На главную В раздел "Фильм 2004 г."
В раздел "Статьи"

Фильм Шумахера: год спустя

Из цикла "Несерьезно о серьезном"
Елена ди Венериа

           С момента выхода на экраны фильма Джоэля Шумахера прошел год. Самое время оглянуться назад. Самое время спокойно поразмыслить над ответами на сложные вопросы: "Что же это было? Что так взволновало умы зрителей? Что так привлекает в фильме одних и в то же время за что его так не жалуют другие?" О природе уникального явления, имя которому "Призрак Оперы" Джоэля Шумахера, я, будучи сторонницей канона, но при этом положительно относящейся к фильму, и попытаюсь здесь немного поразмыслить. Все нижеизложенное - мое личное мнение, не претендующее на истину в последней инстанции. Я благодарю посетителей Нашего Призрачного Форума, которые любезно отвечали на мои вопросы.

           Итак. Я не берусь судить о том, как все происходило за рубежом, поскольку не имела возможности воочию наблюдать картину. А вот как "Призрак" свалился на головы неподготовленной российской публики, смею надеяться, я разглядела достаточно ясно. Все началось, как пишут в романах, зимним днем. Публику, пришедшую на сеанс, можно условно было разделить на две части: те, кто знал, о чем фильм, и те, кто понятия ни о чем не имел. Тех, кто был, что называется, "не в теме", было больше. В силу, во-первых, того, что книга Леру все же довольно специфична, в школе ее не проходят, а на полках в книжных магазинах ее следует искать в разделе классических произведений, куда заглядывает далеко не каждый. А во-вторых, жанр мюзикла только-только начинает входить в наш обиход, и с творениями сэра Эндрю (исключая давно и успешно идущий у нас спектакль "Иисус Христос - Суперзвезда") рядовой зритель знаком поверхностно. Мне приходилось слышать такие реплики: "Ой, а это, оказывается, Уэббер сочинил!" или "Да, я слышал эту песню, она мне нравится, но откуда она, кто сочинил, я не знал". Таким образом, фильм для них оказался первым, кто познакомил их с Призраком Оперы и Эндрю Ллойдом-Уэббером.

           Фильм не понравился тем, кому вообще не нравятся музыкальные фильмы (И таких была довольно значительная часть. Помним, что на фильм шли далекие от темы люди?) А еще фильм не понравился тем, кто до этого уже был знаком с Призраком. Адекватная - относительно - реакция на фильм была у профессионалов. Те, кто пишет театральные и кинорецензии, закалены в своем деле. Иногда в их стремлении писать "правду и ничего кроме правды" проглядывает желание отличиться... Но не буду углубляться в эту тему, скажу только, что среди разнообразных откликов на фильм было несколько вполне приятных для чтения, без "перекосов", с хорошим разбором и метко подмеченными деталями.

           Первое же время среди зрителей, которым понравился фильм, наблюдалась странная эйфория. Они покупали билеты, чтобы посмотреть его еще раз, но внятно объяснить, почему они это делают, не могли. Постараюсь пояснить, что увидели в фильме те, кто не был знаком до этого с Призраком. Что увидели и за что полюбили.

           После выхода фильма поклонники Призрака Оперы вообще разделились на два непримиримых лагеря - тех, кому понравился фильм, и сторонников канона, отвергающих фильм как нечто, порочащее Призрака.

           Наиболее показательный жест - закрытие сайта "Парижская сказка" Ирины Емельяновой. Ссылаясь на объяснительную записку, оставленную на главной сайта и на одну из записей в ее ЖЖ, скажу, что Ирине не понравился фильм, что она устала от бесконечного потока писем, наполненных восторгом по поводу фильма. Закрыв сайт, г-жа Емельянова лишила многих, если не сказать подавляющее большинство тех, кто впервые узнал о Призраке из фильма, возможности увидеть, насколько широка и глубока тема на самом деле. Впрочем, сайт закрылся не сразу, поэтому частично информацию публика получила. Кроме того доступны были (на русском языке, разумеется) сайты "My Phantom", "Подвалы Оперы" и "Strange Duet".

           Как ни стараются убедить всех в обратном сторонники канона, первоидею, вложенную в историю автором, то есть Леру, поклонники фильма разглядели. В каком бы виде она ни подавалась, идея все же оставалась неизменна - сказка о Красавице и Чудовище, о любви, самопожертвовании, о музыке. Кстати о музыке. И музыка также понравилась поклонникам фильма. Понравилась благодаря, а может и вопреки вокалу. Понравилась до затертого до дыр диска с саундтреком, прокрученным не меньше сотни раз подряд. Понравился и видеоряд, и подбор актеров, и костюмы, и декорации. Многие признавались позже, что увиденное совпало с их внутренним представлением о театре. Понравилось несмотря на критическое для такого уровня фильмов количество ляпов. Кажется, плюсы фильма имеют неоспоримый перевес над минусами.

           Из опроса, устроенного на НПФ, можно видеть, что наибольший вред, причиненный фильмом его поклонникам выражается в увеличении времени, проводимом за компьютером, и увеличении трат на интернет, а также на товары, имеющие отношение к Призраку, - саундтреки, диски с фильмами, книги и т.п.

           Основные возражения у сторонников канона вызвал подбор актеров. "Это не Майкл Кроуфорд", сказали они, и это прозвучало как обвинительный приговор. Грим Призрака, о котором также нелицеприятно отзываются сторонники канона, оставлю без комментария, поскольку вкусовые пристрастия индивидуальны. Не давая вокальной оценки актерам фильма, хочу заметить, что Уэббер наблюдал за кастингом, и все актеры были набраны с его одобрения. Всем, по какой-либо причине отвергающим оригинальную озвучку фильма, рекомендуется вспомнить об этом не последнем факте. Что до Майкла Кроуфорда и других исполнителей роли Призрака по всему миру, то следует отметить вот что. Не стоит думать, что поклонники фильма не слушали OLC и записи других составов. И среди них есть те, кто пришел к выводу, что - да, Майкл Кроуфорд (Джон Оуэн-Джонс, Хью Панаро, Хуан-Карлос Барона и т. д.) им понравился, и они с не меньшим, а то и большим удовольствием слушают теперь песни в исполнении не только оригинального состава фильма. Но есть и такие, кому тот же OLC не понравился. Такие есть и среди сторонников канона, я знаю это точно, поскольку интересовалась различными мнениями. Еще раз повторюсь: вкусовые пристрастия различны. Обвинять человека, которому нравится один певец в том, что у него отсутствует вкус или что он просто неспособен оценить красоту и глубину исполнения другого певца, по меньшей мере неэтично, вам не кажется?

           Взглянем на ситуацию в целом. Какое-то - и даже весьма продолжительное - время тема "Призрака Оперы" была популярна у многих. Достаточно посмотреть на то количество сайтов, появившихся после выхода фильма. Но часть из них уже ушла в небытие, исчерпав себя. Время вообще очень хороший показатель.

           Можно долго рассуждать о художественных особенностях фильма, отрицать его как продукцию типа "поп-корна", а его успех объяснять общим снижением вкуса у публики, этаким "притупилась чувствительность зрителей". Но взглянем правде в глаза. Страсти уже давно улеглись. Время отсеяло случайных людей, дало возможность проверить чувства. И теперь, спустя время, можно спокойно оценить, что именно дал фильм. Для многих он открыл Призрака Оперы вообще. Для кого-то он стал ступенькой к дальнейшим изысканиям на тему Призрака. Именно после фильма можно было наблюдать всплеск творческой активности среди русскоговорящего населения. Чем же это плохо? Чем плохо появление талантливых людей в фэндоме, чем плохи фики, написанные по мотивам фильма? Чем они отличаются от фиков по мотивам мюзикла, который, по сути также вторичен по отношению к книге, как и фильм? Некачественных, откровенно графоманских текстов хватает везде, не зависимо от исходного произведения.

           "Еще один плохой фильм о Призраке", вздыхают сторонники канона. Российскому обывателю известны две экранизации помимо шумахеровской - фильмы с Робертом Энглундом (первый фильм о Призраке, вообще увиденный российским зрителем) и Джулианом Сэндзом. Фильм 1925 года, признанная классика ПО-фэндома, не был у нас в широком прокате. Упомянутые нами два фильма прошли практически бесследно для обывателя. Взрыв эмоций последовал только вслед за фильмом Шумахера. Впрочем, с одним замечанием сторонников канона относительно этого фильма не могу не согласиться, а именно: фильм о Призраке Оперы можно снять еще более красочней, насыщенней, комбинация хорошего вокала и хорошей актерской игры возможна, и не в мечтах, а в реальности. По крайней мере, я надеюсь на то, что таким - удачным, красивым, качественным - будет следующий фильм о Призраке.

           Но вернемся к нашей теме. Все позы, разговоры о вкусовщине и снижении общего уровня качества фильмов и культурного уровня зрителей отдают банальной ревностью. Мне кажется, я разгадала тайну сторонников канона. Дело не только - и не столько - в том, что, по их словам, Шумахер исказил, опошлил и извратил мюзикл, а в том, что после выхода фильма ряды призракоманов разраслись и приумножились. При чем быстро и в угрожающем объеме. Элитность, даже некая закрытость темы перестала существовать. "Призрак Оперы" из классического стал модным, а потому внимание к нему со стороны новообразованных поклонников, по мнению сторонников канона, не могло не быть поверхностным.

           Хочется пожелать сторонникам канона терпения и понимания. Посмотрите фильм еще раз - может быть, вы сможете открыть в нем что-то хорошее и для себя?


На верх страницы