окончательно убедила всех поклонников античности, которым сразу же расхотелось спорить...

Между тем, замысел Гарнье был весьма оригинальным, ведь талантливому архитектору удалось совместить испанский и итальянский стили эпохи Возрождения. Современники называли это здание «архитектурным арлекином» — слишком много различных заимствований было вплетено в его блестящий всеми цветами радуги разноцветный интерьер.

Мнения меняются. Сейчас «архитектурный арлекин» слывет шедевром театральной архитектуры.


СКАНДАЛЬНЫЙ ФАСАД

Самая известная скульптурная группа театрального фасада, украшенного многочисленными изображениями — бюстами известных композиторов с гербами их родных городов, — это композиция «Танец», работа скульптора Карпо. В центре этой композиции — юноша с бубном в руке, которого окружает хоровод, состоящий из пяти обнаженных танцовщиц, кружащихся в беспечном танце, которые изображены художником в довольно легкомысленных позах. Живописная и непринужденная лепка Карпо не только восхищала его современников, но и, к сожалению, порождала черную зависть со стороны его менее талантливых коллег, а также гнев пуритански настроенной публики... Как только не склоняли злосчастную композицию — ее называли фривольной, скандальной и непристойной. Страсти разыгрались нешуточные, и закончилось все, наконец, в ночь с 27 на 28 августа 1869 года, когда некие безвестные вандалы излили-таки свой гнев на творение скульптора — почти что в буквальном смысле этого слова. Они забросали несчастных танцовщиц бутылками, наполненными чернилами...

Поскольку парижский воздух, заполненный смогом и выхлопными газами автомобилей, вызывал активную порчу и потемнение белоснежного мрамора, в 1932 году было решено заменить скульптуру Карпо копией, которую выполнил из особо устойчивого к агрессивной внешней среде материла талантливый скульптор Поль Бельмондо — отец известного французского актера Жана-Поля Бельмондо. Что же до оригинала, то теперь замечательную скульптурную группу из семи фигур, на одной из которых и по сей день сохранилось чернильное пятно работы «неизвестных художников» XIX века, которое так и не смогли вывести реставраторы, можно наблюдать в Лувре.


КОМНАТА ПЫТОК

Строительство Оперы продвигалось довольно медленно... На этапе закладки фасада, главным препятствием для рабочих стали подземные воды, постоянно скапливавшиеся под фундаментом, куда они попадали через сеть подземных ручейков.

Шарль Гарнье временами впадал в такое отчаяние, что был готов забросить весь проект «ко всем чертям»... Депрессивное настроение преследовало архитектора, пока, в конце концов, ему не удалось найти решение проблемы — изолировать подвальные помещения, куда проникала вода, двойной стеной.

Именно эта стена «с секретом» и навела впоследствии известного писателя Гастона Леру на идею о существовании потайной «комнаты пыток», принадлежащей зловещему Призраку. Так он и стал создателем литературной истории о Призраке Парижской Оперы — ужасном Эрике, всегда носящем маску, таком страшном и уродливом, что «даже родная мать не решалась его поцеловать». Впоследствии по мотивам книги Леру был написан известнейший классический мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера — «Фантом Оперы», а также снято несколько фильмов.

Их сюжет варьируется вокруг известной истории о таинственном обитателе старой Оперы, влюбляющемся в молодую и необычайно одаренную певицу. Загадочный покровитель талантливой девушки всячески старается продвинуть ее карьеру, однако та, испугавшись знакомства с призрачным фантомом, предпочитает полюбить нормального молодого человека. Это вызвало в Призраке нечеловеческую ревность, приводящую к трагической развязке финала.


ПРИЗРАК ОПЕРЫ

Нельзя сказать, что история Призрака Оперы является полностью выдуманной. «Опера Гарнье» хранит много секретов, способных приоткрыть завесу тайны над историями о театральных привидениях.

Дело в том, что в Опере действительно периодически происходили, и продолжают происходить, загадочные и необъяснимые происшествия.

Многие видели темные силуэты, возникающие то на перекрытиях над самой сценой, то в глубине подвальных коридоров и костюмных хранилищ, то в памятной ложе № 5.

Одно из самых известных загадочных происшествий случилось 20 мая 1869 года, когда в Гранд-опера давали «Фауста», а в зале присутствовало более тысячи зрителей. Именно на этот роковой спектакль руководство Гранд-опера первый и последний раз нарушило многолетний «контракт» с мифическим Призраком и продало злосчастную ложу № 5, прежде закрепленную за фантомом.

И в тот самый момент, когда главная героиня произнесла свою реплику — «О тишина! Непроницаемая тайна!..» — зал содрогнулся от ужасающего грохота. По необъяснимой причине противовес, поддерживающий канат, на котором висела знаменитая большая люстра «Оперы Гарнье», оборвался!

Более шести тонн золоченой бронзы и хрусталя, с оглушающим грохотом, рухнуло на головы зрителей. Многие зрители серьезно пострадали.

Впоследствии этот трагический эпизод нашел воплощение в ряде фильмов, снятых по мотивам легендарной истории.

* * *

После окончания спектаклей фигуры на фасаде Гранд-опера остаются стеречь старый театр до утра. Наступает ночь в компании голубей и таинственных теней, взирающих на тонущую в потоке огней площадь с высоты купола. И кто знает, может быть, одной из этих теней является одинокий Призрак.

Статья © Егор Симачев

(Прим. редакции. Егор — солист
балета Большого театра. При этом
он пишет интересные рассказы.
А мы с удовольствием их печатаем...)

Наверх